Анатомия среднего мозга человека

Базовые сведения

Центральная нервная система содержит нейроны с отростками и глия. Головной мозг имеет всего пять отделов. Первый – продолговатый – продолжение спинного. Он передает информацию в другие отделы и обратно. Выполняет регулирующую функцию по отношению к координации движений. Второй – мост – здесь находятся центры среднего мозга, отвечающие за усвоение аудиоинформации и видеоинформации. Данный отдел выступает за координацию движений. Третий – мозжечок – соединяет задний и передний отделы. Четвертый – средний – ответственен за мимику, движения глазных яблок, через него проходят слуховые пути. Именно его и будем рассматривать. Пятый – передний – нормализует психическую деятельность.

к содержанию ^

Что такое черная субстанция и где находится?

Субстанция является одной из древнейших частей в структуре мозга, расположенная в его сердцевине – четверохолмии среднего мозга. Исторически она отвечала за движения наших предков, затем, когда они усложнились, изменилось и строение. Черное вещество обрастало нервными связями, формируя более сложную структуру.

Название черное вещество получило благодаря действию пигмента – нейромеланина, окрашивающего клетки в темный цвет. Черное вещество среднего мозга неоднородно, оно разделено на две половинки: правую и левую. Кроме того, в субстанции выделяют два слоя: вентральный и компактный. Вентральный находится ближе к передней части головы, а компактный – к задней. Первый обеспечивает синтез нейромедиатора дофамина, второй – занимается переработкой поступающей информации и передачей ее в другие структуры.

УЗИ черной субстанции головного мозга показывает, что она связана со всеми отделами, но наиболее тесно – с базальными ганглиями и зрительными буграми.

Обильное снабжение кровью говорит о высокой роли структуры в деятельности организма. В числе функций черной субстанции выделяют:

  • осуществление элементарных движений: глотания, жевания, дыхания, движения глаз и прочих;
  • регуляция мелких и точных движений конечностей;
  • помощь в выражении эмоций;
  • участие в эмоциональных процессах;
  • провоцирование некоторых психических расстройств.

Возрастные особенности и профилактика

Головной мозг – сложнейшая структура. Он функционирует при тесном взаимодействии всех сегментов. Центром, управляющим средним отделом, является кора мозга. С возрастом связи становятся слабее, активность рефлексов ослабевает

Поскольку участок отвечает за двигательную функцию, даже незначительные сбои в этом крошечном сегменте ведут к утрате этой важной способности. Человеку сложнее двигаться, а серьезные нарушения ведут к заболеваниям нервной системы и полному параличу

Как же предотвратить нарушения в работе мозгового отдела, чтобы до глубокой старости оставаться здоровым?

Прежде всего, следует избегать ударов головой. Если же это произошло, необходимо начинать лечение сразу же после травмы. Сохранить функции среднего мозга и всего органа возможно до преклонного возраста, если тренировать его регулярными упражнениями:

Для физического и умственного здоровья важно, какой образ жизни ведет человек. Прием алкоголя и курение уничтожают нейроны, что постепенно приводит к снижению умственной и рефлекторной активности

Поэтому от вредных привычек следует отказаться, и чем раньше сделать это, тем лучше.
Умеренные физические нагрузки, прогулки на природе снабжают мозг кислородом, что благотворно сказывается на его деятельности.
Не стоит отказываться от чтения, разгадывания шарад и головоломок: интеллектуальная деятельность сохраняет активность мозга.
Немаловажный аспект функционирования мозговых структур – питание: клетчатка, белок, зелень должны присутствовать в рационе обязательно. Средний мозг положительно отзывается на потребление антиоксидантов и витамина С.
Необходимо контролировать артериальное давление: здоровье сосудистой системы влияет на общее состояние человека.

Мозг – система гибкая, успешно поддающаяся развитию. Поэтому, постоянно занимаясь совершенствованием своего ума и тела, можно до глубокой старости сохранить четкость мыслей и двигательную активность.

Средний мозг, его строение и функции обусловлены  местоположением структуры, обеспечивают движение, слуховые и зрительные реакции. Если появились сложности с сохранением равновесия, заторможенность, следует обратиться к врачу и пройти обследование, чтобы обнаружить причину нарушений и устранить проблему.

Эволюция

Не секрет, что в процессе филогенеза головной мозг «обрастал» нервными структурами, связями. Так вот, экстрапирамидная система – это древний мозг. Эта система иннервировала движения (которые были элементарными) наших далёких предков. В процессе эволюции сложнее становились и движения, и структура мозга.

Раньше для обслуживания движений было достаточно палеостриатума (самая первая экстрапирамидная система), в состав которого входили бледный шар, отдающий волокна через черную субстанцию и ретикулярную формацию в спинной мозг и далее по мышцам-мишеням.

Разрастаясь, головной мозг обрел такие структуры как хвостатое ядро и скорлупа – неостриатум. Если у многих млекопитающих эта система всё ещё способна поддерживать некоторые движения без задействия пирамидной системы (что доказано экспериментально), то у человека эта способность экстрапирамидной системы редуцирована.

Профилактика нарушений среднего мозга

Как и другие различные способности человека, развитие и поддержание нормального функционирования среднего мозга происходит посредством постоянных упражнений. Другими словами данный отдел необходимо постоянно тренировать.

На сегодняшний день многими специалистами доказано, что сохранить здравый рассудок можно даже после 75 лет. Для этого просто необходимо вести здоровый образ жизни и поддерживать свой мозг и тело в тонусе.

Для этой цели достаточно обратить внимание на следующие рекомендации:

  • Займитесь своим телом. Для этого прекрасным способом подойдут физические занятия, позволяющие поддержать общее состояние здоровья на необходимом уровне, так как клетки потребляют большое количество полезных веществ;
  • Развивайте умственные способности. Для этого отличными вариантами будут: чтение книг, разгадывание головоломок, изучение иностранных языков.
  • Отрегулируйте свое питание. Основной процент рациона должны составлять овощи и фрукты. Особенно полезно для среднего мозга является витамин С и антиоксиданты.
  • Следите за своим артериальным давлением, так как его систематическое повышение может навредить вашим сосудам.

Постарайтесь избегать монотонной работы. Любое обыденное дело разбавляйте какими-нибудь дополнительными заданиями, чтобы заставить свой средний мозг функционировать в нормальном режиме. Также следует уменьшить времяпровождение за компьютерными играми, в особенности с агрессивным сценарием.

В случае если у человека отмечается снижение функций характерных для среднего мозга, то рекомендуется пройти обследование у квалифицированных специалистов на установление причины и впоследствии ее устранении.

Автор статьи: врач-невролог Магдотева Лидия Рашидовна

Вторичная моторная область

text_fields

text_fields

arrow_upward

Более сложные двигательные ответы возникают и при раздражении полей 1, 2, 3, 5 и 6. Так, например, стимуляция поля 6 приводит к вращению туловища и глаз и подъему противоположной руки. Это свидетельствует о том, что на нейронах поля 6 сходятся импульсы от нескольких двигательных систем (рис. 3.83).

А – моторные области коры больших полушарий человека: 1 – первичная соматосенсорная кора; 2 – задняя теменная кора; 3 – премоторная кора; 4 – фронтальное глазодвигательное поле; 5 – дополнительное моторное поле; 6 – первичная моторная кора; Б – карта мозга человека, построенная на основе двигательных ответов на электрическую стимуляцию различных участков поверхности мозга во время нейрохирургических операций. ПМК – премоторная кора, или латеральное поле 6; ДК – двигательная кора, или поле 4 (примерно соответствует прецентральной извилине); ДДК – дополнительная двигательная область коры, или медиальное поле 6;

ТЗБ – теменно-затылочная борозда; 1 – пальцы ноги; 2 – стопа; 3 – голень; 4 – бедро; 5 – живот; 6 – грудь; 7 – лопатка; 8 – плечо; 9 – предплечье; 10 – кисть; 11 – палец V; 12 – палец IV; 13 – палец III; 14 – палец II; 15 – большой палец; 16 – шея; 17 – лицо, верхняя часть; 18 – лицо, нижняя часть; 19 – язык; 20 – нижняя челюсть; 21 – небо; 22 – глотка; 23 – гортань; 24 – поворот головы, глаз, туловища в противоположную сторону; 25 – синергия сгибателей и разгибателей противоположных конечностей; 26 – поворот глаз в противоположную сторону; 27 – одновременная синергия сгибателей противоположных руки и ноги с вовлечением ноги своей стороны; вращение головы, глаз, туловища в противоположную сторону; 28 – поворот головы и глаз в противоположную сторону; синергия сгибателей противоположных конечностей; 29 – поворот глаз в противоположную сторону; сложные зрительные ощущения; 30 – зрительные ощущения; 31 – центральное зрительное поле; 32 – слуховые ощущения, поворот головы, глаз, туловища в противоположную сторону; 33 – синергия сгибателей или разгибателей противоположных конечностей; 34 – жевание, лизание, глотание, вокализация, икота; 35 – мочевой пузырь; 36 – прямая кишка; 1–22 – поля коры

По этой причине кору поля 6 называют вторичной моторной областью.

В ней выделяют медиальную (дополнительная моторная) и латеральную (премоторная кора) части. Недавние исследования доказали, что у человека поле 6 играет ведущую роль в качестве ассоциативного двигательного поля. В пользу этого говорит усиление метаболических процессов в этой зоне коры при выполнении движений. Так в области первичной моторной коры происходит усиление кровотока в той ее части, где находится представительство части тела, совершающей движение. Однако еще более заметное усиление кровотока наблюдалось в области поля 6. Больше всего метаболизм усиливается в этой зоне в том случае, если движение требует повышенного внимания или испытуемого просят представить движение, не совершая его. В коре поля 6 оканчивается большинство проходящих через таламус эфферентных путей от базальных ганглиев.

Строение варолиева моста

По срединному пути проходит базилярная борозда, по бокам которых располагаются пирамидные возвышения. Если сделать поперечный срез, то на клеточном уровне можно увидеть белое вещество.

В боковом отделе располагаются ядра верхней оливы, а именно в области переднего основания и задней покрышки. Между данными частями идет линия, которая представляется многочисленными волокнами. Специалисты выделяют данное множественное скопление волокон как трапециевидное тело, которое отвечает за образование слухового пути.

Есть группа заболеваний, для которых типично нарушение нормальной работы организма в результате деструкции рассматриваемых тканей.

Анатомия

Средний мозг – это самый верхний отдел ствола мозга.

Структура

Ствол мозга соединяет головной мозг с шейным отделом спинного мозга (шею) и состоит из четырех основных частей:

Вместе эти три части работают, чтобы регулировать различные непроизвольные функции, такие как дыхание, частоту сердечных сокращений и артериальное давление. Ствол вашего мозга также играет важную роль во сне и сознании.

Тогда ваш средний мозг можно разделить на две основные части:Взаимодействие с другими людьмиВзаимодействие с другими людьми

  • Тегментум: Эта передняя поверхность среднего мозга содержит многочисленные структуры, включая ретикулярную формацию, периакведуктальное серое вещество (PAG), определенные ядра черепных нервов, сенсорные и двигательные нервные пути (кортикоспинальный и спиноталамический тракты), красное ядро, черную субстанцию ​​и вентральная тегментальная область (ВТА).
  • крыша: Задняя поверхность среднего мозга содержит четверохолмия, которые содержат скопления нервных клеток, называемых верхним и нижним бугорками.

Расположение

Средний мозг составляет около 1,5 сантиметров в длину и зажат между промежуточным мозгом (который включает таламус и гипоталамус) и мосты.Взаимодействие с другими людьмиВзаимодействие с другими людьми

Средний мозг получает кровоснабжение от базилярной артерии и ее ветвей, включая заднюю мозговую артерию и верхнюю мозжечковую артерию.

В среднем мозге также есть два черепных нерва:

Функции среднего мозга

Долгое время сети ядер приписывали лишь одно назначение в анатомии – разделение ствола и больших полушарий. В ходе дальнейших исследований стало понятно, что они выполняют практически все функции, присущие высокодифференцированной нервной ткани, являются точкой пересечения большей части чувствительных нервных путей. Выделяют следующие функции среднего мозга человека:

  1. Регуляция физиологии двигательной реакции на сильный внешний раздражитель (боль, яркий свет, шум).
  2. Функция бинокулярного зрения – обеспечение способности видеть одновременно четкое изображение двумя глазами.
  3. Реакция в органах зрения, носящая вегетативный характер, проявляется аккомодацией.
  4. Рефлексы среднего мозга, обеспечивающие одновременный поворот глаз и головы на внешний раздражитель любой силы.
  5. Центр краткой обработки первичной сенсорного, чувствительного сигнала (зрение, слух, обоняние, осязание) и дальнейшее его направление в основные центры анализаторов).
  6. Регулировка осознанного и рефлекторного тонуса скелетной мускулатуры, позволяющая произвольные мышечные сокращения.

Вклад академика Орбели

В 1938 году академик Орбели обнаружил, что мозжечок также оказывает влияние на рецепторный аппарат, на вегетативные процессы. Кроме того, наблюдается его связь с состоянием мускулатуры внутренних органов. Изменения состава крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, которые наступают под влиянием мозжечка, направлены на обеспечение (трофическое) деятельности скелетных мышц.

Академик Орбели мозжечок рассматривал не только в качестве помощника коры головного мозга в регулировании мышечных движений и тонуса, но и как адаптационно-трофический центр. В этой роли он оказывает воздействие на все отделы головного мозга через нервную систему (симпатический отдел). Так регулируется обмен веществ, а ЦНС приспосабливается к условиям среды. Было установлено, что деятельность мозжечка неразрывно связана с корой полушарий мозга и происходит под ее контролем.

Функции

Все участки мозга работают взаимосвязано, вместе создавая неповторимую систему обеспечения жизнедеятельности человека. Основные функции среднего мозга призваны выполнять следующую роль:

  • Сенсорные функции. Нагрузку за сенсорные ощущения несут нейроны ядер четыреххолмия. К ним по проводящим путям поступают сигналы из органов зрения и слуха, коры полушарий, таламуса и из других мозговых структур. Они обеспечивают аккомодацию зрения к степени освещенности, изменяя размер зрачка; его движение и повороты головы в сторону раздражающего фактора.
  • Проводниковые. Средний мозг играет роль проводника. В основном за данную функцию отвечают основание ножек, ядра и черное вещество. Их нервные волокна соединены с корой и ниже лежащими мозговыми отделами.
  • Интегративные и моторные. Получая команды из сенсорных систем, ядра преобразовывают сигналы в активные действия. Двигательные команды дает стволовой генератор. Они поступают в спинной мозг, благодаря чему возможно не только сокращение мышц, но и формирование позы тела. Человек способен поддерживать равновесие при различных положениях. Также совершаются рефлекторные движения при перемещении тела в пространстве, помогающие приспособиться, чтобы не потерять ориентиры.

В среднем мозге находится центр, регулирующий степень болевых ощущений. Получая сигнал от мозговой коры и нервных волокон, серое вещество начинает вырабатывать эндогенные опиаты, которые определяют болевой порог, повышая или понижая его.

Рефлекторные функции

Средний мозг осуществляет свои функции посредством рефлексов. С помощью продолговатого мозга совершаются сложные движения  глаз, головы, туловища, пальцев. Рефлексы подразделяются на:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • сторожевые (ориентировочные, отвечающие на вопрос «что такое?»).

Еще они обеспечивают перераспределение тонуса мышц скелета. Выделяют следующие типы реакций:

  • Статические включают в себя две группы — рефлексы позотонические, что отвечают за сохранение позы человека, и выпрямительные, которые помогают возвратиться в обычное положение, если оно было нарушено. Этот тип рефлексов регулирует продолговатый и спинной мозг, считывая данные с вестибулярного аппарата, при напряжении шейных мышц, органов зрения, рецепторов кожи.
  • Статокинетические. Их цель – сохранение равновесия и ориентировки в пространстве во время движения. Яркий пример: кошка, падающая с высоты, в любом случае приземлится на лапы.

Статокинетическая группа рефлексов тоже разделяется на виды.

  • При линейном ускорении проявляется лифтовой рефлекс. Когда человек быстро поднимается вверх, напрягаются мышцы-сгибатели, при снижении увеличивается тонус разгибательных мышц.
  • Во время углового ускорения, к примеру, при вращении для сохранения зрительной ориентации происходит нистагм глаз  и головы: они обращены в противоположную сторону.

Все рефлексы среднего мозга относят к врожденным, то есть безусловным видам. Немаловажная роль в процессах интеграции отведена красному ядру. Его нервные клетки активизируют мышцы скелета, помогают сохранить привычное положение тела и принять позу для выполнения каких-либо манипуляций.

Базовые сведения

Центральная нервная система содержит нейроны с отростками и глия. Головной мозг имеет всего пять отделов. Первый – продолговатый – продолжение спинного. Он передает информацию в другие отделы и обратно. Выполняет регулирующую функцию по отношению к координации движений. Второй – мост – здесь находятся центры среднего мозга, отвечающие за усвоение аудиоинформации и видеоинформации. Данный отдел выступает за координацию движений. Третий – мозжечок – соединяет задний и передний отделы. Четвертый – средний – ответственен за мимику, движения глазных яблок, через него проходят слуховые пути. Именно его и будем рассматривать. Пятый – передний – нормализует психическую деятельность.

Запоминание информации

Если постоянно мысленно повторять какой-либо материал, то он сохранится в памяти на протяжении непродолжительного времени. Для запоминания чего-либо на более продолжительное время потребуется затратить больше усилий. Здесь запоминание происходит на уровне эмоций. Сильные эмоции, оставляя в памяти человека неизгладимые следы, помогают запоминать информацию, которую сопровождают эти эмоции

Причем, во время сильных эмоциональных потрясений человек запоминает самое важное

В долговременной памяти человека остается 10-24 % того, что ему хотел передать другой человек. В среднем человек запоминает 20% услышанного и 60 % увиденного. При объяснении увиденной информации человек способен запомнить около 80 %. Лучше всего человек запоминает новое в промежутке времени от 10 до 12 и после 20 часов. Именно в это время организм человека проявляет максимальную устойчивость к кислородному голоданию.

На уровне подсознания усвоение нового материала более эффективно происходит во время сна. Причем, с каждой новой фазой сна запоминание происходит интенсивнее. Наилучшее время сна для запоминания — примерно за два часа до пробуждения. Лучшим временем года для работы памяти является лето.

Экспериментально доказано, что человек лучше запоминает начало и конец однородной информации, а средняя часть доставляет максимальные трудности. При повышении сложности запоминаемого материала, работа памяти улучшается. При повторении изучаемой информации обязательно делать перерывы.

Тренировки для мозга

С каждым годом наш организм стареет, и этого нельзя избежать — это возрастные особенности. Средний мозг можно развивать одновременно с другими полушариями.

Для тренировки и профилактики используют следующие упражнения:

  • Воздушные рисунки. Пальцами рук делаем в воздухе воображаемые фигуры. Можно рисовать геометрические фигуры, цифры, писать имена или более сложные элементы. В процессе необходимо менять руки.
  • Хорошим упражнением считается писать тексты двумя руками одновременно. Возьмите два листа бумаги, две ручки. Текст выбирайте несложный. Так будут задействованы все части человеческого мозга.
  • Вычисления. Считать в уме учат еще в школе. Но со временем, без должных тренировок, это делать становится сложнее. Чтобы поддерживать ум, ежедневно выполняйте несколько примеров на сложение, вычитание, деление или умножение.
  • Список слов. Такое упражнение развивает память. На бумагу выписываем 10 любых слов, читаем список несколько раз. Убираем листочек. Затем вспоминаем все написанные слова. Это поможет не только натренировать мозг, но и после прочтения текста необходимая информация будет откладываться в памяти самостоятельно.
  • Для зрительных окончаний полезно делать гимнастику. Для глаз придумано множество упражнений. Всего 5 минут каждый день могут сохранить зрение на долгие годы.
  • Развивать обоняние можно, используя эфирные масла. Главное — не нюхайте одновременно много ароматов, это может отрицательно сказаться на ощущениях.

Влияние мозжечка на работу других систем организма

Через проводящие пути мозжечка осуществляется связь этого отдела мозга с другими частями ЦНС. Таким образом он исполняет контроль над координацией движений и регулирует мышечный тонус, а также рефлекторно следит за выполнением жизненно важных процессов: сердцебиением, дыханием и пищеварением. Вот почему этот маленький отдел получил свое второе название — «малый мозг», так как от качества выполнения данных задач зависит жизнь человека. Причем деятельность мозжечка не регулируется с сознанием, но подконтрольна коре больших полушарий.

Например, в стрессовой ситуации или во время длительной пробежки учащается сердцебиение, а дыхание становиться наиболее глубоким. Возникновение такого поведения организма является работой мозжечка — так к тканям мышц усиливается приток крови, богатой кислородом и питательными веществами, а также ускоряются обменные процессы.

Афферентные пути мозжечка передают информацию по волокнам нейронов от отделов мозга к ядрам и клеткам этого органа. Эти пути образуют густую сеть, а их пропорциональное соотношение с эфферентными 40:1. Посредством данных связей происходит обмен данными между структурами ЦНС.

Средние ножки передают афферентную информацию от коры головного мозга.

Лобно-мосто-мозжечковый путь начинается от лобных извилин коры мозга, пересекает варолиев мост и направляется в противоположную ножку и останавливается в клетках Пуркинье.

Височно-мосто-мозжечковый путь начнется в височных долях мозга, далее проходит ту же траекторию, что и первый вид связи.

Затылочно-мосто–мозжечковый путь передает зрительные данные от затылочной части коры больших полушарий. Нижние ножки служат проводником афферентных связей, идущих от спинного и промежуточного мозга.

Задний спинально-мозжечковый путь соединяет спинной мозг с мозжечком. Передает импульсы от клеток сухожилий и суставов в кору этого органа.

Оливомозжечковый путь состоит из лазающих волокон и начинается в нижней оливе продолговатого мозга и заканчивается клетками Пуркинье. При этом нижнее ядро получает данные от коры больших полушарий из перемоторных областей, которые планируют движение.

Вестибуломозжечковый путь — берет начало от верхнего вестибулярного ядра и посредством ножек передает информацию в архицеребеллум. Затем переключается на отростки клеток Пуркинье и достигает ядра, находящегося в шатре.

Ретикуло-мозжечковый путь соединяет ретикулярную зону ствола мозга и достигает коры червя. Эфферентные связи мозжечка передают информацию от коры этого органа в отделы мозга, причем проходят они только через верхнюю пару ножек.

Зубчато-красный путь начинается от зубчатого ядра и заканчивается на красных ядрах среднего мозга. Он участвует в координации движений и обеспечивает тонус мышц спины при изменении позы. Является центром управления конечностями.

Мозжечково-таламический путь направлен к вертальным таламическим ядрам. Через них образуется связь коры мозжечка с частью коры мозга, отвечающей за моторику движений.

Мозжечково-ретикулярный путь — соединяет мозжечок с ретикулярными ядрами ствола мозга, которые контролируют дыхание, сердечно сосудистую систему и обеспечивают защитные рефлексы организма: чиханье, кашель, жевание, глотание и сосание.

Мозжечково-вестибулярный путь состоит из длинных волокон клеток Пуркинье, следует от ядра шатра к ядрам вестибулярного аппарата. Непосредственно с помощью этого пути мозжечок поддерживает равновесие тела и регулирует тонус мышц при сохранении позы.

Кроме этого, через верхнюю пару ножек пролегает афферентная связь, соединяющая спинномозговые отростки нейронов через промежуточный мозг и варолиев мост, а затем через кору мозжечка с зубчатым ядром, которое размещается в цереброцеребеллуме.

Таким образом, этот отдел служит главным уточняющим подкорковым аппаратом центральной нервной системы (ЦНС).

Тренировки для мозга

С каждым годом наш организм стареет, и этого нельзя избежать — это возрастные особенности. Средний мозг можно развивать одновременно с другими полушариями.

Для тренировки и профилактики используют следующие упражнения:

  • Воздушные рисунки. Пальцами рук делаем в воздухе воображаемые фигуры. Можно рисовать геометрические фигуры, цифры, писать имена или более сложные элементы. В процессе необходимо менять руки.
  • Хорошим упражнением считается писать тексты двумя руками одновременно. Возьмите два листа бумаги, две ручки. Текст выбирайте несложный. Так будут задействованы все части человеческого мозга.
  • Вычисления. Считать в уме учат еще в школе. Но со временем, без должных тренировок, это делать становится сложнее. Чтобы поддерживать ум, ежедневно выполняйте несколько примеров на сложение, вычитание, деление или умножение.
  • Список слов. Такое упражнение развивает память. На бумагу выписываем 10 любых слов, читаем список несколько раз. Убираем листочек. Затем вспоминаем все написанные слова. Это поможет не только натренировать мозг, но и после прочтения текста необходимая информация будет откладываться в памяти самостоятельно.
  • Для зрительных окончаний полезно делать гимнастику. Для глаз придумано множество упражнений. Всего 5 минут каждый день могут сохранить зрение на долгие годы.
  • Развивать обоняние можно, используя эфирные масла. Главное — не нюхайте одновременно много ароматов, это может отрицательно сказаться на ощущениях.