Наталья зубаревич: «карантин сильнее всего ударил по крупным городам, все посыпались»

Содержание

«Отдать налоги регионам — это разговоры в пользу бедных»

Нам надо посмотреть, как устроена страна и чего нам ждать в нашем развитии. Вот здесь на слайде вся наша страна, про которую недавно наш руководитель сказал, что она чудовищно неравная. Я неполиткорректно с ним не соглашусь по одной причине: вот вам большая часть страны , а вот тут хвосты и голова . Вся страна не так уж сильно разделена. Больше половины — это регионы-«середняки». Дюжина — это относительно развитые регионы, и среди них Коми. Но это ВРП — то, что добыто и произведено, а конечное потребление намного меньше. Потому что огромная часть произведенного вывозится за пределы территории. И наконец, аутсайдерская группа — около 15 слаборазвитых республик и некоторые депрессивные регионы. Кто давно не был в Кирове — милости просим. Киров, Курган, Псков, Кострома. И наконец, великие лидеры. Здесь Тюменская область вместе с округами, Сахалин тут. Он рванул благодаря нефти. И еще тут Москва, к которой подтянулся Питер. Вот так устроена экономика нашей страны.

Я вам специально показываю картинку за последние 15 лет. Там есть экономический рост, ситуация после кризиса. Вы видите, что сильных изменений нет. Некоторые регионы чуть-чуть пошли вниз, некоторые — чуть-чуть подтянулись. Но в принципе эта разблюдовка весьма устойчива. Поэтому пора уже закончить петь про то, что мы все выровняем. Мы не выровняем. Пространство никогда не развивается равномерно. Пространство развивается на основе наличия или отсутствия конкурентных преимуществ в тех или иных регионах.

В России есть два типа конкурентных преимуществ. Первое — это природные ресурсы, хорошее географическое положение, это от человека не зависит. Вторая группа — это агломерационный эффект (наличие крупных городов, где экономика всегда живее и быстрее), человеческий капитал, институты, инфраструктура. В России есть два явных конкурентных преимущества — это нефтегаз и крупнейшие агломерации. Это Москва с областью и Санкт-Петербург. Гигантская концентрация людей, работников, покупателей, разнообразие. Эффект масштаба, эффект разнообразия.

Можно ли нашу страну сделать более равной в финансовых и бюджетных отношениях. Начну с того, кто вообще в России обеспечивает поступление денег в федеральных бюджет. Если взять все налоги, поступающие в федеральных бюджет страны, и территории, то доля Ханты-Мансийского округа — 27%, Москвы — 14%, Ямало-Ненецкий округ дает 9%. Три субъекта страны обеспечивают половину поступлений всех налогов в федеральный бюджет. Зависимость от нефти и газа — НДПИ , НДС . Мы очень простая экономика. Если добавить еще 8–9 регионов, то это будет три четверти. А вот эти 26% поступлений в бюджет дает 71 регион. Мы как выравнивать будем? Мы что будем регионам отдавать?

Это данные по 2014 году. Как распределяются налоги между консолидированным бюджетом регионов и федеральным. В среднем у нас 50/50. Вы видите, что очень многие регионы оставляют себе подавляющую часть налогов. Кто кормит федеральный бюджет? Вы, Коми, в том числе. 55% от всех собираемых налогов в Коми идет в федеральный бюджет, 45% остается на территории. Но не вы лидеры. Лидеры — Ямал, ханты, томичи, ненцы, Удмуртия, Татарстан, который примерно как Коми.

Все разговоры о том, что мы можем решить наши проблемы простым дедовским способом — отдать налоги регионам — это разговоры в значительной степени в пользу бедных. Почему? У нас два налога — НДС и НДПИ. Если мы делимся НДС, кто получает дополнительное преимущество? Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Если мы вдруг решим децентрализовать нефтяную ренту, то в первую очередь выиграют небедные Ямал и Ханты. Но у нас есть еще налог на прибыль, на который сейчас федеральный бюджет покусился на 1% дополнительно. И если бы все эти регионы без НДПИ с налога на прибыль назад получили хотя бы 2%, то относительно развитые регионы имели какой-то дополнительный ресурс. Судя по всему, тенденция идет в обратную сторону.

«Человеческий капитал финансируется все хуже»

Как выглядит Коми? Налог на прибыль в Коми поехал вниз. Я не знаю, это вывод прибыли? НДФЛ — Коми выглядит похуже по сравнению со среднем картиной. А почему в Коми в 2015 году НДФЛ посыпался? Это либо уход в тень, либо сокращение занятости. Акцизы — в прошлом году вы были неудачниками, а в этом отыгрались. Все же подняли акцизы.

А вот ваше все — налог на имущество. Я не могу понять, почему он посыпался в России. Это очень странно. В Коми — плюс 10%. Вы уже два года «жмете масло». Я не знаю, кого вы так капитально обложили.

Малый бизнес. Россия «жмет масло» из малого бизнеса, а вы не жмете. Может быть, это и хорошо. У вас занятость на второй квартал 2016 года к 2013 году — минус 19%. У вас посыпался малый бизнес или «укатил» в тень. По России снижение — 4%. Я думаю, что снижение доходов связано с уменьшением количества плательщиков.

Теперь трансферты. В прошлом году вас обидели сильно, а в этом году — в щадящем режиме: у всех — минус 8%, а у вас — минус 2%. Теперь поздравляют не с ростом, а с меньшими темпами спада.

Расходы. Вот тут вы молодцы. Наконец-то Республика Коми поняла, что придется экономить: расходы выросли всего на 2%.

Спиридоновское наследство вечно. Простите за просторечие. Я к нему с большим уважением отношусь. Но та эпоха закончилась. И пока не будут найдены правильные алгоритмы, у вас расходы на соцполитику будут расти. В 2016 году — плюс 16%.

Нацэкономика — вы решили тут добавить. Может быть, это то самое дорожное строительство. Сочувствую. Культура в Коми, здравоохранение — падение. А как может быть в ЖКХ сначала плюс 31%, а потом падение минус 4%. Накопили, заплатили, теперь снова копим? И вот что меня огорчает — образование.

Ну что, получается так, что человеческий капитал финансируется все хуже. Как снизить издержки? Если мы берем расходные вещи… Коми по доходам похожа на средний российский регион, но вот чтобы конкретно такого, как ваш, — нет. Это смесь коня и рябчиков. А если мы посмотрим по расходам, то я понимаю, почему у вас сокращаются расходы на образование. Но 31% — это много.

Процесс подстройки идет, но медленно. Мне кажется, что управленческие решения надо принимать чуть быстрее.

Мы возьмем вас и вашу динамику на фоне всей страны. Вот динамика расходов на соцполитику. А вам нравится быть почти в первой пятерке регионов по наращиванию расходов на соцполитику? Не нравится? И мне кажется, что это сомнительное лидерство. Может быть, тщательнее посмотреть, на что тратятся деньги? Мурманская область такая же. На образование и здравоохранение — минусы.

Зубаревич Наталья Васильевна пользователь

Соавторы:

Алексеев А.И.,
Гладкевич Г.И.,
Сафронов С.Г.,
Болысов С.И.,
Шувалов В.Е.,
Даньшин А.И.,
Фетисов А.С.,
Бабурин В.Л.,
Битюкова В.Р.,
Горлов В.Н.,
Бобылев С.Н.,
Казьмин М.А.,
Ратанова М.П.показать полностью…,
Флоринская Ю.,
Данилова И.А.,
Ковалев С.А.,
Кузнецова О.В.,
Перцик Е.Н.,
Савоскул М.С.,
Трейвиш А.И.,
Мкртчян Н.В.,
Раковецкая Л.И.,
Соловьева С.В.,
Хрущев А.Т.,
Калашникова Т.М.,
Крючков В.Г.,
Макаренцева А.О.,
Махрова А.Г.,
Москальков С.П.,
Нефедова В.Б.,
Панин А.В.,
Андреев Е.М.,
Белозеров В.С.,
Бугров Б.С.,
Бусыгина И.М.,
Григорьев Л.М.,
Иванова И.С.,
Колосов В.А.,
Кострикин И.А.,
Кочергин А.В.,
Нефедова Т.Г.,
Панин А.Н.,
Тикунов В.С.,
Худокормов А.Г.,
Щитова Н.А.,
Алексеевский Н.И.,
Артоболевский С.С.,
Афонцев С.А.,
Вендина О.И.,
Власов Ю.С.,
Горячко М.Д.,
Колосова Р.П.,
Мaзуров Ю.Л.,
Малева Т.М.,
Мироненко Н.С.,
Низовцев В.А.,
Пилясов А.Н.,
Ревич Б.А.,
AGITAEV E.V.,
ARAKCHAA K.D.,
Agranovitch M.,
FUNSTON B.,
Gorshkova N.,
Kryshtanovskaya O.,
Mikhailova J.M.,
Oleshkevich E.,
Pokrovsky N.S.,
Porfiriev B.N.,
Punga V.,
Sevortian A.,
Shagaida N.I.,
TODYSHEV M.A.,
Uzun V.,
Yerokhin V.,
Аверченков А.А.,
Агранович М.Л.,
Алексеевский Н.И.,
Ахинов Г.А.,
Бадюков Д.Д.,
Баженова Е.А.,
Бакланов П.Я.,
Баринова И.К.,
Белов Н.В.,
Белова Е.В.,
Беляева Т.Б.,
Бринчук М.М.,
Ваксова Е.,
Веремеева А.А.,
Виноградова В.В.,
Власова Т.К.,
Воронкина И.В.,
ГРОССЕТИ М.,
Ганич А.А.,
Герасименко Т.И.,
Гладкий Ю.Н.,
Гонтарь Н.В.,
Гонтмахер Е.,
Горкин А.П.,
Горкина Т.И.,
Горлов В.Н.,
Горшкова Н.В.,
Граберг А.Г.,
Гриффин У.Л.,
Гудков А.О.,
ДЗЕНЗЕРЯ В.М.,
Денисенко М.Б.,
Десинов Л.В.,
Добролюбов С.А.,
Дружинин А.Г.,
Дубин Б.В.,
Егоров Е.В.,
Елизаров В.В.,
Ельчанинов А.В.,
Зайфудим П.Х.,
Захаров В.М.,
Заяц Д.В.,
Зоркая Н.А.,
Зотова М.В.,
Иванов Ю.П.,
Казаков В.Н.,
Калабихина И.Е.,
Калашников С.В.,
Калмыкова Н.М.,
Каменев А.А.,
Касимов Н.С.,
Катровский А.П.,
Кириллов П.Л.,
Клименко А.,
Клоков К.Б.,
Колесов В.П.,
Константинова О.А.,
Корягина О.Г.,
Кравченко Д.С.,
Красовская Т.М.,
Кренке А.Н.,
Крыштановская О.В.,
Кузнецова О.В.,
Кузнецова П.О.,
Лавров А.М.,
Лексин В.Н.,
Липец Ю.Г.,
Ломанов П.Н.,
Лузанов А.Н.,
Луковкина Е.,
Лухманов Д.Н.,
МИЛАРД Б.,
Максаковский Н.В.,
Максимов Ю.И.,
Малашенко А.В.,
Маньшин Р.В.,
Мельченко В.Е.,
Мироненко Н.С.,
Митенко Г.В.,
Михайлова Ю.В.,
Мошков А.В.,
Мячкова Н.А.,
Наумов А.С.,
Нокелайнен Т.С.,
Овчинников В.Н.,
Омельяненко В.А.,
Орешкин Д.Б.,
ПОРТАНСКИЙ А.П.,
Петров Н.В.,
Петрушина М.Н.,
Плотко М.А.,
Позняк Э.Г.,
Покровский Н.Е.,
Полян П.М.,
Поросенков Ю.В.,
Присяжная А.А.,
Проскуряков В.И.,
Пунга В.В.,
Путрик Ю.С.,
Пучков П.И.,
РАХМАНИНОВА М.В.,
РЫБАЛЬСКИЙ Г.Н.,
Разумова Т.О.,
Раковецкая Л.И.,
Регентова Е.М.,
Римашевская Н.М.,
Роготень Н.Н.,
Рубанов И.Н.,
Рябчикова В.И.,
Саградов А.А.,
Самбурова Е.Н.,
Сафиуллин Р.Г.,
Свешников В.В.,
Севортьян А.Р.,
Селиванова Т.И.,
Семенова В.В.,
Семенова В.Г.,
Серова Е.В.,
Серова Е.П.,
Снакин В.В.,
Солдатов М.С.,
Стеценко А.В.,
Суворов Н.В.,
Тархов С.А.,
Телешова И.Г.,
Тихоцкая И.С.,
Тушунов Д.,
Устименко К.А.,
Фoмичeв П.Ю.,
Федоров Г.М.,
Фузеина Ю.Н.,
Хасанова Р.Р.,
Хрисанов В.Р.,
Черковец М.,
Чернавская М.М.,
Чистобаев А.И.,
ШОВГАРЯН Э.Л.,
Шаргин Н.,
Шварц Е.А.,
Широков И.В.,
Шлычков А.П.,
Шумская О.Б.,
Шупер В.А.,
Эченикэ В.Х.,
Юрин В.О.,
Якобсон С.Г.,
Ямсков А.Н.,
Январева Л.Ф.

Количество цитирований статей в журналах по данным

Web of Science: 39,

Scopus: 59

РИНЦ:

ResearcherID:

M-1470-2015

Scopus Author ID:

55304518000

ORCID:

0000-0002-4693-8163

«Долг у Коми не смертельный»

К чему пришли?

Вся деятельность по выполнению майских указов привела к тому, что на слайде. Большой дефицит бюджета в 2014 и в 2015 году. В Коми в 2014 году был глубокий обморок: брали, лишь бы закрыть. У вас дефицит был 17%. По 2015 году начали адаптироваться: дефицит был 12%. Но вы опять в десятке худших. Это означает, что долго не принималось решение о том, как выкарабкиваться.

А в 2016 году? Минус 10%. Можно сказать, что Коми — республика не спешащая. Она движется в правильном направлении, но такими аккуратными шагами. Мне бы хотелось более быстрого движения, потому что все же понятно. Вы все время остаетесь в десятке худших по дефициту.

Переходим к долгу Коми. Он у вас не смертельный. У меня нет данных по исполнению бюджета 2016 года, поэтому я в знаменателе беру 2015 год. У вас 66%. И вы не Мордовия. Я ее люблю за абсолютную отвязность — им все по барабану. В этом году они опять наращивали долг и дефицит у них ядреный. Но живут себе и не заморачиваются. И не приходит к ним ни прокуратура, ни ФСБ. А у вас в Коми уже пришли.

Что мне не нравится? С 1 января по 1 октября 2016 года долг Коми вырос на 13%. Это много. Рискуете.

Я не скажу, что очень высокая доля дорогих банковский кредитов. Вам далеко до Мордовии, Удмуртии, Саратова. Я бы им там показала такие ужасы, по сравнению с которыми вы — именинники. Там сидят ценные бумаги?

— Да, — реплика из зала.

Обслуживать их возможно? Нормально у вас. Но то, что вы делаете с дефицитом, меня пугает.

Как поставить Коми среди российских регионов. Вот тут зона риска : регионы имеют и дефицит, и госдолг. У Коми есть куда расти. Ведь в России часто тот, кто старателен, бережлив, кто делает так, как надо, бывает наказан. Потому что эта Мордовия пойдет биться головой в Минфин… Это тоже метод. Каждая управленческая команда принимает свое решение. А Чукотка вообще на все забила.

И это Россия. И как бы мы ее ни «вертикалили», она остается федерацией. И не потому, что мы такие дружные. А потому, что каждый за себя.

Вторая часть расшифровки лекции будет опубликована 6 декабря.

«Решение принято — регионам будут помогать меньше»

Теперь про регионы. Точно могу сказать, что того счастья, которое было в 2009 году, не будет. Объем трансфертов вырос тогда на 30%, залили деньгами тот кризис. Бюджеты проскочили. Тогда помогали широкой лопатой. Больше такого не будет.

В 2015 году сокращение доходов бюджетов регионов было на 3%, но надо считать честно — без Крыма — там нулевое сокращение. Но в этом году — минус 8% в номинале. Решение принято — регионам будут помогать меньше. Все управленцы должны это внятно понимать.

Как регионы встречают эту не самую лучшую новость? Вот структура расходов. Основные социальные расходы, за исключением расходов на соцзащиту, в основном переложены на регионы. И вот тут я даю рейтинг регионов — очень разная доля социальных расходов. Есть регионы, которые имеют другие приоритеты и поддерживают нацэкономику, то есть поддерживают развитие инфраструктуры. А есть регионы, которые угрюмо социально финансируют, и ни на что другое денег не остается.

Итак, в Коми соцрасходы — 69% при среднем показателе 61%. Наследие Спиридонова живо . Севера — это место дополнительной поддержки населения. Это ценностная установка, так было всегда. В спиридоновские времена это воспроизводилось. Дальше это усыхало, ужималось. Чтобы вас, Коми, утешить, в Свердловской и Челябинской областях — 70% соцрасходов. Вы в географически близкой компании. Только я еще раз напоминаю, что трансферты сокращаются, и какие-то решения все равно придется принимать. Лучше быть к этому готовым.

Есть куча проблем, на которые не хочет обращать внимание федеральная власть. Это массовое явление

То же самое ощущают люди в Красноярске, на Ямале. Мы не способны, как регионы, объединиться и свой голос мультиплицировать. Каждый сам за себя. Когда надо решать вопросы, то губернаторы и вице-губернаторы распределяют кабинеты и непрерывно их обхаживают. Мы, эксперты, кричим, что не может быть одинаковых критериев к Калужской и Белгородской областях и к Северам. Тут все по-другому. Но, к сожалению, нас плохо слышат.

«Показуха в сочетании с откатами»

А вот структура расходов на нацэкономику. Я не хотела вас обидеть, но картинку я должна показать. Это значит, что бюджет республики фактически не вкладывается . Не одни вы такие — в Карелии то же самое, в Мурманской и Архангельской областях то же самое. А вот те, кто пытается инвестировать в инфраструктуру. Там есть «любимцы» — Тамбов, Брянск и Мордовия. Более неэффективных трат я в своей жизни не видела. Показуха в сочетании с откатами. У них немного получается. Но ведь есть те, у кого получается хорошо.

Кризис с бюджетами начался в декабря 2012 года. И все знают причину — «майские указы» президента. Мы опросили всех экспертов в Москве. Никто не признается, кто подготовил эти зарплатные указы президента. Никто! Потому что они были уверены, что экономика будет расти дальше, и рост доходов бюджетов позволит эти указы выполнить. Но случилось иначе. В 2013 году экономика встала. А расходы приходилось увеличивать.

В среднем по субъектам в 2013–2014 годах 70% всех расходов на повышение зарплаты лежало на регионе. И только 30% давали федералы. В 2015 году — 80% регионы и 20% федералы. Понятно!

— А у нас доля еще меньше, — реплика из зала.

А вы же богатенькие. Вы сами разберетесь. Проблема относительно развитых регионов состоит в том, что богатств не так много, а дают им из бюджета не так много. Потому что есть ощущение, что как-нибудь выкрутятся. Вот Курган с Костромой не порубишь. Там ощущение, что ничего нет и так. А вот вы, Коми, подожметесь, авось получится. Под раздачу вы идете первые.

Что мы делали в 2015 году? Регионы одумались. В 2013–2014 годах они тупо наращивали дефицит и долги. Попробуй не выполни указ — секир башка губернатору. Поэтому шли в банки, занимали, наращивали долги. В 2015 году началось движение в сторону оптимизации расходов. Доходы выросли в 2015 году на 6%, а расходы — на 1,4%. А потом начался электоральный цикл. И все знают, что такое предвыборная жизнь. Мы опять вошли в диссонанс . По году будет иначе: порубят многое. Но тем не менее. Посмотрите, что у нас происходит с динамикой расходов на нацэкономику. Софинансирование ЖКХ, дорожные фонды. Когда дикий кризис у регионов, наращивать расходы на нацэкономику на 9–10%? Я не понимаю логики. Так устроены федеральные трансферты: деньги дают, только ты софинасируй.

Здесь есть энергетики? Вопрос: как ведет себя региональная и местная власть в части оплаты услуг ЖКХ? Правильно ли я понимаю, что ты не платишь столько, сколько можно не платить? А потом пришел поставщик со словами: «Завтра мы вам все к чертовой матери отключим». И тогда приходится платить. Никак иначе нельзя объяснить эти бесконечные качели — вверх-вниз. Ничто так пилой не идет, как расходы на ЖКХ. Это значит, что системы нет. Это значит, что текущие решения абсолютно тактические. С монополиями мы ничего сделать не можем. Поэтому накапливаем долги, а потом находим или занимаем, расплачиваемся.

Поэтому, электроэнергетики, я вас призываю к тому, чтобы вы угрожали отключать как минимум раз в квартал. Может быть, тогда появится системная оплата. Я понимаю, что я гадость говорю. Но то, как сейчас, — это вообще ни в какие ворота.

Посмотрите, что у нас с образованием, с расходами на человеческий капитал. Посыпалось и здравоохранение. Соцзащита — ее не тронут.

«Федералы выбрали простой дедовский способ — раскулачивание»

Вот уровень дотационности. Мы — страна, живущая на ренту. Когда страна живет на ренту, автоматически формируется вне зависимости от доброй или злой воли большое перераспределительное государство. Когда рента централизуется, она потом перераспределяется. Это большое государство, как правило, бюрократическое, может перераспределять более прозрачно, менее прозрачно. Но суть в том, что оно остается большим. И это для нас некое родимое пятно. Мы не можем уйти от большого перераспределительного государства.

Сейчас рента сжалась. Рента стала на четверть меньше, если брать доходы бюджета, а перераспределение идет своих ходом.

Как мы перераспределяем. Трансферты начали сокращаться, и довольно интенсивно. И это означает, что регионы попадают в зону риска, связанную с сокращением их доходной базы. Поэтому те, у кого трансфертов мало в долях, оказываются в более выгодном положении. У них риски от принятия решений федеральным центром меньше.

Коми в этой ситуации в более или менее комфортной группе. Зависимость 10%. Я также думаю — хотя, может быть, я и ошибаюсь, — что вот эти регионы будут сокращать последними. Ингушетия, Тыва. Это высокодотационные регионы, которым мало сокращают. А рубка пойдет по срединной зоне, многие регионы это уже почувствовали. Поэтому я вас поздравляю с тем, что у вас этой жесткой рубки будет меньше, потому что меньше зависимость от федеральных трансфертов.

Попробуем разобраться, до чего мы дораспределялись.

Вот эту картинку я таскаю везде, чтобы показать, что мы сделали многое для того, чтобы лишить регионы стимула зарабатывать. Вот сравнение доходов на душу населения с доходами на душу населения с ИБР . Разница у регионов почти никакая. А вот те семь богатеньких , у которых отнять нельзя, потому что это налог на прибыль, налог на имущество. Итак, семь богатых.

Коми на этом фоне в номинале выше среднероссийского показателя. Как только мы пересчитываем с ИБР, то оказываемся ниже. То есть регион, который получает всего лишь 10% трансфертов, регион, который довольно много отдает налогов , по скорректированным на ИБР показателям ниже Ингушетии и Чечни.

Что я могу сказать? Коми — это регион с конца 1990-х годов, когда сюда пришел «Лукойл», в котором происходит вывод прибыли. Так всюду происходит. Это характерно для России. Можно ли что-то сделать здесь? Я не уверена. Потому что раньше губернаторы бодались с компаниями, но в «нулевых» уже проигрывали. Теперь это данность — прибыль из региона выводится.

Суть в том, что любое изменение в виде децентрализации налогов кормит в первую очередь и так не бедные регионы. А единственное, что может помочь таким регионам, как Коми, Самара, Башкортостан, Свердловская область, — это неизъятие налога на прибыль. Потому что он для регионов значим. А пока, я вас предупредила, ситуация двигается строго в обратную сторону.

У Сахалина налог на прибыль фантастических масштабов. Крупных инвестиций мало, месторождения вышли на проектный уровень добычи, прибыль гигантская, и она остается в бюджете региона. И федералы выбрали простой дедовский способ — раскулачивание. Сам делиться не хочешь, — «получи, фашист, гранату». Слава богу, пока 1%. Но это, я боюсь, еще не вечер. Рикошетом задевает все те регионы, у которых нет таких жирных подушек прибыли. Попытка изъять у очень богатенького бьет и по остальным.

Сейчас обсуждается жуткая история о централизации налога на прибыль. Он же неравномерный. Вот ты дал им 4% пункта скидки по налогу на прибыль, компания к тебе прибежала, а если не дал, от тебя убежала. Чтобы этого безобразия не случалось, не проще ли опять все собрать, а потом перераспределить. Поэтому первый риск — это дальнейшие поползновения по централизации налога на прибыль. Это очень серьезно обсуждается в Центре стратегических разработок, и боюсь, что эта история получит развитие.

«Нам придется уходить от бюджета военного времени»

В чем специфика этого кризиса? Этот кризис не про промышленность. Этот кризис не про безработицу. Этот кризис — про деньги. Деньги бюджета, деньги населения, инвестиционные деньги.

Я вчера посмотрела данные по октябрю 2016 года. И если мы можем сказать, что по инвестициям спад замедляется, по доходам населения тоже замедляется (через месяц-два он может выйти в ноль), то по бюджету я такого сказать не могу. Итак, три больных направления — деньги бюджета, деньги бизнеса, доходы населения.

Начну я с федералов. Вот вам исполнение федерального бюджета в 2015 году. Оборона — плюс 28%, пенсионное обеспечение — плюс 31%. За счет только этого и рост расходов на соцполитику. Порезали образование, даже национальную безопасность порезали, культуру. И минус 24% на нацэкономику. Это, как правило, инвестрасходы. Это приоритеты федерального бюджета в этом году. И в будущем году они не изменятся. Рубка социальных расходов на человеческий капитал только будет около 10%. И это в номинале — без учета инфляции.

Вот такой у нас бюджет — оборона и нацбезопасность — треть всех расходов. И второй кусок — пенсионный фонд и социалка, где сидят федеральные льготники.

Мне кажется, что нам придется уходить от бюджета военного времени. В прошлом году 2 триллиона дефицит федерального бюджета. В этом году будет 2,4 триллиона. Или мы идем заимствовать… И если мы идем на глобальный рынок, то с людьми надо разговаривать, желательно, не сквозь зубы. Просить занять деньги и в то же время ругаться со всем миром — это когнитивный диссонанс. Второе — вы можете занять у населения. Сейчас мне сообщили, что Ямало-Ненецкий округ решил, что он будет распространять внутренний займ среди жителей Ямала. Я сразу поперхнулась — это что, по сталинской методике? Я же помню, как у меня бабушка и дедушка эти облигации принудительно покупали. Ну, может, и так. Только население другое. Бюджетников и администраторов вы заставите купить. Но меня — уже нет. И таких, как я, немало. Нельзя одновременно влезать в чудовищный дефицит и не понимать, как ты из него будешь выходить.

Фонды останутся. Смертельного пока еще ничего нет. В 2017 году останется кусок резервного фонда. Они же еще пополняются нефтяными деньгами. Точно до президентских выборов хватит фонда национального благосостояния. Точно! Не потратят все деньги. У нас очень разумная власть: такого не будет, что к президентским выборам придут с пустыми карманами. Мы в России живем. Но тогда надо разбираться.