Содержание
- «Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным».
- Предисловие
- Дороги Древнего Рима
- Рим — центр мира
- Почему все дороги ведут в Рим, и почему древнеримские дороги лучше современных (3 фото + видео)
- Сила дорог в Риме
- Что означает выражение «все дороги ведут в Рим»
- Вступление
- Ёмкое знание!
- Что означает выражение «Все дороги ведут в Рим»?
- Что означает выражение «все дороги ведут в Рим»
- Происхождение и значение выражения «Рим — вечный город»
«Я застал Рим кирпичным, а оставляю его мраморным».
Так что неудивительно, что такие преобразования города навеяли Тибуллу мысли о вечности Рима. Впоследствии эта тема часто использовалась другими древнеримскими поэтами, писателями, философами и ораторами.
Например, римский поэт Клавдий Клавдиан с полной уверенностью заявляет, что Риму «не будет конца»
. Или поэт Рима Клавдий Рутилий Намациан, уезжая из города, кидает фразу:«Жизни грядущей твоей нет предела» . Римский историк Аммиан Марцеллин о столице Римской империи говорит:«Рим будет жить, пока будет существовать человечество» .
Конечно, под всеми этими высказываниями о вечности города писатели и мыслители древности подразумевали политическое могущество, военное превосходство и экономическую мощь Рима.
Несмотря на закат и распад Римской империи величественный эпитет «вечный город» за городом сохранился, приобрел новый смысл и стал восприниматься как центр человеческой цивилизации, неотъемлемая и заметная часть ее прогресса и развития. И как один из самых древних городов, испытавший на себе ошеломительный взлет и оглушительное падение, но сумевший сохранить богатейший культурный комплекс, впитавший в себя огромное историческое и религиозное наследие разных эпох, Рим как нельзя лучше подходит под формулировку «вечный город».
И по сей день, говоря о Риме, мы используем выражение «вечный город», отдавая дань этому величественному городу с его богатейшей историей.
Предисловие
Скотт и Кимберли Хан, истории их жизни и обращения – словно прекрасные, яркие звезды на небосводе надежды в наше время безверия и упадка. Это одна из множества историй, которые так неожиданно появляются в лоне католической церкви в США, словно весенние цветы прорываются сквозь снежный покров.
Все истории обращения различны, они неповторимы словно снежинки или отпечатки пальцев. Но каждая из них драматична. Лишь одна история может быть более драматичной, чем обращение к Церкви Христовой – история обращения человека ко Христу. Но дведрамы – стать христианином и стать католиком – лишь два шага на том же самом пути и в том же самом направлении. История семьи Хан – превосходная иллюстрация этой истины.
Духовный путь – это поиск человеком своего Создателя и поиск Создателем заблудшей и падшей души человеческой
Все истории обращения важны и поучительны, но не все настолько впечатляют и захватывают наше внимание, как эта. Я могу изложить по меньшей мере четыре довода в пользу прочтения этой книги
Во-первых, авторы мудры и духовно опытны, их доводы и рассуждения всегда точны и разумны. Если бы я попытался вступить с ними в дискуссию, то вынужден был бы занять антикатолическую позицию!
Во-вторых, они всем сердцем, со всей искренностью устремлены к истине, кропотливо и настойчиво ища её во всем. Они просто не способны создавать видимость, выдумывать что-то взамен открытой им Богом реальности.
В-третьих, их книга понятна, проста, исполнена любви, полна остроумия, Божественного вдохновения и радости.
В-четвертых, они – добрые и обаятельные люди, которые с радостью передают другим то сокровище, которое они обрели. Когда вы встречаетесь с ними на страницах этой книги, вы встречаетесь с тем трудно выразимым, но бесспорным качеством надежности, подлинности. На иврите это называется «эмет» — то, что достойно доверия. Когда вы соприкасаетесь с ними, вы чувствуете, что соприкасаетесь с истиной.
Есть также и религиозные причины для прочтения этой книги.
Первая – это живая, реально ощутимая любовь ко Христу.
Вторая – любовь к Священному Писанию и знание его. Я не знаю других католиков, которые так же хорошо ориентировались в Писании, легко и точно используя его для обоснования своих слов.
Третья причина – умение сочетать традиционную библейскую и католическую ортодоксальность с современным личностным и эмоциональным началом, — сочетание, свойственное самому Христу в Его земной проповеди. Это любовь к истине и к людям, к Слову и к тому, кто слушает Слово. Такая любовь была свойственна всем великим учителям Христианской Церкви.
И, наконец, авторы делают богословский акцент на теме семьи как в земном, человеческом, так и в духовном, Церковном смысле. Этот аспект церковного учения обретает особую ценность и ясность пред лицом тех ересей, которые искажают и отвергают её. В наши дни эти основополагающие принципы человеческой и Божественной жизни отрицаются и разрушаются у нас на глазах. Эта книга написана истинными воинами Божиими, которые мужественно сражаются под предводительством Михаила Архангела и отражают атаки князя мира сего. Божие воинство одержит верх в этой битве, мудрость Церкви Христовой преодолеет ложную мудрость мира сего и очистит землю от скверны. Скотт и Кимберли – словно две первых волны этого очищающего прилива.
Среди американских католиков нет более востребованных и воспринимаемых с большим воодушевлением записей, чем кассеты семьи Хан. Теперь перед нами полная версия их истории. Пусть эта книга найдет своего читателя среди тех людей, которые «алчут и жаждут» истины, не желая останавливаться до тех пор, пока они не обретут всю её полноту.
Питер Крифт
Дороги Древнего Рима
В Древнем Риме крупнейшие дороги имели свои названия. Они получали имена в честь римских императоров, военачальников либо тех товаров, которые по ним возили.
- Via Aurelia. Дорога, названная в честь консула Аврелия Котты, проходила по западному побережью Аппеннин, от Рима до Лигурии.
- Via Cassia. Кассиева дорога соединяла Рим и Этрурию (регион, в котором жили этруски).
- Via Flaminia. «Дорога Фламиниев» соединяла Рим с Умбрией, областью в Центральной Италии.
- Via Appia. Знаменитая Аппиева дорога, которая шла на юг и соединяла Рим с Бриндизи.
- Via Salaria. По этой дороге возили соль, поэтому она и названа «соляной путь ». Она обеспечивала городу монопольное право на торговлю солью. Дорога соединяла Рим с территориями племени сабинян в Центральной Италии.
- Via Latina. «Латинский путь» вел из Рима в южную часть Италии.
Современный Рим
В современном Риме многие улицы и даже кварталы до сих пор носят названия тех античных дорог, которые раньше там проходили.
- Станция метро Valle Aurelia
- Улицы Salaria, Flaminia, Nomentana, Appia
- Железнодорожный вокзал Roma Tiburtina
- Античная Ostia
Рим — центр мира
Август стремился укрепить представление о том, что Рим был не только центром Италии, но и всего мира. Как писал поэт Овидий в своей Фасти (стихотворение о римском календаре):
«Существует определенный предел территории других народов, но территория города Рима и мира — это одно и то же».
Правый человек Августа, Агриппа, показал на своем портике в Риме карту мира, в которой содержались списки расстояний и измерений областей, вероятно, составленные по римским дорогам.
Строительство дорог в Древнем Риме.
Римская сеть дорог объединила империю. Сенаторы начали устанавливать вехи, перечисляя расстояния в середине третьего века до нашей эры. Но с первого века нашей эры императоры взяли на себя ответственность за всё дорожное строительство, даже если это было сделано их губернаторами.
Более 7000 дорог сохранились до наших дней. В центральной Италии вехи обычно давали расстояния до самого Рима, но на севере и юге другие города служили узлом в их регионах.
Старая пословица гласит, что все дороги ведут в Рим. Но сегодня так можно сказать и про трафик. Это один из самых загруженных городов мира: водители застревают в пробке в среднем около 254 часов в год или более 10 полных дней.
Август также создал cursus publicus, систему гостиниц и промежуточных станций вдоль основных дорог, обеспечивающих жильем и свежими лошадьми людей, занимающихся имперским бизнесом. Эта система была открыта только для тех, кто получил специальное разрешение. Даже высокопоставленным лицам не разрешалось злоупотреблять системой. Императоры расправлялись с теми, кто превышал свои командировочные.
Связь между империей и дорогами означала, что когда Константин основал свой собственный «новый Рим» в Константинополе в четвертом веке нашей эры, он построил арку в ее центре, чтобы служить эквивалентом Золотого Веха.
Многие римские маршруты сохранились, потому что они были скопированы в средневековый период. Это рекордные расстояния между городами и регионами вдоль римской дорожной сети. «Маршрут Антонина», составленный в третьем веке нашей эры, даже содержит полезные ярлыки для путешественников. Эти типы документов были уникально римскими — их греческие предшественники не составляли такие маршруты, предпочитая публиковать письменные отчеты о морских путешествиях.
Римская дорожная сеть вызвала развитие новых географических концепций власти. Это нигде более не распространено, чем на Таблице Пейтингера, средневековом представлении позднеримской карты. Он позиционирует Рим в самом центре известного мира.
Почему все дороги ведут в Рим, и почему древнеримские дороги лучше современных (3 фото + видео)
Еще до нашей эры жители Древнего Рима для военных, политических и экономических целей начали возведение длинных прямых мощеных дорог. Эти дороги были нужны для процветания столицы, так как позволяли войску двигаться довольно быстро, молниеносно реагировать на бунты в отдаленных поселениях. Постепенно эти дороги испещрили не только всю Италию, но протянулись и к отдаленным странам. Поэтому фраза «все дороги ведут в Рим» связана с реальными событиями и не является надуманной. Более того, качество дорог, выстроенных тысячелетия назад настолько высоко, что некоторые из них эксплуатируются и сегодня, а другие послужили основой для современных автострад.
Техника возведения
Первоначально дороги строились спонтанно. Некоторые из них назывались в честь населённых пунктов, к которым ведут. Другие получали имя из-за своего назначения
После стали возводить дороги военного значения, и, что важно, их проектировали на века. Основой выступала широкая траншея длиной около метра
Ее наполняла пластами из камня, песка или земли. Все тщательно утрамбовывали и поверх укладывали мощные базальтовые или известняковые пласты. Их плотно и скрупулезно состыковывали между собой. На некоторых особо используемых участках дороги мог даже находиться тротуар.
Структура древней дороги
Интересно, что дорога не имела идеально ровной поверхности и была в середине немного выгнутой. Это было нужно для того, чтобы осадки стекали по ней вниз в дренажные каналы, не задерживаясь на полотне.
Во время расцвета Римской империи общая продолжительность отлично выстроенных дорог достигала около 100 тыс. км. Они пересекали около 30 стран. Эта сеть позволяла соединить столицу с другими городами. Некоторые дороги вели не только в Месопотамию, но и к Каспийскому морю.
Позже вдоль дорог стали отстраивать таверны, в которых можно было переночевать, пообедать самому и накормить лошадей.
Камни для отсчета миль
Мало кто знает, что эта единица измерения появилась еще до нашей эры. Одна миля — это около 1,5 тыс метров или 1 тыс шагов. Поскольку многие торговцы или просто путешественники понимали расстояние между тем или иным городом, то специальные нумерованные валуны, уложенные вдоль дорог, позволяли определить расстояние до ближайшего города.
Дорога, которой более 2 тыс. лет
Камень отсчета миль являлся столбом примерно в 1,5 м, на его верхушке размещалась табличка с указанием пройденного расстояния, а также именем человека, сконструировавшего данный участок дороги. Кроме того, здесь находились данные о том, кто, как и когда ее ремонтировал, а также какие важные события исторического значения произошли здесь
По большому счету такие конструкции можно воспринимать и использовать в качестве важного исторического документа
Римские дороги сегодня
Многие из них сохранились и до наших дней
И важно отметить, что не в качестве экспонатов древнего мира, большая их часть до сих пор используется по прямому назначению. А им около 2,5 тыс
лет! Многие из них, к сожалению, скрыты за настом из асфальта и являются основой современных дорог.
Сила дорог в Риме
Была тесная связь между дорогами и имперской властью. В 27 г. до н. э. император Август руководил восстановлением Вия Фламиния, основного маршрута, ведущего на север из Рима на побережье Адриатического моря и порт Римини.
Восстановление дорог Италии было ключевой частью программы реконструкции Августа после того, как гражданские войны разоряли полуостров в течение десятилетий. Арка, установленная на Вия Фламиния, говорит нам, что она и большинство других, часто используемых дорог в Италии, были восстановлены «за свой счет».
Самая значимая из античных общественных дорог Рима — Аппиева дорога.
Дорожное покрытие действительно было дорогостоящим. Оно не было распространено в республике, за исключением участков, расположенных близко к городам
Август и его преемники уделили внимание дорожной сети, поскольку дороги означали торговлю, а торговля означала деньги
В 20 году до н. э. сенат присвоил Августу особую должность дорожного куратора в Италии, и он воздвиг Миллиарий Ореум, или «золотую веху», в городе Риме. Расположенный у подножия храма Сатурна на Римском форуме, он был покрыт позолоченной бронзой.
Согласно древнему биографу Плутарху, эта веха была тем, где «все дороги, которые пересекают Италию, заканчиваются». Никто не знает, что на нем было написано, но, вероятно, по указанию Августа восстановлены названия основных дорог.
Что означает выражение «все дороги ведут в Рим»
Известная нам поговорка «Все дороги ведут в Рим» сейчас воспринимается образно и означает один итог при разных решениях какой-либо задачи. Но если задаться вопросом о факте происхождения этого афоризма, о том, почему же именно в Рим, а не в какой другой город ведут дороги, выяснится следующее. Успешные завоевания Древнего Рима III—I вв. до н. э. превратили его в могущественного и грозного правителя всего Средиземноморья. После всех Пунических и Македонских войн, после успешных завоеваний и экспансии Рима на восток и запад, остро стал вопрос об удержании всех новоприобретенных провинций. О мобильности армии в случае их неповиновения и исправном получении желаемых податей с новых территорий. Античная история рассказывает о Риме того времени, как о главном торговом и политическом центре с развитыми морскими и сухопутными путями. Множество торговых судов с товарами и рабами прибывало в столицу. Политические деятели, зарубежные дипломаты приезжали сюда для заключения важных договоров. И значит, это неизбежно вело к появлению новых и качественных дорог. Если посмотреть на карту Рима того времени, его транспортная развязка напомнит нам вид солнца. С удивительно прямыми лучами-дорогами, сходившимися в центре города. В самом же центре находился Палатинский холм с большим форумом. Этот форум (площадь) был основой общественной и политической жизни всего города. На нем был расположен рынок, это было место народных собраний и заседаний Сената. На площади стояла колонна, называемая «Milliarium Aureum». Исследователи Древнего Рима появление ее приписывают императору Августу. По его приказу на этой колонне было отмечено расстояние от Рима до всех столиц провинций, которые в него входили. В переводе на современный язык ее можно назвать «нулевым километром» с центром в столице не только Рима, но поистине и древнего мира. Таким образом, происхождение фразеологизма обязано наличию всех вышеперечисленных факторов.
Вступление
Мы благодарим Господа за то, что он даровал нам возможность обращения к Иисусу Христу и основанной Им католической Церкви; одной лишь несказанной благодатью Его мы смогли найти наш путь домой.
Я, Скотт, благодарю Бога за Кимберли, драгоценный дар Божий в моей жизни. Именно её Господь использовал для того, чтобы открыть мне значение семьи Божественного Завета, и пока я услаждал себя теорией, Кимберли воплотила её в жизнь, будучи проводником еще одного божественного дара: наших детей — Майкла, Габриэля, Анны и Джереми. Благодаря этим дарам Божиим, благодаря Его милости и любви к нам, нам удалось найти ответы на самые важные вопросы христианской церковной жизни, — и ответом стало наше возвращение домой.
Это странствие началось как детективная история, продолжилась как роман ужасов до тех пор, пока не переросла в великую историю любви, — когда Христос снял покрывало со своей Невесты, Церкви.
Я, Кимберли, благодарю Бога за моего возлюбленного мужа, Скотта. Он с полной ответственностью отнесся к призыву Господа питать меня словом Божиим и греть меня благодатью Бога (Послание к Ефесянам 5:29). Он проложил для нашей семьи путь в Церковь, положив всю свою жизнь – образование, мечты, карьеру – за нас, поскольку следовал Христу, не задумываясь над ценой.
Я шла вслед за Скоттом, и мой путь прошел через те же этапы и те же препятствия. Мой путь был подобен смене времен года, и на каждом из его этапов я и представить себе не могла, как далеко отстоит безоблачное лето моей юности от цветущей весны окончательного и истинного воцерковления.
Ёмкое знание!
Tweet
Все дороги ведут в Рим… В наше время это выражение приобрело образное значение, тогда как в древние времена Рим действительно считался самым главным торговым и политическим пунктом Средиземноморья и всего Древнего мира.
Количество жителей в городе превышало миллион. В центре города находился форум, возвышавшийся на Палатинском холме. Именно к этому форуму стекались все главные улицы города. К Риму тянулись дороги от далеких провинций, и ближних районов. Все сухопутные и морские пути стремились именно сюда. И недаром в те времена возникла пословица, ставшая позже латинским афоризмом, «Все дороги ведут в Рим».
Купеческие суда, груженные товаром, стекались к мировому центру торговли, важные политические деятели приезжали в Рим творить власть, многочисленные корабли, набитые рабами, доставляли их в Рим на крупнейший невольничий рынок . Но ведь и в наше время, путешествуя по Италии, невозможно посетить ее прекрасные города и не побывать в Риме.
Еще до нашей эры, в эпоху правления императора Августа, Рим считался высокоразвитым и географически удобным городом. Императоры, следующие один за другим после смерти Августа, захватывали власть силой или принимали ее по наследству. Страну сотрясали многочисленные войны, со всех концов земного шара в Италию везли рабов, благодаря чему рабовладение значительно закрепилось на всей территории страны. За счет захвата соседних территорий, правители расширяли свои земли, но, с увеличением державы, все труднее было сохранять в ней порядок и защищать от захватчиков. Императором, который совершил последний поход на Восток, дойдя до Междуречья, стал Траян. Именно во времена его правления Италия перешла к защите своих территорий и устранению смуты внутри самих провинций.
Для того чтобы Рим сохранял статус главного города, строители постоянно прокладывали новые дороги, особое внимание уделяя их качеству. В древние времена вид Италии сверху можно было сравнивать с солнцем
Лучи – это удивительно прямые дороги, и в самом центре – Рим. И действительно, в какое путешествие не отправился бы путник, все равно дорога привела бы его к Вечному городу. Примечательно, что уже тогда римляне разделяли проезжую часть и тротуары для пешеходов, отделяя их друг от друга невысокими бордюрами. Сами дороги имели сложную многослойную конструкцию, состоящую из слоев бетона, каменных плит и камней. Городские дороги обязательно находились на некотором возвышении, специальный уклон позволял прокладывать водостоки. Качество дорог было настолько высоким, что многие из них эксплуатировались вплоть до 19 века, а некоторые сохранились и до наших дней.
Что касается современного Рима, то строение нынешних дорог приблизительно повторяет схему строения дорожных веток Древнего Рима. Это говорит о величайшей грамотности и умении древних строителей, об исключительном удобстве, изменять которое не захотели современные строители.
К сохранившимся до нашего времени древним дорогам относятся известная Аппиева дорога – неширокая мостовая, проложенная недалеко от Пантеона. Но если говорить о качестве современных дорог, то здесь все не так просто. В Риме очень много улочек с односторонним движением. Особенности земной коры на территории города не позволяют активно расширять уже имеющиеся узкие улочки или прокладывать новые, а быстрое развитие транспортной отрасли и ежегодное наводнение города туристами отрицательно сказывается на транспортном движении в целом. Исходя из этого, туристам рекомендуется не брать автомобиль напрокат, а передвигаться пешком или на метро.
Рубрики: Латинские афоризмы Метки: римские афоризмы
Что означает выражение «Все дороги ведут в Рим»?
Откуда взялось, откуда пошло это выражение? Как понять это выражение «все дороги ведут в Рим?
Karmazin
Возможно, это выражение, действительно, стало популярным благодаря Лафонтену, но возникло-то оно гораздо раньше. И имело под собой весьма прозрачную географическую основу.
Римляне соединили дорогами практически все города Италии, а затем протянули их и к другим городам Римской Империи. А поскольку Рим был центром этой империи, дороги фактически туда и вели. Выбирая на перекрестке дорогу пошире, можно было благополучно добраться до Рима из любой точки этой дорожной сети. Кстати, считается, что именно римские дороги облегчили варварам завоевание Рима.
З в ё н к а
Происхождение.
Существует известная этимологическая гипотеза по поводу того, что пословица «Все дороги ведут в Рим» приобрела все признаки устойчивого выражения после использования её великим баснописцем Лафонтеном в одной из басен. Очень может быть. Лафонтеновские строки афористичны и поучительны. Однако, если покопаться глубже, станет ясно, этот французский литературный деятель, творивший в 17-м веке, как бы поставил под этим выражением печать фразеологического долголетия, а появиться оно могло намного раньше.
Чтобы понять это, не нужно досконально знать историю. Достаточно вспомнить, что Рим (начиная с Античности) был больше, чем город. И больше, чем столица. Поэтому выражение про дороги в него является закономерностью. Из семи условных главных дорог, тянущихся неподалёку от крупного политического и торгового центра, ни одна из них не могла не привести в него.
Значение.
Как известно, любой фразеологизм и любая пословица отличаются обязательной иносказательностью и обобщённостью. Таким образом, можно смело предположить, что разговор идёт не только о Риме. И во многих случаях – не только о дорогах. Современное понимание этого фразеологического выражения имеет два смысловых уровня: менее иносказательный и более образный. Описать эти смыслы можно приблизительно так:
Каждая дорога ведёт к какому-то важному населённому пункту. Если мы видим перед собой действующую дорогу, то она востребована и не может вести в никуда
Потому что по ней ходишь не ты один. Иди по ней, и не заблудишься
Если мы видим перед собой действующую дорогу, то она востребована и не может вести в никуда. Потому что по ней ходишь не ты один. Иди по ней, и не заблудишься.
Василий котеночкин
Эта пословица означает, что все действия ведут к какому-либо определенному результату.
Считается, что это средневековая поговорка, вошедшая в литературную речь, вероятно, из басни Лафонтена (1621–1695) «Третейский судья, брат милосердия и пустынник». Рим был основной резиденцией римских пап, и очень многие вопросы средневековой Европы решались именно там.
Ignaz
Буквально это и значит. Рим был столицей огромной империи. Городом в котором в проживало 2 миллиона человек. Цифра непостижимая для древних времен (если учесть, что в средние века численности горожан составляла всего 50 тысяч).
Поэтому все дороги и строили по направлению к Риму.
Галина78
Выражение » Все дороги ведут в Рим» означает, что чтобы ты там ни делал, а результат заранее известен. Дело в том, что в Древнем Риме, откуда к нам пришла эта пословица, было построено множество дорог которые все вели в один единственный город — в Рим и поэтому по какой дороге бы ни шёл путник, он обязательно приходил в Рим. Вот так, по аналогии и действует эта пословица и в нашей жизни — она даёт понимание, что человек не должен убегать от своей судьбы, потому что всё-равно судьба его настигнет.
Стэлс
Так и есть. На нашем примере все дороги ведут в Москву. Все деньги от реализации ресурсов идут в Москву, центральные офисы и преставительства самых больших фирм находятся в Москве.
А пословица говорит о централизации всего — власти, управления и т.п.
bolshoyvopros.ru
Что означает выражение «все дороги ведут в Рим»
Известная нам поговорка «Все дороги ведут в Рим» сейчас воспринимается образно и означает один итог при разных решениях какой-либо задачи. Но если задаться вопросом о факте происхождения этого афоризма, о том, почему же именно в Рим, а не в какой другой город ведут дороги, выяснится следующее. Успешные завоевания Древнего Рима III—I вв. до н. э. превратили его в могущественного и грозного правителя всего Средиземноморья. После всех Пунических и Македонских войн, после успешных завоеваний и экспансии Рима на восток и запад, остро стал вопрос об удержании всех новоприобретенных провинций. О мобильности армии в случае их неповиновения и исправном получении желаемых податей с новых территорий. Античная история рассказывает о Риме того времени, как о главном торговом и политическом центре с развитыми морскими и сухопутными путями. Множество торговых судов с товарами и рабами прибывало в столицу. Политические деятели, зарубежные дипломаты приезжали сюда для заключения важных договоров. И значит, это неизбежно вело к появлению новых и качественных дорог. Если посмотреть на карту Рима того времени, его транспортная развязка напомнит нам вид солнца. С удивительно прямыми лучами-дорогами, сходившимися в центре города. В самом же центре находился Палатинский холм с большим форумом. Этот форум (площадь) был основой общественной и политической жизни всего города. На нем был расположен рынок, это было место народных собраний и заседаний Сената. На площади стояла колонна, называемая «Milliarium Aureum». Исследователи Древнего Рима появление ее приписывают императору Августу. По его приказу на этой колонне было отмечено расстояние от Рима до всех столиц провинций, которые в него входили. В переводе на современный язык ее можно назвать «нулевым километром» с центром в столице не только Рима, но поистине и древнего мира. Таким образом, происхождение фразеологизма обязано наличию всех вышеперечисленных факторов.
«Tutte к vie conducano a Roma» — говорят в Италии. Об этом нам рассказывал в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник» французский писатель Жан Лафонтен. В сборнике стихов цитировал древних римлян итальянский писатель и поет Даль-Онгаро. Об этой поговорке напоминает Л.Н.Толстой в произведении «Война и мир». Эта поговорка давно уже вышла за рамки одной страны и стала всемирным достоянием.
Происхождение и значение выражения «Рим — вечный город»
Выражение имеет древнеримское происхождение по латыни «Aeterna urbs». Впервые «вечным городом» Рим назвал древнеримский поэт Альбий Тибулл, живший в 1-ом веке до н.э. Такая характеристика городу изложена им во второй книге «Элегии» в своеобразном гимне, посвященному покровителю Рима богу солнца Аполлону, который по сюжету предсказывает городу необыкновенный расцвет его могущества и величия.
Такой величественный образ возник не случайно. Дело в том, что жизнь Тибулла протекала во время правления императора Октавиана Августа (63 — 14 гг. до н.э.), при котором Римская Империя, да и сам Рим, осуществил необычайный подъём практически по всем направлениям и развивался огромными темпами. Наряду с успешными войнами, по всей Империи строились дороги, развивалась торговля.
В Риме старые и разрушенные здания были реконструированы и восстановлены, была осуществлена постройка новых жилых домов, зданий общественного пользования и культурных заведений. В то время Рим сильно и быстро преображался и за семь веков с момента основания (753 год до н.э.) впитал в себя все взлеты и падения, что выпали на его долю. Это и отразилось на его поистине величественном внешнем виде. Как свидетельствует древнеримский писатель и историк Гай Светоний Транквилл (70-122 гг.) в «Божественном Августе», Августу действительно было чем гордиться, поэтому он часто использовал выражение, в дальнейшем ставшее крылатым: