Содержание
- Особенности воспитания
- Доброволец Николай Попов
- Принцип № 1: любовь к ребенку
- Школа
- Не такое уж и бесплатное образование
- Воспитание – главная задача семьи и школы
- А.С. Макаренко
- Распространение и популярность идей Выготского
- Принципы воспитания детей по Выготскому
- • Советские принципы воспитания, приносящие вред
- Примеры воспитания детей в СССР
- Воспитание стыдом
Особенности воспитания
Главной целью советской школы было воспитать полезного члена общества. В итоге человек должен стать жизнерадостным, здоровым, работоспособным, борцом за общественные идеалы, умелым строителем коммунистического общества. Государство берет на себя обязательство не только обучать подрастающее поколение, но и воспитать.
По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким гонениям.
В целом особенности воспитательного процесса сводились к следующему:
- социализация или воспитание в коллективе;
- физическая выносливость и забота о здоровье;
- развитие таких качеств, как гуманность, дружелюбие, помощь пожилым и младшим, жертвенность;
- научение трудовым умениям и навыкам.
Человек воспринимался как часть единой системы. Понятия о развитии личности, гибкости мышления, раскрытии творческого потенциала практически отсутствовало. Любое отступление от идеологии или нравственных норм строго порицалось со стороны общества.
Несмотря на сложные времена государство отличалось стабильностью. С раннего детства ребенок знал, кем хочет стать. Получив профессиональное или высшее образование, человек мог всю жизнь отработать на одном месте.
Доброволец Николай Попов
Город Вильно. — Институт истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН)
Начало войны шестнадцатилетняя Кира Башкирова встретила в Вильно (Вильнюс), где она училась в местном высшем женском училище. Понимая, что так просто на войну ее никто не отпустит, Кира решилась на побег.
Она отрезала свои косы, продала часть личных вещей и на вырученные деньги купила солдатскую форму. Взяв ученическое удостоверение своего двоюродного брата Николая Попова, девушка добралась до Лодзи, где дислоцировался 88-й Петровский пехотный полк. Камуфляж сработал, и Башкирову под именем ее родственника зачислили в часть в качестве добровольца.
Офицеры 88-го Петровского пехотного полка и пулемётная команда, 1911 год.
На фронте «Николай» самоотверженно сражался с врагом и часто ходил в разведывательные рейды. В ходе одной из ночных разведок девушка даже смогла «взять языка» и была награждена Георгиевским крестом 4-й степени. При этом захватить вражеского солдата ей удалось в одиночку, поскольку ее раненый товарищ ничем не мог ей помочь.
Долгое время Кире удавалось скрывать свою тайну: она мылась отдельно от остальных, научилась говорить мужским голосом и старалась ничем не выделяться среди сослуживцев. Своей семье она все рассказала в письме и родственникам ничего не оставалось, как смириться с выбором девушки.
Кира Башкирова.
В конце концов, правда вышла наружу, когда Кире пришлось лечь в госпиталь по болезни. Шокированное командование распорядилось немедленно отправить Башкирову в тыл. Тем не менее, награду девушке оставили и даже написали вдобавок хвалебное письмо.
Казалось, что военная служба для Киры на этом завершилась. Она, однако, не собиралась так легко сдаваться. «Храбрая девушка домой не явилась, а вновь, выдавая себя за юношу Николая Попова, поступила добровольцем в новую часть, где в сражении с неприятелем была ранена, после чего была отправлена в один из госпиталей», — писал в 1915 году о юной героине журнал «Задушевное слово».
После того, как ее вновь раскрыли и отправили домой, Башкирова уже открыто написала запрос от своего имени о прохождении службы. К ее большой радости он был одобрен, и до октября 1917 года она вполне законно сражалась в рядах 30-го Сибирского стрелкового полка.
Принцип № 1: любовь к ребенку
Без сомнения можно утверждать, что каждый родитель любит свое чадо
Но так важно любить ребенка всецело: принимать его недостатки, плохие стороны, понимать его слабости, толерантно относиться к его капризам. Закономерности родительского воспитания таковы, что отец и мать не хотят видеть ребенка в плохом свете, не терпят его недостатки, пытаясь «перекроить» дитя
Любовь родителей должна быть безусловной к каждому ребенку
Но это относится к тем случаям, когда они не представляют собой сущность ребенка. Например, чадо гиперактивно и не может сидеть на одном месте, постоянно в поиске новых приключений. Не нужно пытаться запереть его пол семи замками в комнате, чтобы тот не влез в какую-то передрягу. Любящие родители не увидят в чрезмерной активности недостаток: они найдут ей полезное применение, записав сына или дочь в спортивную секцию или на интересный кружок, где эта активность будет большим преимуществом. Или же, когда ребенок очень чувствительный, ласковый и мягкий, любящие родители не прозовут его «нытиком» (особенно это касается мальчиков). Они найдут этим качествам свой выход: например, реализация в творчестве.
Любовь и уважение в семье передается по наследству
Примеров можно приводить массу. Любовь к ребенку в процессе воспитания отвечает совершенно за все. Уважая дитя, прислушиваясь к нему и стараясь его понять, родители получат личность, которая с таким же уважением и толерантностью относится к окружающему миру. Очень часто ребенок не может достучаться до мамы или папы, рассказать о том, что его тревожит или высказать свои желания, так как родители заняты своими делами. Уделив своему чаду немного времени, выслушав его и поняв, родители не теряют так много своего времени. Всего пару минут способны изменить многое, дать ребенку ту необходимую поддержку
Закономерности истерик и капризов ребенка таковы, что причиной служит невнимание родителей. Выслушав сына или дочь, можно искоренить такие странные, бурные проявления эмоций
Ребенок сможет узнать, что такое любовь и научиться ей только в атмосфере любви.
Школа
Школа в советское время была призвана:
- решать образовательные задачи;
- формировать любовь к труду;
- развивать у подрастающего поколения коммунистические взгляды и убеждения;
- воспитывать в соответствии с законами высокой нравственности, патриотизма и интернационализма.
В конституции СССР от 1977 года было зафиксировано право граждан на бесплатное образование всех уровней: от начального до высшего. Лучшие ученики и студенты имели возможность получать льготы и стипендии от государства. Кроме того, после окончания профессионально-технического или высшего учебного заведения выпускникам гарантировалось рабочее место через систему распределения.
В 1980 годы общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней и подразделяется на основные ступени:
- начальная школа с 1 по 4 класс;
- неполная средняя с 5 по 9 класс;
- полная средняя 10–11 классы.
Значительными изменениями школы советского периода стали такие моменты как:
- совместное обучение мальчиков и девочек;
- отмена физических наказаний (хотя в семьях побои практиковались регулярно);
- вытеснение религии из процесса обучения.
Цели и задачи образования и воспитания распространялись и на внешкольную деятельность. Каждый школьник обязан был посещать кружок или секцию.
Дополнительное образование дети получали в таких учреждениях, как:
- дома пионеров;
- станции юных техников;
- дома культуры;
- школы искусств;
- лагеря труда и отдыха.
Несмотря на жесткую идеологию, у школьников была возможность развития инициативы, творческих способностей, самодеятельности.
Воспитание и образование детей в Советском Союзе носило идеологический характер. Государство жестко контролировало выполнение базовых требований не только детскими садами, школами, внешкольными учреждениями, но и с родителями. Быт стандартной семьи в СССР был скромен, потому что страна жила в условиях дефицита товаров и услуг. Отсутствие гаджетов давало возможность детям много читать, заниматься спортом и творчеством.
Не такое уж и бесплатное образование
Одним из основных аргументов в пользу советской системы образования приводиться ее общедоступность. Но мало кто помнит, что с 30-х и по 60-е бесплатное обучение было довольно таки условным. По всем заявлениям и декретам, а также прямо в Конституции говорилось о полном бесплатном образовании для всех советских граждан, однако, как часто происходило в СССР, реальность отличалась от декларируемых заявлений.
Технологический институт. 1958 — 1961
В 30-х годах более 70-ти процентов населения страны проживало в сельской местности. И хоть с каждым годом расходы на образование увеличивались, их не хватало для полноценного функционирования образовательной системы. Если в городах ситуация была лучше, то в деревнях просто не было школ. И очень большие затраты на обучение ложись на самих крестьян.
Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
В 1931-ом году в СССР был введен так называемый “культжилсбор” или проще говоря, налог на образование и культуру. С каждого крестьянского двора изымался обязательный ежегодный платеж в размере от 20-ти до 80-ти рублей. Для тех времен, особенно для жителей деревень, это были достаточно ощутимые деньги.
За обучение крестьяне также платили и “самообложением”. Всем колхозом скидывались на строительство школы и дороги к ней, а также на ремонт помещения. Сами должны были оплачивать и школьные принадлежности своих детей, в том числе тетради и учебники. Зарплаты учителей в Советском Союзе всегда не отличались своим достатком, а в те времена, крестьянам иногда приходилось буквально помогать собственными продуктами местному учителю. Зарплату работникам образования ведь и задерживали довольно часто.
Исходя из этих фактов, можно сделать вывод, что подъем образования в сельской местности был вызван не столько государством, как самими крестьянами, которые более, чем активно помогали строить школы и обеспечивать их.
Советская сельская школа
К 1940-му году, ситуация с количеством специалистов в разных сферах промышленности и хозяйства улучшилась. Советскому руководству нужны были в большинстве рабочие, а не специалисты. Власти боялись достаточно образованных людей. Это выливалось и в репрессиях интеллигенции и ограничении доступности высшего образования.
В Постановлении Правительства СССР от 26-го октября 1940-го года, официально устанавливалось платное обучение с восьмого по десятый класс средних школ, а также высших учебных заведениях. Благодаря этому постановлению, количество выпускников старших классов, училищ и вузов сократилось вдвое. У советских граждан часто не хватало денег на обучение своих детей. Эта норма была отменена только в 1956-ом году, уже после смерти Сталина.
Воспитание – главная задача семьи и школы
liluРубрика: Как это было
11 июня 14
В СССР задача воспитания подрастающего поколения не была задачей только семьи или только школы – это было обоюдное дело. Это сейчас родители пеняют на пробелы в школьной системе, а педагоги обвиняют родителей в недостаточном воспитании детей. В советском союзе не было так распространенных сейчас психологов, с полученными за 3 месяца дипломами, раздающих советы и дающих консультации направо и налево – лишь бы твои деньги. Но там были газеты.
И Журналы. И фильмы. Дающие ответы на вопросы. Статьи писали исключительно профессора и кандидаты наук. В крайнем случае – заслуженные специалисты с практическим опытом. Одинаковые проблемы были и тогда и сейчас: научить уважать старших, проблема в общении, в поисках истины в переходном возрасте, первая любовь, раннее курение, вороватость, куда деть свободное время…… Решают их по разному – тогда и сейчас.
Тогда ответы на все вопросы давали, газеты, журналы, фильмы. Опять же – проверенные источники, научно обоснованные доводы и заслуженные авторы статей давали повод верить. Газета «Семья», журнал «Семья и школа», фильмы — «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи», «Большая перемена», «Вам и не снилось» — краткий перечень источников, которые раскрывают вопросы воспитания и проблемы школьников. Фильмы советского периода очень часто заканчиваются незавершенностью. Это заставляло думать, придумывать историю до конца, анализировать поведение героев, спорить в кругу друзей и в школе-институте на диспутах.
Например, журнал «Семья и школа» рассказывал о жизни обычных семей – мама, папа, двое детей – чем живут, какие хобби, кто за что отвечает по хозяйству; помогал сохранить брак – кандидаты психологических наук разбирали какой-то отдельный случай по письму и давали советы по наиболее распространенным проблемам, с которыми сталкивается семья на разных этапах своего существования; публиковал статьи по детским дурным наклонностям и также советовал, как этого избежать и корректировать поведение. Все это было подано простым и понятным языком – без каких-либо непонятных обычному человеку профессиональных терминов.
Также были статьи, интересные детям разного возраста – от рассказов о работе клубов по интересам- туристических, спортивных, рукоделия, и выборе профессии до сказок и ребусов для самых маленьких. Также были отдельные рубрики литературное наследие и эстетическое воспитание. Для пап – поделки с детьми для дома, для мам – выкройки, шитье и рукоделие. И отдельная рубрика – в помощь молодым мамам — уход за маленьким ребенком. Также раскрывались вопросы сексологии. Например, в №4 за 1989 г. была большая статья кандидата психологических наук, психотерапевта, «Сексология снимает запреты», где подробно, с нашей точки зрения наивно, давались ответы на вопросы молодых супругов. Это сейчас кричат о сексе на каждом углу. Раньше все это было делом чисто семейным и интимным, редко ходили советоваться даже к врачу, не говоря уже о каких-то друзьях-подругах. Журнал содержал 64-66 страниц плотного текста, полезного для всей семьи. Цена 1 журнала – 30 коп., в основном это была подписка сразу на полгода-год.
Еженедельнику «Семья» (15 коп.) тоже было что рассказать – в № 10 за 1988 г. письма читательниц — в формате 24 часа из жизни женщин, страничка к 100-летию великого педагога А.С.Макаренко и его подходы к воспитанию, стихи, «Письма матери» Василия Шукшина, истории из колонии – как избежать и что исправить устами подростков-заключенных и по традиции на последней странице – карикатуры и шутки в картинках. Итого по источникам – благодарность женщинам, уважение старикам, мужчинам – сила и забота, работа над ошибками и домашнее задание – перенести все это на своих детей. Так и жили.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
А.С. Макаренко
А.С. Макаренко Wikimedia Commons
Антон Семенович Макаренко – советский педагог, теоретик и практик, автор методики воспитания беспризорников и малолетних преступников, создатель трудовой колонии для несовершеннолетних, прославившейся успешной социализацией своих подопечных в трудные 20-30-е годы, писатель. Наследие Макаренко столь велико, что существует даже такое направление науки как «макаренковедение». В 1988 году ЮНЕСКО признала А.С. Макаренко одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности.
Главным делом жизни Антона Семеновича было воспитание педагогически запущенных детей, морально искалеченных жертв социальных бед. Основа его методики – это воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими трудовыми целями, а дисциплина держится на авторитете лидеров. Однако и проблемам семейного воспитания великий педагог посвятил немало трудов, поскольку, по его собственному мнению, «дети, имеющие семью, нисколько не легче и не проще беспризорных».
А вот и некоторые из воспитательных идей А.С. Макаренко, которые – мы уверены – будут интересны и современным родителям:
– Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира.
– Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания.
– Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
– Любовь нужна требовательная.
U.S. Army / Flickr / CC-BY-2.0
– Мы требовать должны, но предъявлять исключительно посильные требования… Всякое превышение может только калечить.
– Наказание – это не только право, а и обязанность в тех случаях, если наказание необходимо.
– Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания.
– Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. <…> Вообще воспитание сдержанности, торможение движений – прежде всего.
– Точный режим детского дня – совершенно необходимое условие воспитания.
– Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Распространение и популярность идей Выготского
После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.
Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.
Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.
Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.
Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.
Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.
В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.
Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.
По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.
Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.
Принципы воспитания детей по Выготскому
Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.
Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.
Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.
Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:
- ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
- воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
- среда между ребенком и воспитателем активна.
Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.
• Советские принципы воспитания, приносящие вред
Люди, родившиеся и повзрослевшие в Советском Союзе, обычно говорят: «Ну мы же выросли, и вроде ничего так». Но многие из способов воспитания, педагогических методик, которые использовались в те времена, сегодня применять просто нельзя.
1. Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек
Одним из постулатов СССР, да и традицией, было вырастить из ребенка «человека». Под этим подразумевалось отсутствие проявления с его стороны самостоятельности до определенного возраста. В современном мире этот принцип не соответствует устоям и пониманию становления общества.
Если такие методы использовать по отношению к нынешнему ребенку, он вырастет абсолютно неприспособленным к дальнейшей взрослой жизни. К тому же, у него останется обида на своих родителей за детство, в котором все время учили, не считаясь ни с его желаниями, ни с мнением. Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения. Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет.
2. Нужно учиться только на «отлично»
Многие советские люди помнят, как родители их ругали не только за принесенную из школы «двойку», но и за оценки повыше – «тройки». А что самое интересное, то это испытываемый родителями стыд за своего ребенка, если тот не учился хорошо. В наше время к оценкам несколько иное отношение. Мы понимаем, что талантливым во всем человек быть не может, как и успешным. Но у каждого ребенка есть свои уникальные способности. Главное, их увидеть и развить.
Чтобы как можно раньше открыть у детей таланты, сегодня используются разные техники и методики. Да и на практике доказано, что высокие школьные оценки не являются гарантом благосостояния и счастья человека в его взрослой жизни.
3. Беспрекословное послушание старших
В СССР учили детей, что они должны уважать всех взрослых и безоговорочно выполнять их распоряжения и указы. Никто не спрашивал мнения ребенка, так как это было, мягко скажем, не в почете. Относиться с уважением к людям преклонного возраста полезно научиться и современным детям. Но и логика типа «я дурак – ты начальник» не вписывается в наш мир и его восприятие. Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком.
4. Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания
Во времена Советского Союза наказание «ремнем» за мельчайшую провинность являлось нормой. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.
Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.
5. Интим – неприлично и стыдно
В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми. В подростковом возрасте ребенок не мог прийти с интересующим его вопросом к родителям и открыто с ними побеседовать. Темы инфекций, передающихся половым путем, и контрацепции вообще не поднимались. Отсутствие знаний вызывало неуверенность и страх, устранить которые самостоятельно практически невозможно. Сегодня психологи доказали, что такой подход неверен, а раннее половое воспитание необходимо современным детям.
Нравится? Жми:
Примеры воспитания детей в СССР
Практикующий психолог Елена отмечает, что среди ее клиентов очень много тех, кто родился в советские период застоя. Работая с такими людьми, психолог отмечает множественные детские травмы и что самое интересное, во многом истории разных пациентов схожи. Воспитание детей в СССР было прерогативой не только родителей, в этот процесс активно вмешивалось и государство.
Многие принципы воспитания советских детей сегодня не применяются и даже осуждаются. Психолог рассказала, что именно нанесло травму поколению детей 70-80-х:
Стыд, как инструмент формирования советского человека. Стыдить было принято за самые разные поступки и прибегали к такому способу воспитания не только родители, но и учителя, а также пионерские и другие общественные организации. Стыдить было принято публично, поставив виновника в центр и рассказывая о его проступке всем и каждому, в особых случаях про провинность не стеснялись написать и в стенгазетах.
Другим инструментом закалки детского характера был страх, его также использовали повсеместно. Советские родители не чурались физического насилия, считая его эффективной мерой показать ребенку его неправоту. Насилие выражалось не только в хорошо известном наказании ремнем, также распространённым было ограничение свободы в самых разных формах, например, если не доесть порцию в садике, можно было просидеть возле стола весь тихий час, а за не сделанные уроки отправиться на пару часов в угол.
Существенным дефектом советского воспитания того периода было и отсутствие эмоциональной привязанности к детям. В большинстве семей бабушки работали, а значит, малыши очень рано отправлялись ясли или детский сад. Большое количество детей и строгие воспитатели – сады можно было легко сравнить с детской казармой. Заботиться об эмоциях детей было не принято, малышам предполагалось с ранних лет самим контролировать, а лучше скрывать эмоциональные порывы, что приводит к многочисленным травмам развития. Многие чувства для советских детей и вовсе были табу, например, зависть или обида могли стать причиной для наказания или активного порицания, конечно же, публичного. Детские слезы также не приветствовались, особенно у мальчиков, которых с детства учили не проявлять свои слабости.
То, что проявление эмоций и чувств в советских детях не поощрялось, вовсе не значит, что их не было. Наученные с детства стыдиться и скрывать свои чувства советские дети получили немало травм, и что самое страшное, не проработав их, они в той или иной степени транслируют подобные установки своим детям.Весе секреты народной медицины вы найдете у нас на сайтенародная медицина-1000 и 1 лайфхак для здоровья и жизни
Все самое интересное вы найдете у нас на сайте:https://vkysnovcem.ru/
Воспитание стыдом
Воистину стыд был одним из главнейших инструментов по выращиванию «Человека». К нему прибегали и родители, и учителя, и даже друзья/одноклассники. И ладно бы стыдили за действительно серьезный проступок, так нет же. Этот способ использовали при любом удобном случае, чтобы управлять поведением ребенка.
Люди, которым сейчас далеко за 30, до сих пор вспоминают свой ужас и позор, когда за какую-то провинность в детском саду их ставили на подоконник. Голыми. Чтобы не только вся группа видела, но и прохожие на улице. Что происходит с ребёнком в этот момент? Ему очень страшно, он чувствует себя униженным и беззащитным. Больше всего на свете он хочет провалиться сквозь землю.
И самое интересное, что от подобных представлений травмировался не только наказанный ребенок, но и те дети, которые это наблюдали.
Почему-то считалось, что если стыдить и унижать ребенка, то он вырастет прекрасным человеком и полезным членом общества. На самом же деле из-за переживаемых эмоций познавательные и мыслительные процессы ребенка блокируются, поэтому вряд ли он сможет извлечь урок из этой ситуации.
Такой ребенок вырастает с ощущением, что он ужасно плохой и нет ему места в обществе.