Виды феминизма: история и современность

Ветви современного феминизма

Исходя из определения, феминизм защищает женщин и борется за их права, но со времён суфражизма движение успело преобразоваться, подстраиваясь под определённый исторический контекст и, соответственно, актуальные проблемы женщин. Сейчас феминизм подразделяется на разные ветви, идеологии, цели которых, видимо, разделены, но имеют одну общую — защиту прав женщин. Рассмотрим самые распространённые виды.

Интерсекциональный феминизм, упоминавшийся ранее, сейчас является одним из самых распространённых. Он возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. В основе идеологии лежит убеждение о том, что различные формы дискриминации неотделимы друг от друга и нельзя бороться против определённых притеснений, игнорируя остальные факторы; интерсекциональные феминистки утверждают, что в основе их борьбы нет структурированного единого женского опыта, который был бы универсален везде.

Либеральный феминизм считается одной из самых ранних форм движения, являясь продолжателем суфражизма. Главной целью либерального феминизма является достижение равных прав и возможностей между женщинами и мужчинами в сферах образования, предоставления рабочих мест и заработной платы, участия в политической, экономической и социальной жизни. Основным средством для достижения этой цели считаются реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин. Главными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с определёнными проблемами.

Радикальный феминизм возник во времена второй волны, но продолжил существовать в эпоху третьей и четвёртой волн, ассоциируется с ними, хотя по взглядам, методам и главным идеям порой расходится с мейнстримом. Главной целью радикального феминизма является разрушение патриархата, который считается главной причиной угнетения женщин. Он борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав. Радикальные феминистки известны благодаря ярким и заметным активистским действиям. Они убеждены в необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата.

Трансфеминизм — ветвь феминизма, борющаяся за права трансгендерных женщин и поднимающая вопросы гендерной идентичности. Данное направление борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам угнетения — трансфобии и мизогинии (такой вид дискриминации описывают общим понятием «трансмизогиния»).

Также важно разобраться в вопросе влияния сексизма на некоторые другие виды дискриминаций. В современном обществе часто поднимаются вопросы дискриминации ЛГБТК+сообщества

Многие активисты говорят о том, что конкретно гомофобия в отношении гомосексуальных мужчин возникает в том числе из-за сексистски настроенного общества. Мужчина, испытывающий влечение к другому мужчине (как в консервативных идеалах должна делать женщина), является будто бы прообразом женщины, к которой общество заведомо относится по-другому. Также, в соответствии со стереотипами, все гомосексуальные мужчины, «примеряя роль женщины» в сфере сексуальных и романтических отношений, приобретают феминность, т.е. примеряют на себя предписанную модель поведения женщины. Стоит отметить, что многие проявления феминности осуждаются обществом, даже если в остальных аспектах человек представляет определённый золотой общественный стандарт и является «белым богатым цисгендерным гетеросексуальным мужчиной».

Библиография

  • Кристин Бард , Люк Капдевила , Матильда Дюбессет и др. , Слова из истории женщин , Тулуза, Presses Universitaire du Mirail, сб.  «Слова …»,2004 г., 121  с.
  • Ясмин Эргас , «Женщина-субъект: феминизм 1960–1980-х годов» , у Женевьев Фрейсс , Мишель Перро и Жоржа Дюби , История женщин на Западе: Le XX e  siècle , т.  5, Plon ,1992 г.( ISBN  2-259-02386-X )
  • (ru) Рошель Гатлин , «Феминизм: вторая волна в Северной Америке» , в Cheris Kramarae, Dale Spender, Routledge International Encyclopedia of Women: Global Women’s Issues and Knowledge , New York, Routledge,2000 г.
  • Дениса-Адриана Опреа , «  О феминизме (третьей волны) и постмодерне  », Research feminists , vol.  21, п о  22008 г., стр.  7-8
  • Мишель Рио-Сарси , История феминизма , Париж, La Découverte, сб.  «Достопримечательности»,2008 г., 120  с. ( ISBN  978-2-7071-5472-9 )
  • Франсуаза Тебо , «Великая война: триумф разделения полов , у Женевьев Фрейсс , Мишель Перро и Жоржа Дюби , История женщин на Западе: Le XX e  siècle , t.  5, Plon ,1992 г.( ISBN  2-259-02386-X )

Общая характеристика

Феминистки третьей волны считают, что необходимы дальнейшие изменения в стереотипах, изображении в медиа и обозначении женщин в языке. Идеология третьей волны фокусируется на более постструктуралистской интерпретации гендера и сексуальности.
Феминистские теории третьей волны включает в себя элементы квир-теории, антирасизма, вуманизма, постколониальной теории, экзистенциализма, трансцендитализма, постмодернизма, транснационализма, киберфеминизма, экофеминизма, индивидуалистского феминизма, брахманизма[источник не указан 280 дней], проблематики трансгендерности и др.

Вторая волна феминизма

Вторая волна феминизма началась в 60-х годах

Активисты обратили внимание на неравенство в социальной сфере. Да, женщины имеют право голосовать, но в парламенте их гораздо меньше, чем мужчин

Многие женщины, несмотря на большую свободу выбора профессий, чем до войны, оставались домохозяйками, не получали образование и занимались в основном детьми. Феминистки начали обсуждать репродуктивные права женщин, право на аборт и доступную контрацепцию, а также проблемы насилия.

Во время второй волны появляются первые научные исследования и работы, посвященные критике патриархата и проблемам женщин. Критикуются патриархальная культура, политика, экономика, патриархальный уклад в семейных и сексуальных отношениях. Неожиданно стало понятно, что социальная политика связана с приватной жизнью. Лозунг второй волны феминизма: «Личное – значит, политическое».

Появляется радикальный феминизм. Идеология радикального феминизма: корень проблем — это «трансисторические» патриархат и патриархальные гендерные отношения и жесткая патриархальная система власти.

Социалистический феминизм

Направление выросло из марксистского феминизма и развилось в 70‑х годах XX века с работами Зиллы Айзенштайн и Джулиет Митчелл

В отличие от марксистских феминисток, социалистические верят, что гендерное равенство не менее важно, чем классовое

Основные идеи

  • Уничтожение классового неравенства не приведёт к исчезновению гендерного. Патриархат формировался ещё в докапиталистическом обществе.
  • Разное воспитание мальчиков и девочек выгодно капиталистической системе. Мужчин учат быть агрессивными, рациональными и независимыми, чтобы они достигали успеха в карьере. А женщин — эмпатичными и бесконфликтными для «поддержания домашнего очага».
  • Как и в марксистском феминизме, обсуждают проблемы неоплачиваемого женского труда в домашнем хозяйстве и сексизм на рабочих местах.

Социалистический феминизм сегодня

В прошлом году издание Teen Vogue выпустило статью «Социалистический феминизм: что это такое и как он может заменить корпоративный феминизм». В ней журналистка Сара Леонард рассказала о процветании этого движения в США. Молодые женщины стали чаще поддерживать социал-демократов на выборах. Появились новые лидеры движения, например, Сара Нельсон и Александрия Окасио-Кортес. Журналистка пишет, что идеи социализма набирают популярность у миллениалов и поколения Z. Они считают, что капитализм сделал феминизм товаром, при этом положение женщин не становится лучше.

Настоящее время: четвертая волна?

Феминистки ждали наступления четвертой волны по меньшей мере с 1986 года, когда автор письма в Wilson Quarterly высказал мнение, что четвертая волна уже формируется. Интернет-тролли пытались запустить собственную четвертую волну в 2014 году и создать феминистское движение «за сексуальность, стройность и против жира» — движение, которое участницы третьей волны стали бы поносить на чем свет стоит, втягивая, таким образом, все феминистское сообщество в кровавую гражданскую войну (но у троллей ничего не вышло).

Однако последние несколько лет флешмобы и Time’s up набирают обороты, Марш женщин каждый год наводняет Вашингтон, и рекордное количество женщин участвует в выборах. Похоже, долгожданная четвертая волна уже наступила.


Марш женщин в Вашингтоне 21 января 2017 года. Фото: Washington Post/ Getty Images

Хотя во многих СМИ флешмоб описывают как движение под влиянием третьей волны, на самом деле он находится в центре движения, у которого нет характерной неорганизованности. Ощущения совершенно другие.

«Возможно, четвертая волна наступила в интернете», — заявила феминистка Джессика Валенти в 2009 году, и это, похоже, одна из важнейших идей феминизма четвертой волны. Именно в интернете активистки встречаются и планируют свою деятельность, именно здесь происходят феминистские обсуждения и споры. Иногда деятельность четвертой волны происходит в интернете (твиты ), иногда на улицах (Марш женщин), но создается и продвигается все равно в онлайне.

Как таковое начало четвертой волны часто относят к 2008 году, когда Facebook, Twitter и YouTube прочно укоренились в культурной сфере, и феминистские блоги вроде Jezebel и Feministing начали набирать популярность среди интернет-пользователей. К 2013 году идея о том, что мы вступили в период четвертой волны, стала настолько широко известна, что об этом даже написали в The Guardian. «То, что происходит сейчас, похоже на что-то новое», — писала Кира Кокрейн.

В тени и Time’s up четвертая волна движется вперед, но ее участницы ответственны и за культурные последствия более ранних проектов, таких как перформанс Эммы Сулкович «Выступление с матрасами, или Нести этот груз», в рамках которого жертва изнасилования, студентка Колумбийского университета, и её помощницы ходили по территории кампуса с тяжелыми матрасами, пока университет не исключил насильника.

Популярный хэштег после стрельбы в округе Санта-Барбара в Калифорнии — это кампания четвертой волны, к ней же относится хэштег , когда сенаторка Венди Дэвис сорвала принятие закона об абортах в Техасе. Вероятно, как и движение SlutWalk (досл. «Парад шлюх»), начавшееся в 2011 году с целью протеста против заявлений о том, что для предотвращения насилия женщины должны «перестать одеваться как шлюхи».


Бейонсе говорит о роли феминизма в ее жизни на церемонии награждения 2014 года. Фото: Майкл Бакнер/ Getty Images

Как и весь феминизм, четвертая волна — это не единое образование. Она означает разное для разных людей. Однако базовые характеристики, которые онлайн-журнал Bustle определил в 2015 году, остаются верными для многих последовательниц четвертой волны, а именно: странный, сексуально либеральный, транс-инклюзивный, бодипозитивный, продвигаемый в цифровом формате. (Bustle также утверждает, что феминизм четвертой волны против мужененавистничества. Однако с учетом того, что связующее звено для участниц четвертой волны — это насмешки над ироничным мужененавистничеством, такая характеристика скорее прескриптивна, чем описательна.)

А теперь четвертая волна начала привлекать наиболее влиятельных в обществе мужчин к ответственности за свое поведение. Она начала радикально критиковать системы власти, которые позволяют «хищникам» нападать на женщин безнаказанно.

Дополнительная литература: четвертая волна феминизма

Примечания и ссылки

  1. Симона де Бовуар, Второй секс , Галлимар,1949 г.
  2. (in) Мирам Шнайр , Феминизм: основные исторические сочинения ,1972 г., 374  с. ( ISBN  0-679-75381-8 )
  3. Сильви Стейнберг , «Был ли возрождение женщин? » , В книге Женевьевы Дерменджян, Ирен Джами, Анни Рукье и др., Место женщин в истории: смешанная история , Париж, Издательство Belin ,2011 г.( ISBN  978-2-7011-5391-9 ) , стр.  103-104.108
  4. , стр.  6
  5. Кондорсе, Письма буржуа Нью-Хейвена гражданину Вирджинии , т.  9, Париж, Firmin Didot frères,1847 г. , стр.  14 кв.
  6. Олимпия Де Гуж, Права женщин ,1791, 24  стр.
  7. Оливье Блан, «  Она, которая хотела политизировать  », Le Monde Diplomatique ,Ноябрь 2008 г.
  8. ↑ и , стр.  51
  9. , стр.  50
  10. , стр.  52
  11. ↑ и , стр.  56
  12. Françoise Lautman, Ni ve ni Marie: борьба и неуверенность наследников Библии , Труда и Фидес ,1998 г., 350  с. , стр.  212
  13. Alexandre Dumas fils, L’Homme-femme: ответ Анри д’Идевилю , Париж, Мишель Леви Фререс,1872 г. , стр.  91
  14. , стр.  58
  15. , стр.  57
  16. , стр.  59
  17. Клод Меньен и Шарль Совервин , Мадлен Пеллетье: феминистка на политической арене , Париж, Les Éditions Ouvrières,1992 г. , стр.  129
  18. , стр.  61
  19. , стр.  62
  20. , стр.  66
  21. , стр.  72
  22. , стр.  73
  23. , стр.  77
  24. , стр.  82
  25. , стр.  80
  26. , стр.  86
  27. , стр.  88
  28. , стр.  XXIII.
  29. ↑ и , стр.  64.
  30. , стр.  99.
  31. Симона де Бовуар, »  Манифест — де — 343  «, Le Nouvel Observateur , п о  334,5 апреля 1971 г..
  32. .
  33. , стр.  28.
  34. , стр.  102.
  35. ↑ и .

История

Третья волна феминизма началась в 1990-х годах как ответ на недостатки второй волны феминизма и отрицательную реакцию против существовавших феминистских инициатив. Также третья волна базировалась на достижениях феминизма второй волны, таких как создание убежищ для жертв насилия, признание проблемы насилия над женщинами на общественном уровне, доступ к контрацепции и абортам, гендерные исследования и др.

Возникновение феминизма третьей волны во многом связано с деятельностью темнокожих феминисток, таких как Белл Хукс и Одри Лорд. Они работали над включением вопросов, связанных с расой, в поле деятельности феминизма.

В 1991 году Анита Хилл обвинила в сексуальных домогательствах Кларенса Томаса, баллотировавшегося тогда на должность Верховного судьи США. Суд не вынес обвинительного приговора Томасу. В ответ на этот инцидент Ребекка Уокер опубликовала статью под названием «Становясь третьей волной», в которой отметила: «Я не феминистка пост-феминизма. Я феминистка третьей волны».

С третьей волной феминизма также связывают Riot Grrrl — феминистское движение, возникшее в инди-/панк-роке 1990-х годов. Исполнительницы часто обращались к темам, связанным с гендерным неравенством, изнасилованиями, домашним насилием и правом на аборт.

Феминистки третьей волны используют Интернет и современные технологии, чтобы усилить своё движение и увеличить аудиторию.

Некоторые авторы критикуют использование метафоры «третьей волны феминизма» относительно 1990—2000 годов, ведь в этот период не наблюдалось массовых мобилизаций за права женщин, сравнимых с протестами второй волны, а развитие феминизма происходило в основном в теоретической плоскости. Чинция Арруцца считает, что третья волна феминизма началась в середине 2010-х годов с движений Ni una menos (англ.) («зеленый прилив») в Аргентине и «Черного протеста» (польск.) в Польше.

Интерсекциональность

Интерсекциональность — это теоретическая основа для интерсекционального феминизма, которая занимается изучением того, каким образом аспекты социальной, половой и политической идентичности человека, (например, пол, каста, гендер, раса, класс, сексуальность, религия, инвалидность, внешность, рост, и т. д.) комбинируются, что в результате этого создаются различные привилегии и способы дискриминации. Интерсекциональность в процессе изучения определяет преимущества и недостатки, которые люди получают в результате комбинации факторов этих аспектов. Эти пересекающиеся социальные и прочие идентичности могут как расширять возможности индивидуума, так и угнетать его. Например, чернокожая женщина может столкнуться с дискриминацией со стороны бизнеса, которая не связана явно ни с её расой (поскольку бизнес не дискриминирует чернокожих мужчин), ни явно с ее полом (поскольку бизнес не дискриминирует белых женщин), но в результате комбинации двух этих факторов создается новый вид дискриминации.

Интерсекциональный феминизм расширяет призму первой и второй волн феминизма, которые в основном сосредоточены на опытах белых женщин и женщин из среднего класса, путем добавления различных опытов цветных женщин, женщин из бедных слоев населения, женщин-иммигрантов и других групп.

Интерсекциональный феминизм в тоже время стремится дистанцироваться от белого феминизма, признавая различный опыт и идентичность женщин разных рас и социального положения в обществе.

Интерсекциональность — это аналитическая структура, разработанная в конце XX века, которая определяет, как взаимосвязанные системы власти влияют на тех, кто наиболее маргинализирован в обществе, и принимает эти отношения во внимание при работе по продвижению социальной и политической справедливости. Интерсекциональность противостоит аналитическим системам, которые рассматривают каждый репрессивный фактор изолированно, как если бы дискриминация в отношении чернокожих женщин могла быть объяснена как простая сумма дискриминации черных мужчин и дискриминации белых женщин

Интерсекциональность затрагивает те же темы, что и тройное угнетение, то есть угнетение, связанное с той ситуацией, когда речь идет о бедной и (или) цветной женщиной-иммигрантке.

Интерсекциональность критиковалась как неоднозначная теория по своей сути. Неоднозначность этой теории означает, что она может восприниматься как неорганизованная, и не имеющая четкого набора определяющих целей. Поскольку она основано на теории точек зрения, критики говорят, что акцент на субъективном опыте может привести к противоречиям и неспособности определить общие причины угнетения.

Это понятие ассоциируется с феминизмом третьей волны, интерсекциональным феминизмом и критикой некоторых форм феминизма как якобы предвзятого в пользу белых.

Этот термин также популярен среди ЛГБТ-активистов.

Первая волна: 1848-1920 гг.

На протяжении истории люди постоянно задумывались: «Хм-м, а что если женщина тоже человек?», поэтому первой волной считается не появление феминистских мыслительниц, а возникновение в конце 19‒начале 20 веков движения суфражисток — первого на Западе устойчивого движения за политические права женщин.


Марш за избирательные права женщин в Нью-Йорке, около 1900 года. Фото: Архив Беттмана / Getty Images

В течение 70 лет участницы движения организовывали марши и протесты, читали лекции. Их арестовывали, над ними смеялись, они подвергались насилию, но продолжали свою отчаянную борьбу за право голосовать. Биограф Сьюзен Б. Энтони Ида Хустед Харпер, утверждала, что эта борьба была правильной, так как, обеспечив себе избирательное право, женщина «получит все остальные».

По сути, первая волна начинается со съезда в Сенека-Фолс в 1848 году. Около 200 женщин встретились в церкви в северной части Нью-Йорка, чтобы обсудить «социальные, гражданские, религиозные права и положение женщин». Участницы приняли резолюцию из 12 пунктов с требованием равных прав и после долгих дебатов включили туда женское избирательное право.


На рисунке выступающая обличает мужчин во время первого съезда в 1848 году, где и началось американское феминистское движение. Фото: Архив Беттмана / Getty Images

Движение организовали Лукреция Мотт и Элизабет Кэди Стэнтон, активные сторонницы аболиционизма. Они встретились в Лондоне на Всемирном съезде против рабства в 1840 году, куда обеих не допустили, потому что они были женщинами.

Зарождающееся в те времена женское движение было прочно связано с аболиционистским: его лидерами были аболиционисты, а Фредерик Дуглас на съезде выступал за избирательное право для женщин. Темнокожие женщины — Соджорнер Трут, Мария Стюарт и Фрэнсис Э. У. Харпер — стали главной движущей силой движения. Они хотели добиться всеобщего, а не только женского избирательного права.


Портрет Соджорнер Трут, афроамериканской аболиционистки, активистки движения за права женщин около 1860 года. 2. Трут читает лекцию перед толпой. Фото: Hulton Archive; Afro American Newspapers/Gado/Getty Images

Но, несмотря на огромный вклад темнокожих женщин в развитие движения, оно, подпитываясь расовой неприязнью, утвердилось как движение белых.

15 поправка к Конституции, принятая в 1870 году, дала темнокожим мужчинам право голоса и привлекла еще больше женщин к участию в движении суфражисток. Неужели даже бывшие рабы голосуют, а они нет?


Сьюзан Энтони за своим столом. Фото около 1868 года. Фото: Fotosearch/Getty Images

«Если образованные женщины не имеют права решать, кто будет управлять страной, как это делают вчерашние рабы, то в чем смысл культуры или мозгов вообще? — писали в газете the Revolution, издававшейся силами Энтони и Стэнтон. — С таким же успехом можно было бы родиться на плантации».

Несмотря на расизм, женское движение было нацелено на фундаментальные изменения в жизни всех его участниц. Феминистки первой волны боролись не только за избирательное право белых женщин, но и за равные возможности в сфере образования, занятости и владения собственностью.

Со временем активистки движения стали уделять внимание вопросу о репродуктивных правах. В 1916 году Маргарет Сэнгер открыла первую в США клинику по контролю рождаемости, несмотря на существовавший закон о запрете распространения контрацепции

Позже Сэнгер приступит к созданию клиники, которая впоследствии станет Американской федерацией планирования семьи.

В 1920 году Конгресс принял 19 поправку, дающую женщинам право голоса. Это право предоставлялось всем, однако темнокожим женщинам, особенно на юге, по-прежнему было трудно его реализовать.


Суфражистки отмечают победу 31 августа 1920 года. Фото: Архив Беттмана / Getty Images

19 поправка стала главным достижением первой волны. И хотя отдельные группы продолжали борьбу за репродуктивную свободу, за равенство образования и занятости, за право голоса для темнокожих женщин — движение в целом стало ослабевать. У него больше не было единой цели и куража. Прежняя энергия вернулась лишь в 1960 годы, ко второй волне феминизма.

Дополнительная литература: первая волна феминизма

Море волнуется раз

«Дикая роза, что нуждается в бережном обращении», карикатура на суфражисток

Возможно, вы замечали, что человечество любит романтизировать прошлое. Из-за этого эффекта эпоха рыцарей подаётся нам как пример жития благородных и сильных духом, да и само слово «рыцарь» имеет яркую положительную окраску. И это несмотря на то, что среднестатистический рыцарь грабил, убивал и насиловал так же часто, как ходил до ветру.

Итак, тем, кто противопоставляет нынешним феминисткам суфражисток, нужно знать некоторые факты. В конце XIX-начале XX в. главной целью суфражисток являлось получение избирательного права. О том, чтобы допустить женщину в политику не шло и речи, но женщины хоть как-нибудь хотели влиять на ситуацию в стране.

Протесты суфражисток не ограничивались мирными шествиями

Женщины привлекали к себе внимание ценой не только репутации, но и здоровья. Они препятствовали движению транспорта и организовывали стычки с полицией, практиковали разгромы и поджоги зданий и объявляли голодовку при аресте (кормили их, кстати, насильно)

Современники их ненавидели. Но, в конце-концов, их методы возымели эффект.

Лондонская суфражистка: разбита, но не сломлена

Современные феминистки, которых так любят ругать комментаторы всех мастей, могут быть весьма неприятными в сети. Но они очень, очень далеко ушли от радикальных методов своих «прабабушек», которых им приводят в качестве примера. Впрочем, у нас с суфражистками есть нечто общее. Нас точно так же высмеивают и не принимают всерьёз, советуют пойти заняться действительно важными делами. Суфражисток посылали на кухню, а современных феминисток призывают ехать в арабские страны и порешать там. Потому что у нас на сегодня не осталось никаких проблем.