Нулевые космонавты. неизвестные герои, погибшие в космосе до гагарина

«Аполлон-13»: «Хьюстон, у нас проблема»

Астронавт Джон Л. Свигерт-младший, пилот командного модуля «Аполлона-13» держит инструмент, собранный на скорую руку, который астронавты «Аполлона-13» построили для того, чтобы с помощью канистр с гидроксидом лития в командном модуле очистить лунный модуль от углекислого газа

Программа «Аполлон» обязана своим успехом, в частности, благодаря смекалистым действиям, предотвратившим катастрофы. В 1966 году агентство успешно пристыковало космический аппарат «Джемини-8» к целевому транспорту, но «Джемини» вошел в неуправляемое вращение. Скорость вращения в один оборот в секунду могла привести к тому, что астронавты Нил Армстронг и Дэвид Скотт потеряют сознание. К счастью, Армстронг исправил положение, отключив неисправный главный двигатель и взяв под свой контроль двигатели для вхождения в плотную атмосферу.

В 1995 году вышел фильм под названием «Аполлон-13», в основу которого лег реальный случай на одноименном космическом корабле, который мог оставить космонавтов в безвоздушном пространстве. Взорвался кислородный баллон, повредил служебный модуль и сделал невозможной посадку на Луну. Чтобы добраться до дома, астронавты использовали принцип рогатки, разогнав корабль при помощи гравитации Луны и направив его к Земле. После взрыва астронавт Джек Свигерт передал по радио в управление полетов фразу «Хьюстон, у нас была проблема». В фильме крылатая фраза достается Джиму Лоуэллу, которого сыграл Том Хэнкс, и звучит в слегка измененном варианте: «Хьюстон, у нас проблема».

Преступники на службе НАСА

Собранные в то время данные стали ценным козырем. Предоставив их в распоряжение победивших держав, немецкие исследователи купили себе не только жизнь, но в целом избежали процессов, а после войны пользовались уважением и престижем.

В качестве примера можно привести профессора Хубертуса Стругольда, который руководил экспериментами над заключенными в лагере Дахау. После войны он приехал в США, где стал соавтором «Компендиума авиационной медицины» — базы знаний, благодаря которой были запущены первые пилотируемые космические программы.

На протяжении десятилетий Стругольд, вместо того, чтобы называться преступником и ответить за преступления в Дахау, пользовался репутацией «отца космической медицины». Лишь в 2006 году его имя было удалено из Зала славы покорителей космоса в Музее истории космоса Аламогордо.

Возможно, Вы бы хотели читать нас чаще, тогда вот наш Telegram

Молния и волки

Яркое солнце сияет над базой «Аполлона-12» на поверхности Луны. Один из астронавтов уходит вдаль от лунного модуля Intrepid

Как у NASA, так и у СССР/России космические программы столкнулись с несколькими интересными, хотя и не катастрофическими, событиями. В 1969 году молния ударила в один космический аппарат дважды, на 36 и 52 секундах после старта «Аполлона-12». Миссия прошла гладко.

В связи с 46-секундной задержкой, вызванной тесной кабиной, космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев на корабле «Восход-2» слегка промахнулись с точкой повторного входа в плотную атмосферу. Аппарат врезался в леса Верхнего Прикамья, изобилующие волками и медведями. Леонов и Беляев провели ночь, едва не замерзнув, сжимая пистолет на случай нападения (которого не произошло).

Трагедия космического шаттла Columbia

Шаттл Columbia повторно вошел в атмосферу и развалился

Спустя семнадцать лет после трагедии «Челленджера» программа шаттлов столкнулась с еще одной потерей, когда космический шаттл «Колумбия» развалился при вхождении в атмосферу 1 февраля 2003 года в конце миссии STS-107.

Расследование показало, что причиной разрушения шаттла стал кусок теплоизоляции кислородного бака, повредивший теплоизоляцию крыла во время старта. Семь членов экипажа, может быть, и пережили первое повреждение шаттла, но быстро потеряли сознание и умерли, пока шаттл продолжал крушиться вокруг них. Катастрофа шаттла «Колумбия», по словам Макдональда, к сожалению, повторяет ошибки эпохи «Челленджера», и какая-то мелочь остается без внимания.

В следующем году президент Джордж Буш объявил о закрытии программы шаттлов.

Взрыв шатла Челленджер (1986 год)

Катастрофа произошла в 1986 году на первой минуте полета шатла Челленджер. Как стало известно, причиной взрыва стал разрушение уплотнительного кольца ускорителя. В результате огненная струя реактивного двигателя прожгла обшивку внешнего топливного бака.

Как выяснилось, в результате возгорания погибли не все члены экипажа. Трое из них успели включить приборы персональной подачи воздуха. Однако это их не спасло — гибель наступила в результате удара жилого отсека о воду океана на скорости свыше 300 км/час.

В результате этой трагедии погибли 6 членов экипажа, а также 37-летняя учительница, которая должна была стать первым космическим туристом. Шанс побывать в космосе Шэрон Маколифф выпал в результате победы в проекте “Учитель в космосе”.

Катастрофа на космодроме Алкантара (2003 год)

Событие произошло 22 августа 2003 года в Бразилии на космодроме Алкантара. Здесь должен был состояться пуск ракеты VLS-3, который сделал бы Бразилию первой космической державой в Латинской Америке. К слову, это была третья попытка после двух подряд последовавших неудач.

Взрыв на космодроме Алкантара на долго парализовал космическую программу Бразилии

Во время проведения заключительных тестов вблизи ракеты работало порядка 100 человек. Внезапно завелся один из двигателей первой ступени ракеты, что привело к сильному пожару и последующему взрыву топливных баков. В результате десятиэтажное строение стартовой площадки и сама ракета были полностью уничтожены.

Во время инцидента погибли многие инженеры и ученые, в результате чего космическая программа страны была парализована. Техническую причину аварии так и не удалось обнаружить. Точная причина аварии, которая забрала жизни 21 человека, так и не была установлена.

Женщины-космонавты СССР и России

Удивительны судьбы женщин, посвятивших себя работе в космической сфере.

Терешкова Валентина Владимировна

Первой женщиной, отправившейся в космос, да ещё и в одиночку (единственная в мире на сегодняшний день!), стала Валентина под позывным «Чайка».

Родилась Валентина Владимировна за четыре года до начала отечественной войны, 6 марта. В пятьдесят третьем окончила 7 классов школы, далее окончила еще 3 класса, совмещая обучение с работой и помогая своей семье. Обладая хорошим музыкальным слухом училась играть на домре.

Профессии Валентины до поступления в отряд космонавтов:

  • браслетчица на Шинном заводе в Ярославле,
  • ровница на Комбинате технических тканей того же города,
  • студентка заочного отделения Техникума легкой промышленности, специальность — техник-технолог по хлопкопрядению,
  • секретарь комитета ВЛКСМ,
  • ученица Парашютного клуба г. Ярославля (выполнила 90 прыжков).

В 1962 году отобрана из 100 претенденток в женский отряд подготовки космонавтов. Валентина полностью соответствовала критериям, по которым происходил отбор, до 170 см в росте, до 70 кг в весе, парашютистка, возраст до 30 лет. Так же, помимо отличной подготовки в полету и успешного прохождения всех испытаний, советские власти смотрели на социальное положение (она была из рабочего класса) и умение вести активную общественную жизнь.

Полет совершила 16 июня шестьдесят третьего года на космическом корабле «Восток-6». Почти трое суток длился полёт Валентины, она сделала 48 витков вокруг Земли, вела бортовой журнал, делала снимки планеты.

После своего триумфального возвращения Валентина стала инструктором космонавтов, в этой должности проработала вплоть до апреля 1997 года.

После полета в космос Валентина Владимировна окончила Военно-воздушную академию им. Жуковского, защитила диссертацию, стала профессором, опубликовала более пяти десятков научных работ. Эта удивительная женщина была готова лететь на Марс в одну сторону.

Кондакова Елена Владимировна

Елена — первый российский космонавт женского пола, который совершил длительный полет в космическое пространство. Она родилась в пятьдесят седьмом году в Москве.

Ее полет состоялся в девяносто четвертом, когда Союза уже не стало. Вернулась на нашу планету Елена в марте 95 года, после пяти месяцев пребывание на станции «Мир». Второй полет на американском шаттле «Атлантис» проходил в 1997 году в мае с 15 по 24 числа.

Здесь будет представлен список женского отряда. Пусть часть из этих отважных женщин-космонавтов уже умершие, но запомнить эти шесть фамилий стоит:

Сонник — Смерть

Если кто-то из ваших близких приснился вам мертвым, то этот сон является предупреждением. Услышав во сне голос умершего друга, приготовьтесь к дурным вестям. Если вы разговаривали во сне с умершим отцом, постарайтесь тщательно продумать начинаемое дело. Сон предупреждает о том, что кто-то замышляет против вас интригу. После такого сна нужно лучше обдумывать свое поведение и беречь репутацию

Беседа во сне с умершей матерью следует воспринимать как призыв контролировать свои склонности, а также обратить внимание на здоровье. Разговор с умершим означает, что кто-то нуждается в вашей помощи и сострадании

Если кто-то из умерших близких является к вам во сне веселым и оживленным, задумайтесь о том, насколько правильно вы организовали свою жизнь. Постарайтесь исключить серьезные ошибки, которые могут оказать влияние на всю вашу судьбу. Если явившийся вам во сне умерший родственник пытался вырвать у вас какое-то обещание, постарайтесь изо всех сил противостоять унынию. Даже во время полного упадка в делах не теряйте бодрости духа и прислушивайтесь к мудрым советам. Вот что говорил о таких снах Нострадамус. Видели собственную смерть во сне – значит, будете жить еще долго. Если вам приснилось, что умирает близкий человек, то у этого человека будет долгая и счастливая жизнь. Увидели человека, находящегося в состоянии клинической смерти, – в будущем с вами случится что-то такое, что выведет вас из состояния равновесия на несколько лет. Вам будет абсолютно все равно, что творится в мире, в вашей стране, городе и даже в вашей семье. Болгарская предсказательница Ванга истолковывала сны о смерти следующим образом. Видели во сне собственную смерть – вас ожидает долгая счастливая жизнь с любимым человеком. Такой сон говорит о том, что вам уготована судьба посланника Божьего на Земле. Если вам приснилось, что умирает очень важный человек в мире, то этот сон является великим пророчеством. Он говорит о том, что в скором времени к власти в одной из развитых стран земного шара придет мудрый правитель, который сумеет установить мир и согласие между жителями разных государств. Люди перестанут воевать и слать друг другу проклятия. Если во сне умирает больной человек, то в будущем вы столкнетесь с чудовищной несправедливостью. Вам предложат выгодную сделку, в результате которой пострадают люди. От принятого вами решения будет зависеть спасение вашей души. Смерть большого количества людей, увиденная во сне, – плохое предзнаменование. Такой сон пророчит страшную эпидемию. Найдет лекарство от этой болезни человек, к мнению которого сейчас не прислушиваются. Если вам приснился человек, находящийся в состоянии клинической смерти, то вы долгое время будете находиться в неведении относительно планов ваших давних знакомых. К сожалению, они воплотят свои планы в жизнь, в результате чего вы очень сильно пострадаете. Д. Лофф так трактовал подобные сны: «Сны о смерти не так уж редки, хотя если бы подобные сны посещали нас постоянно, то, пожалуй, стабильность реальной жизни пошатнулась бы. Сны о смерти часто вызывают дереализации: сон может продолжаться, в то время как вы будете за ним наблюдать со стороны, иначе в момент смерти вы проснетесь. Мысль о собственной смерти всегда вызывает беспокойство. Большинство из нас не утруждает себя эмоциональными размышлениями по поводу приготовления к смерти – мы воспринимаем смерть как сильного врага, которого следует избегать; перед ее лицом мы чувствуем себя неуютно. Кстати, каким образом вы умирали во сне и вините ли вы кого-либо в вашей смерти? Это очень важные вопросы. Видеть мертвым любимого/близкого человека во сне можно по разным причинам. Возможно, вы искренне заботитесь о благополучии этого человека. Смерть имеет символический характер, если в вас одновременно борется чувство любви и подавленной злости к этому человеку. И наконец, смерть дорогих вам людей может знаменовать конец отношений: например, если умирает не кто-либо из ваших родственников, а человек, с которым вас связывали любовные романтические отношения. Смерть незнакомцев – это продолжение и переход различных аспектов вашего „Я”. Поэтому здесь не мешает определить, откуда появился этот незнакомец/незнакомка, глубоко ли вы тронуты смертью или восприняли ее как нечто обыденное. Возможно, центральным вопросом является беспорядочность вашей жизни

В таком случае посмотрите, кого еще кроме вас затронула смерть и какое отношение вы имеете к вашим „собратьям” по скорби, – это очень важно. Смерть чужих людей также символизирует стереотипы, которые стоит переосмыслить или исследовать, чтобы лучше понять себя

Не столкнулись ли вы с ситуацией, когда ваше стереотипное восприятие окружающих не совпадает с действительностью?»

Жертвы и роковое 24 октября

Спасатели за считанные минуты прибыли на аварийную площадку Байконура. Людей, охваченных пламенем, они тушили песком — под руками больше ничего не было. Непосредственно после выгорания ракетного топлива пожар продолжался еще около двух часов. Выгорело практически все оборудование — агрегаты, кабельные коммуникации. В течение ночи на космодроме были развернуты госпитальные лагеря. 

Согласно официальной версии в катастрофе на космодроме Байконур 24 октября 1960 года погибло 78 человек. Неофициальные источники располагают данными о 126 погибших. Таково уточненное количество жертв с учетом погибших от осложнений, полученных от пожара и отравления азотной кислотой.

В катастрофе погибли те, кто непосредственно осуществлял, отвечал или курировал испытание ракеты Р-16. 

Невосполнимой утратой была гибель Главнокомандующего РВСН, главного маршала артиллерии М.И.Неделина. Его обгоревшие останки опознали только благодаря оплавленной звезде Героя Советского Союза. На Байконуре в братской могиле похоронены 54 человека — технический персонал, военнослужащие, находящиеся в эпицентре катастрофы. Оцинкованные гробы с останками погибших из руководящего состава РВСН СССР были отправлены на их Родину. Урна с прахом М.И. Неделина была размещена в Кремлевской стене.

Спустя несколько месяцев, учтя все ошибки неудачного первого старта, был проведен успешный пуск второй ракеты Р-16. 2 февраля 1961-го на Байконуре праздновали первую победу — осенью того же года МБР Р-16 приняли на вооружение. Ракетчики были воодушевлены новыми планами, и казалось, что авария 24 октября 1960-го стала  немного забываться. Однако спустя три года, день в день, после очередного испытания Р-9А, в пусковой установке произошёл пожар. Снова не обошлось без человеческих жертв — восемь военнослужащих сгорели заживо.

С тех пор 24 октября на Байконуре не проводятся никакие работы, связанные с ракетно-космической техникой. Ни одно даже самое безобидное испытание не планируется на эту зловещую дату. Этот день навсегда остался днем памяти. Его ракетчики проводят у братской могилы тех, кто сгорел во время первой катастрофы на Байконуре.

Ход экспедиции

«Союз-11» вовремя и удачно стартовал с «Байконура», утром следующего дня пристыковался к «Салюту». При переходе на станцию участники экспедиции обнаружили проблему – воздух был сильно задымлен. Членам команды пришлось починить систему вентиляции и сутки дожидаться восстановления воздуха, находясь внутри спускаемого аппарата «Союз-11».

Дальнейший полет проходил нормально. Космонавты поддерживали ТВ-связь с Землей, им удалось выполнить все поставленные перед ними задачи. На 11-ый день возникла внештатная ситуация – начался пожар. Встал вопрос о том, чтобы срочно покинуть станцию и вернуться на Землю. Но команде удалось самостоятельно совладать с огнем и продолжить работы.

Советская пресса умалчивала о проблемах на борту «Салюта». Людям сообщалось, что полет проходит хорошо, строго по плану, а самочувствие отличное. Реально же у находящихся на станции было немало сложностей, в том числе межличностные конфликты и противоречия. Бортинженер Владислав Волков, ссылаясь на свой опыт нахождения в космосе, старался самостоятельно решать все вопросы, что вызывало раздражение у его напарников. Подобное поведение не нравилось и специалистам на Земле.
Все же несмотря на тяжелые условия и возникшие проблемы, экипаж космолета «Союз-11» справился со своей задачей на 100%. Планировалось вернуть участников полета на землю и отправить новую экспедицию, которая бы закрепила достигнутые результаты и закончила исследования.

«Салют-1» и «Союз-11» на почтовой марке СССР.

«Союз-1»

Валентина Николаева (слева) — космонавтка по собственному желанию — присоединяется к толпе на Красной площади и приветствует аплодисментами трех новых российских космонавтов 19 октября 1964 года. Слева направо: Борис Егоров, Константин Феоктистов и Владимир Комаров.

Первая фатальная авария в космосе пришлась на долю советского космонавта Владимира Комарова: капсула «Союз-1» упала на русскую землю в 1967 году. Источники в КГБ («Starman», 2011, Walker & Co.) говорят, что Комаров и другие знали, что капсула разобьется, но советское руководство проигнорировало их предупреждения.

Различные точки зрения сходятся в том, что причиной аварии стал неисправный парашют. Аудиозаписи последних переговоров космонавта с наземным управлением свидетельствуют о том, что космонавт «яростно орал» на инженеров, которых обвинял в неисправности космического аппарата.

Семейное положение и награды

Погибшие космонавты не только герои своей страны, отдавшие за нее жизни, но и чьи-то сыновья, мужья и отцы. После гибели Георгия Добровольского осиротели его две дочери Марина (1960 г. р.) и Наталья (1967 г. р.). Одна осталась и вдова героя, Людмила Стеблева, преподаватель средней школы. И если старшая дочь успела запомнить своего отца, то младшая, который было всего 4 года в момент крушения капсулы, совсем его не знает.

Кроме звания Героя СССР Добровольский был награжден орденом Ленина (посмертно), «Золотой Звездой», медалью «За боевые заслуги». Кроме того, именем космонавта были названы планета № 1789, открытая в 1977 году, лунный кратер и научно-исследовательски корабль.

Также по сей день начиная с 1972 года существует традиция разыгрывать Кубок Добровольского, который присуждается за лучший прыжок на батуте.

Подготовка к запуску

В конце 1959-го года, в СССР были созданы Ракетные войска стратегического назначения, а командующим новым родом войск был назначен Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Он лично контролировал ход работы над проектом.. Начало летно-конструкторских испытаний Р-16 началось в четвертом квартале 60-го года, более чем на полгода раньше, чем первоначально планировалось. Поступление на вооружение данного типа должно было начаться к 62-ом году.

Маршал артиллерии Митрофан Неделин

Для проведения летных испытаний, на полигоне Торетам, позже ставшим известным, как космодром Байконур, в Казахстане, были подготовлены три площадки, включающие в себя стартовые комплексы для ракеты, бункер управления, а также вся сопутствующая инженерная и жилая инфраструктура.

В августе 60-го года завершились заводские испытания и 26-го сентября на полигон Торетам доставили первый образец Р-16. 21-го октября ракету началась основная подготовка. В следующие два дня ракету установили на стартовую площадку и провели подготовительные работы. 23-го октября прототип ракеты заправили топливом и сжатыми газами. Старт наметили на 19.00 того же дня. Но из-за многочисленных технических неисправностей старт был отменен.

Еще за час до предполагаемого старта произошел несанкционированный подрыв пиропатронов, которые должны были размыкать электрическую цепь и прорывать пиромембраны, которые отделяли разные составляющие топлива. Так начинался процесс подачи выхлопных газов, после которого топливо должно было самовоспламеняться и, таким образом, запускался двигатель. Но из-за недоработанности данной системы, при подрыве пиропатронов, продукты сгорания сами замыкали электрическую цепь, и происходили ложные сигналы о несрабатывании прорыва пиромембран.

Стратегический ракетный комплекс Р-16 с ракетой 8К64 (Р-16У/8К64У)

Инженеры решили вручную управлять этим процессом из бункера, с помощью пульта, а не бортовой электрической системы ракеты. Подрыв пиромембран вообще решено было контролировать “на слух” — по звуку удара. Нужно было срочно выяснить причины неполадок, а также слить топливо с баков ракеты, которая, со всеми неисправностями не могла находится в заправленном состоянии более 24-х часов. Также нужно было отключить все электропитание ракеты.

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Подготовка второй летной ракеты заняла бы около месяца, а к 7-му ноября, про успешные испытания ракеты должны были узнать во всем мире, к годовщине Октябрьской революции. Время чрезвычайно поджимало. Все испытания находились под контролем правительства СССР и лично Никиты Хрущева, который каждый день звонил на полигон и узнавал о успехах испытаний.

Под таким давлением, руководители испытаний решили продолжать работу, исправляя ошибки на стартовой площадке. Не сливая топливо, и не отключив полностью ракету от электрических питательных элементов, на следующий день, 24 октября, было решено проводить повторный запуск.

Гагарин и Терешкова не были первыми

Спойлер: Юрий Гагарин был первым космонавтом

Конец 1950-х и 1960-е годы стали эпохой борьбы СССР и США за лидерство в освоении космоса. Прорывной шаг сделал СССР, запустив в 1957 году первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года — еще одна знаковая дата: Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Однако были и те, кто утверждал, что другие советские космонавты побывали там до Гагарина, но не вернулись обратно.

Братья Юдика-Кордилья, радиолюбители из Италии, еще до полета Гагарина утверждали, что несколько раз смогли перехватить сообщения с советских космических кораблей. В мае 1960 года — сообщение экипажа об отклонении от курса; в ноябре 1960 года — сигнал SOS с корабля, покидавшего земную орбиту; и, наконец, в феврале 1961 года — сердцебиение и другие звуки якобы задыхающегося космонавта, который медленно умирал, дрейфуя в открытом космосе.

Ахилл и Джан Баттиста Юдика-Кордилья на своей станции в Торре Берт недалеко от Турина

Позже они сообщили еще об одной сенсационной записи. Она якобы датирована серединой мая 1961 года и сегодня циркулирует по интернету под названием «Космонавт Людмила». По мнению братьев, они перехватили переговоры советской женщины-космонавта с корабля, который постепенно сгорал в плотных слоях атмосферы. Сама запись звучала еще более душераздирающе, чем предыдущие. Женский голос (правда, почему-то с сильным итальянским акцентом) сообщал о пожаре на борту и много раз повторял «Мне жарко!». Получалось, что первая женщина-космонавт погибла еще за два года до полета Валентины Терешковой.

Само собой, в СССР опровергали такие версии. Опровержениям, разумеется, не верили, ведь сокрытие таких инцидентов выглядело вполне логичным и вполне в духе советской политики — на кону стояла репутация страны как лидера в освоении космоса.

Запись голоса «космонавта Людмилы»

Позднее, во времена Перестройки, когда архивы стали доступны, выяснилось, что в СССР, например, скрывали смерть космонавта Валентина Бондаренко. Правда, погиб он еще на этапе подготовки к полетам. Скрывали и катастрофу на Байконуре в 1960 году, одну из крупнейших в истории ракетных запусков. В ней погибло по разным данным, от 74 до 126 человек. Также была целиком засекречена пилотируемая лунная программа «Н-1». Обо всех этих фактах стало официально известно в 1989 году, хотя слухи ходили и раньше.

Однако о «Людмиле» и остальных «фантомных космонавтах» не было ни слухов, ни документов. Не было инженеров, которые бы работали над этими провалившимися миссиями, не было членов семей якобы погибших космонавтов и каких бы то ни было официальных или неофициальных заявлений.

Джеймс Оберг, один из ведущих специалистов по истории космонавтики СССР и России, даже публиковал подробный разбор доводов братьев Юдика-Кордилья, где объяснял, почему ни он, ни любой другой профессиональный историк космоса им не верит. К ним были технические вопросы: их оборудования едва ли было достаточно, чтобы ловить и записывать сигналы с космических кораблей. Были и фактические вопросы. К примеру, сердцебиение, дыхание и другую биометрию в советских кораблях никогда не передавали по голосовым каналам. Тем не менее, версия про «фантомных космонавтов» жива до сих пор, как и один из братьев.

Роковая граница

В начале космической гонки и США, и СССР пережили несколько смертоносных авиакатастроф, в результате которых погибли несколько пилотов, испытавших усовершенствованные реактивные самолеты. Затем случился трагический случай с «Аполлон-1». В результате пожара, который произошел в январе 1967 года, погибли астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи. Как это произошло? Во время симуляции запуска возникла случайная искра в кабине космического корабля. Которая была заполнена чистым кислородом. Это привело к неконтролируемому пожару, который быстро охватил обреченную команду. И привело к трагической гибели людей. Несмотря на то, что они изо всех сил пытались открыть дверь люка, который находился под давлением. Последующие тренировки проводились уже без атмосферы из чистого кислорода.

В течение следующих трех лет астронавты проекта Аполлон совершили семь миссий на Луну. «Аполлон-11» впервые доставил людей на ее поверхность. А злополучная миссия «Аполлон-13» закончилась неудачей. Из-за неполадок на борту космическому кораблю пришлось вернуться на Землю. Высадка на Луну была отменена. Но все обошлось без жертв.

Но 30 июня 1971 года человечество стало свидетелем первых (и на данных момент единственных) смертей в космосе.

Лунная миссия

Некоторые источники утверждают, что перед историческим полетом Аполлона-11 на Луну СССР предпринял авантюрную попытку опередить американцев. Утверждается, что несмотря на неудачный первый испытательный запуск новой советской ракеты Н-1 20 января 1969 года, было принято решение отправить пилотируемый корабль «Союз 7К-Л3» на Луну с использованием другой Н-1. Предполагается, что эта попытка была предпринята 3 июля 1969 года. Старт закончилась взрывом, уничтожившим стартовую площадку и якобы убившим космонавтов. Этот запуск, однако, был беспилотным. Он предназначался для испытания лунного оборудования.

Первый полет и гибель

Погибшие космонавты – люди, прекрасно осознававшие тот риск, на который идут, но тем не менее это их не останавливало. Так и Гагарин, первый человек, побывавший в космосе, рисковал своей жизнью еще до того, как стал космонавтом.

Однако свой шанс стать первым он не упустил. 12 апреля 1961 года Гагарин совершил полет на ракете «Восток» в космос с аэродрома Байконур. Полет продолжался 108 минут и закончился успешным приземлением недалеко от городка Энгельса (Саратовская область). И именно этот день стал для всей страны Днем космонавтики, который отмечается и сегодня.

Для всего мира первый полет стал невероятным событием, а пилот, совершивший его, быстро сделался знаменитым. Гагарин посетил по приглашениям больше тридцати стран. Следующие после полета годы ознаменовались для космонавта активной общественно-политической деятельностью.

Но вскоре Гагарин вновь вернулся за штурвал самолета. Это решение оказалось для него трагическим. И в 1968 году, 27 марта, он погиб во время учебного полета в кабине МИГ-15 УТИ. Причины катастрофы до сих пор остаются неизвестными.

Тем не менее погибшие космонавты никогда не будут забыты своей страной. В день гибели Гагарина в стране был объявлен траур. А позднее в различных странах установили ряд памятников первому космонавту.

Волков, Добровольский, Пацаев

Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев — члены космического экипажа корабля «Союз-11», который в полёте совершил стыковку со станцией «Салют-1». К сожалению, неполадки на станции в виде пожара не позволили выполнить программу испытаний полностью. 29 июня корабль отделился от станции, а через 4 часа связь с космонавтами была потеряна.

При отстыковке корабля были зафиксированы неполадки. Все время горело табло «Люк открыт», но сослались на неисправность датчика. 30 июня включилось торможение, парашют раскрылся, спускаемый аппарат спокойно совершил посадку по нужной траектории. Однако, после того, как люк открыли, в аппарате обнаружили тела членов экипажа без признаков жизни. Все, кто мог, пытались реанимировать космонавтов, потому как никаких видимых повреждений не было, они выглядели «живыми». Но космонавты уже были мертвы. Как выяснилось, экипаж погиб из-за разгерметизации спускаемого аппарата.

По отстёгнутым ремням стало понятно, что космонавты хотели найти поломку и исправить ее, но было поздно — им не хватило нескольких секунд до того момента, как они потеряли сознание. Космонавты от ужасного перепада давления испытывали сильные боли, у них лопнули барабанные перепонки — в таких условиях работать осмысленно и быстро было просто невозможно. 

Одна их главных причин трагедии — в спускаемом аппарате экипаж находился без скафандров. Если бы они были в скафандрах — остались бы в живых. С того момента все спуски проходят только в скафандрах.

Пацаев

Итак, продолжая отвечать на вопрос, сколько космонавтов погибло в космосе, мы переходим к следующему Герою Светского Союза. Виктор Иванович Пацаев родился в Актюбинске (Казахстан) в 1933 году, 19 июня. Известен этот человек тем, что стал первым в мире космонавтом, который работал за пределами атмосферы Земли. Погиб вместе с Добровольским и Волковым, упомянутыми выше.

Отец Виктора пал на поле битвы во время ВОВ. И после окончания войны семья была вынуждена переехать в Калининградскую область, где будущий космонавт впервые пошел в школу. Как писала в воспоминаниях его сестра, космос стал интересовать Виктора уже тогда – он раздобыл «Путешествие на Луну» К. Циолковского.

В 1950 году Пацаев поступает в Пензенский индустриальный институт, который оканчивает, и оказывается направлен в Центральную аэрологическую обсерваторию. Здесь он принимает участие в конструировании метеорологических ракет.

А 1958 году Виктор Иванович переводится в КБ Королева, в конструкторский отдел. Именно здесь встретились погибшие советские космонавты (Волков, Добровольский и Пацаев). Однако только через 10 лет будет сформирован отряд космонавтов, в чьих рядах окажется Пацаев. Его подготовка будет длиться три года. К сожалению, первый полет космонавта завершится трагедией и смертью всего экипажа.