Левые и правые

Виды мировоззрений

Одни партии четко следуют выбранной идеологии, другие группировки заимствуют взгляды из иных движений, но используют не все их в своей практике. Популярность миропонимания во многом зависит от моральных лидеров и авторитетов.

Политические мировоззрения выражаются в двух направлениях:

  • рассматривают цели и обустройство общественных формаций;
  • выбирают наиболее действенный метод достижения задач.

Концепции политических взглядов в своем составе содержат совокупность идей о лучшей форме правления, например, автократия, социально-демократическое течение. Представители идеологии выражают убеждения в том, какая система экономики станет лучшей для страны, например, капитализм, монархия или другие виды.

Иногда понятие применяется не только для характеристики идеологии, но и для идентификации одной из целей программы. Например, о социализме говорят в ключе экономической системы или употребляют слово в контексте принципов, которые лежат в основе этого строя.

Государственно-правовые взгляды идентифицируются в зависимости от положения на политической арене:

  • левые;
  • центристские или умеренные;
  • правые.

Политические идеологии отличаются от определенных позиций, на которых строится группировка или партия. Примером служит идея популизма, евроинтеграции, легализации однополых браков или официальное разрешение марихуаны, которая выражает мнение политической верхушки.

Левые направления

К таким типам идеологии относятся решительно настроенные формы мировоззрения. Их называют радикально левыми, бывают ультраправые. Это традиционное наименование различных политических курсов и взглядов, которые во главе ставят социальное равенство, улучшение условий существования для незащищенных слоев населения. Представители левых сил пропагандируют отмену деления общества на классы, ликвидацию частного владения на предметы производства.

Наиболее эффективным считается деление, предложенное Девидом Ноланом:

  • консерваторы, которые пропагандируют иерархическое строение, прагматизм, превосходство федерации над человеком;
  • либералы проповедуют толерантность в сочетании с равенством и индивидуализацией;
  • авторитарники распространяют идеи жесткого государственного контроля в любой общественной сфере;
  • либертарианцы рекламируют минимальное вмешательство федерации в жизнь людей.

Правые силы

В политике таких направлений придерживаются группировки, противоположные левым, которые пропагандируют принципы капитализма. В их взглядах прослеживается идея социального господства, отстаивающая интересы доминирующего класса или преобладающей группировки. Правые партийные политики выступают за удерживание старого общественного устройства, например, аристократии, монархии, федеральной религии. К правым силам относится монархическое течение, консервативный и классический либерализм. В рядах находятся сторонники традиционализма, либертарианства, национал-демократии.

Понятие правых политических взглядов и левых сил воспринимается в постсоветских и посткоммунистических государствах, например, в России, в нетрадиционном представлении. Оно выражает смысл, противоположный тому, что применяется в развитых демократических странах. В перестроечную эпоху антикоммунистов и представителей либерализма называли левыми, а традиционных членов партии относили к правым направлениям.

Умеренные предпочтения

Центристы находятся на середине сравнительной таблицы, между радикалами и правыми. Они пропагандируют реформы в стране и экономике, но путем постепенных преобразований. Умеренные политические взгляды — это градационное решение назревших проблем с сохранением гражданского согласия, относительной стабильности и толерантности.

Идеология центристов всегда имеет широкую поддержку от различных классов в обществе. Структуры возникают при участии федеральных властей. Направление опирается на людей с умеренными предпочтениями, которые не желают впадать в любые крайности при реформировании общественного порядка в государстве. Они выступают против действий, которые могут разрушить систему на корню, расшатать стабильную ситуацию.

Историческое наследие в формировании партий

Первым ярким примером раскола политического единства в стране стала Франция семнадцатого века, в которой аристократия полностью отмежевалась от буржуазии. Таким образом, левые с их скромной ролью исполнителей и кредиторов после революции в парламенте выразили полное недоверие аристократии с ее единоличной и фундаментальной властью. В то смутное время правое крыло парламента представляли фельяны, выступающие за укрепление монархии, основанной на конституционных правах граждан. Левый партийный блок состоял из якобинцев, желавших радикальных перемен. А в качестве центристов выступали жирондисты («колеблющиеся»), занимающие выжидательную позицию.

Таким образом, правых стали традиционно называть «консерваторами» и «реакционерами», а левых – «радикалами» и «прогрессистами».

Гуманизм

2. Гуманизм, доведенный до абсурда. Человеческая жизнь здесь перестает быть рационально осмысленной ценностью, провозглашенной мыслителями Просвещения: она становится чем-то вроде неприкасаемых идолов у африканских и южноамериканских племен. Отсюда призывы европейских левых запретить убийство террористов полицейскими, не взирая на то, что убийство одного террориста спасет жизнь десяткам и сотням невинных людей. Гуманистическая культура на этом этапе своего развития(или, вернее сказать, деградации) полностью теряет свое рациональное зерно, переходя в категорию иррационального, заменяет собой совесть и традиционные морально-этические ориентиры. Убивать теперь нельзя даже для самозащиты. Почему? “Нельзя и все”. Известная цитата Бёрка о попустительстве зла теряет всякий смысл: хорошие люди теперь не просто имеют право сидеть, сложа руки – они ОБЯЗАНЫ это делать, ведь в случае их активного сопротивления злу кто-то может случайно пострадать. 

История

В политике термин « левые» происходит от Французской революции, поскольку политические группы, выступавшие против привилегии королевского вето ( монтаньяры и якобинские депутаты от третьего сословия ), как правило, сидели слева от кресла председательствующего в парламенте, в то время как группы, выступавшие за Право королевского вето находилось справа. Эта привычка зародилась в 1789 году во французских Генеральных штатах . На протяжении XIX века основная линия, разделяющая левых и правых, проходила между сторонниками Французской республики и сторонниками привилегий монархии . Восстание июня Дней во время Второй республики была попытка левых овторного самоутвердиться после революции 1848 года , но лишь небольшая часть населения поддержала это.

В середине 19 века национализм , социализм , демократия и антиклерикализм стали ключевыми чертами французских левых. После того, как Наполеон III «s 1851 переворота и последующего создание Второй империи , марксизм стал конкурирующим радикальным республиканством и утопического социализм как сила в левой политике. Влиятельный « Коммунистический манифест » Карла Маркса и Фридриха Энгельса , опубликованный на волне революций 1848 года по Европе, утверждал, что вся человеческая история определяется классовой борьбой . Они предсказывали, что пролетарская революция в конечном итоге свергнет буржуазный капитализм и создаст коммунистическое общество без государства , денег и классов . Именно в этот период слово « крыло» было добавлено как к левому, так и к правому.

В Первый интернационал (1864-1876), иногда называемый Первый Интернационал, собравший делегатов из разных стран, с разными представлениями о том , как достичь бесклассового и лица без общества. После раскола между сторонниками Маркса и Михаила Бакунина анархисты создали Международную рабочую ассоциацию (IWA – AIT) . Второй международная (1888-1916) разделились по вопросу о Первой мировой войне . Те, кто выступали против войны, в том числе Владимир Ленин и Роза Люксембург , считали себя левее.

В Соединенных Штатах на левых, таких как социальные либералы , сторонники прогресса и профсоюзные деятели, повлияли работы Томаса Пейна , который представил концепцию эгалитаризма, основанного на активах, который теоретизирует, что социальное равенство возможно за счет перераспределения ресурсов. После эпохи Реконструкции, последовавшей за Гражданской войной в США , фраза «левые» использовалась для описания тех, кто поддерживал профсоюзы, движение за гражданские права и антивоенное движение . В последнее время левые и правые часто использовались как синонимы Демократической и Республиканской партий или как синонимы либерализма и консерватизма соответственно.

Так как правый был популистским, как в Западном и в Восточном Bloc ничего рассматривать как авангардное искусство называли левак по всей Европе, таким образом , идентификация Пикассо Герника , как «левые» в Европе и осуждение русского композитора Шостакович оперы «s ( «Леди Макбет» Мценского уезда ) в « Правде» : «Здесь у нас« левая »путаница вместо естественной, человеческой музыки».

Левый либерализм

Ключевой вопрос для левых либералов — это поиск компромисса между справедливостью и свободой. Если все безусловно свободны и никаких правил сверх этого не существует, то не приведет ли это в итоге к неравенству и коллапсу общества? Если есть устойчивое богатое меньшинство, то почему, например, оно не может уничтожить демократические институты за счет прямого подкупа политиков и избирателей? Позиция левых либералов двойственная: они не против частного предпринимательства и рынка, но хотят быть уверенными в том, что его развитие не приведет к неприемлемым последствиям вроде недоступности современного образования для большей части граждан.

Левые либералы появились позже, чем классический либерализм, так что их могут еще называть «современными». Если для правых либералов главная тема — свободный рынок, то левые чаще всего говорят о поддержке угнетенных меньшинств. Если вы слышите критику либералов, особенно в нынешнем американском контексте, то, как правило, имеется в виду именно эта их черта: они, дескать, слишком много думают о меньшинствах и забывают о большинстве. Радикально настроенные критики могут называть их социалистами, даже коммунистами.

Типичным примером леволиберального правительства была администрация Обамы в США. Скандинавские правительства последних десятилетий тоже можно описать как леволиберальные, если не социал-демократические (последняя позиция предполагает усиление акцента на государственном регулировании экономики, хотя разницу между левыми либералами и социал-демократами не всегда можно проследить).

Левые и правые партии

Впервые деление «по сторонам» возникло во времена Французской революции. В зале Учредительного собрания справа ютились сторонники короля, слева сидели якобинцы, выступающие за радикальные изменения, даже если для этого нужно будет прибегнуть к насилию (что, в прочем, и делали), а посередине находились более-менее умеренные жирондисты.

Роялистов, консерваторов, выступавших за сохранение старого порядка стали называть правыми, революционеров — левыми. А тех, кто полностью не разделял взглядов ни первых ни вторых — центристами.

Видимо такая простая разбивка показалось многим удобной, и традиция прижилась. Так, например, в английском парламенте того времени партии делились надвое.

Тори — партия аристократов поддержавших короля и Виги, которые выступали с либеральными идеями и желали ограничения власти монарха, так как представляли интересы буржуазии. Как и во Франции либералы сидели слева, а консерваторы — справа.

В те времена отличия в идеологии левых и правых были очевидны.

Британский парламент

Уже в 19-м веке в США появились Республиканцы и Демократы. Разница была в том, что на этой стороне планеты республиканцы выражали интересы промышленного севера, а Демократы — аграрного юга.

Первоначально, именно Республиканцы требовали изменений (раздачи свободных земель и отмены рабства), их противники, напротив хотели сохранения текущего порядка вещей.

Но в 60-е годы ХХ века партии поменялись местами, демократы поддержали движение за гражданские права, а республиканцы — нет, превратившись тем самым в консервативную партию, настроенную резко против «левых» идей вроде социализма и коммунизма, ратующей за традиционные ценности, свободное ношение оружия и смертную казнь.

Демократическая партия США более благосклонна к прогрессивным идеям, участии государства в жизни граждан, защите бедных и борьбе с крупным бизнесом.

Сейчас республиканцы заметно правее, демократов. И уже на одном этом примере из-за океана становится ясно, что такого четкого идеологического разделения, как в 18-19 веках уже не существует. Разница между левыми и правыми уже не так очевидна.

В чем разница между левыми и правыми

Простое объяснение таково.  К левым политическим взглядам относят социал-демократов, социалистов, коммунистов и прочие течения «базой» которых является «рабочий класс».

Левые выступают за равенство, справедливость и высокие налоги (надо же как то содержать социально незащищенных граждан). В приоритете — общество и государство.

К правым можно относить национал-демократов, консерваторов, националистов, капиталистов. Их электоральной базой считается «бизнес-класс». Они выступают за индивидуализм и конкуренцию, сильный частный бизнес и низкие налоги. В приоритете — личность и семья.

Деление довольно условное и название не гарантирует соответствия идеологии, нет ничего удивительного в том, что одна и та же партия может одновременно исповедовать правую идеологию и левую экономическую политику.

Либо вообще декларировать одно, а делать совершенно другое. Отличия между левыми и правыми партиями может оказаться практически незаметным, особенно у носящих приставку «ультра». Эти организации при ближайшем рассмотрении имеют больше общего во взглядах, чем различий.

Но, как и раньше, избиратели не очень внимательно относятся к программам политиков за которых голосуют, разделение по цветам, сторонам или символам выглядит для них значительно проще.

Правый либерализм

Правые либералы выступают за свободу контрактов в широком смысле слова. С их точки зрения, любой разговор о человеческой свободе и других ценностях должен начинаться со статуса частной собственности, с ее неприкосновенности и возможности собственника распоряжаться своими активами, приобретенными законным образом. Эта традиция в предельном случае предполагает, что единственно достойная цель, которая может стоять перед обществом, — максимальное дерегулирование всех честных и свободных контрактов. Мир рыночных отношений в этой логике — это всегда наилучшее общество из тех, к которым можно стремиться.

Правый либерализм называют также классическим либерализмом. Эта традиция достигает расцвета в середине XIX века. В течение большей части следующего столетия эта идеология не получала существенной поддержки граждан в западных демократиях. Это объясняется «провалами рынка», многочисленным кризисами капиталистической экономики и, в частности, Великой депрессией, ответом на которую стало кейнсианство. В конце 1970-х наступил второй расцвет классического либерализма, хотя и в других исторических декорациях.

В этот момент появляется термин «неолиберализм». Правые либералы никогда так себя не называли, зато их критики слева поспешили прилепить этот ярлык. Сами себя неолибералы видели консерваторами, борцами за американские ценности, сторонниками здравого смысла и свободного рынка. Неолибералы хотели дерегулировать рынки и снизить влияние государства на все сферы экономики. Основным инструментом для них стала массовая приватизация: транспорт, здравоохранение, образование были массово приватизированы в 1980-х годах. Типичными примерами такой политики были правительства Рональда Рейгана в США и Маргарет Тэтчер в Великобритании.

Принципы права

Принципы права – это руководящие нормы, обеспечивающие системность (внутреннюю упорядоченность и согласованность) права. Это важнейшие положения, от которых зависит справедливость правовой системы, её сохранение и конструктивное развитие. В качестве наиболее важных можно назвать следующие из них:

  1. Принцип всеобщности. Все граждане равны в своих правах, а в случае нарушения закона несут одинаковую ответственность, независимо от социального статуса и прочих факторов. При этом отдельные социальные группы могут получать определённые преимущества или ограничения, но это не подразумевает какой-то исключительности, поскольку всегда охватывает целую группу.
  2. Принцип законности. Законы должны соблюдать все: совершеннолетние и несовершеннолетние граждане, иностранцы, сотрудники правоохранительных органов, должностные лица, организации и само государство.
  3. Принцип гуманизма. В основе права лежит человеколюбие и уважение к личности. Его основная задача заключается в том, чтобы обеспечить все условия для нормального существования, развития и самореализации каждого человека. Многими людьми право воспринимается как система запретов и ограничений, но его задача заключается в обратном – создать благоприятные условия и дать максимум свободы каждому человеку, защитив его от угроз.
  4. Принцип справедливости. Нормы права не должны противоречить нормам морали, на основании которых у общества формируются представления о справедливости. В противном случае общество будет настроено против правовой системы и не будет ей подчиняться. Если же нормы права соответствуют представлениям людей о справедливости, те будут не только охотнее соблюдать их, но и следить, чтобы их соблюдали другие члены общества.
  5. Принцип демократизма. Граждане должны иметь возможность влиять на правовую систему через общедоступные механизмы (всенародное голосование, обращение в различные инстанции).

Понятие партийной системы

Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Рассмотрим типы партийных систем в таблице.

Название партийной системы Сущность
Однопартийная система

В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР.

Двухпартийная (бинарная) система

В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь.

Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

Многопартийная система

В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль.

Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

Использование подсказок и «опознавательных знаков»

Иногда сама природа даёт подсказки в ориентировании. У некоторых детей на одной из ручек может быть отметка: родинка или родимое пятнышко, шрамик и т. п

Обратите внимание малыша на такой «опознавательный знак» и попросите запомнить, на какой руке он располагается

После того, как ребёнок научится различать направления на руках, можно переходить к ногам. Объясните также малышу, что все части лица и тела, которые находятся со стороны правой руки – тоже правые, а со стороны левой руки – левые.

Гораздо проще научить ребёнка различать лево и право в 4-летнем возрасте. Наверняка вы даёте малышу возможность рисовать, учите его писать или позволяете играть в компьютерные игры. Скажите, что та рука, которая рисует, пишет и держит компьютерную мышку, называется правой (у правши), а другая, соответственно, левой.

“Социальная справедливость”?

1. Государственное регулирование в экономике, продиктованное заботой о “социальной справедливости“. “Социальная справедливость” при этом подразумевается как нечто космополитическое и мессианское, как обязанность заботиться о всех и каждом вне зависимости от его гражданства, национальности, личных качеств или даже лояльности государству, в котором проживает подопечный. Страдают от такой “справедливости” самые способные члены общества(белые гетеросексуальные мужчины, представители национального большинства, новаторы и предприниматели) – те самые люди, на трудолюбии и инициативе которых это самое общество и держится, чьими усилиями оно и было некогда создано. Таким образом государство из жизнеспособной конструкции, призванной конкурировать на международной арене и заботиться о благополучии своих граждан, превращается в коллективную Мать Терезу, клуб взаимопомощи анонимных наркоманов или международный банк спермы – словом во что угодно, лишь бы не исполнять свои естественные функции, возложенные на него людьми много веков назад. 

Сотрудничество

На данный момент движение очень децентрализовано. Можно даже сказать раздроблено. Это порождает множество проблем. Самая главная — неэффективность нашей борьбы. Правым нужно больше сотрудничать друг с другом и меньше враждовать.

Но есть и другая «сторона монеты». Я говорю о наглости со стороны отдельных личностей. Например, какой-то соратник ведёт сообщество, раскручивает и т.п. То есть тратит свои силы на это. А другой, только что создавший группу, просит у него безвозмездную рекламу только потому, что оба — правые. Это неправильно.

Может быть интересно: Доказательство великого замещения

Чем отличаются правовые статусы человека и гражданина

Конституция Российской Федерации разграничивает понятия «права человека» и «права гражданина». Каждый гражданин обладает правами человека, но не каждый человек в России обладает правами гражданина Российской Федерации.

<<Форма демодоступа>>

‍Права человека предопределены его социальной природой, приобретаются с рождения и неотчуждаемы. 

Например, право на жизнь, право достоинство личности.

‍Права гражданина в России обусловлены правовой связью между лицом, являющимся гражданином, и государством. Они предоставлены именно гражданам России. В другом государстве права гражданина могут отличаться. 

Например, право избирать и быть избранным, право занимать определённые государственные должности, право заниматься определёнными видами деятельности.

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучаются права человека и гражданина.

Как понять, какое право считается правом человека, а какое относится только к гражданам? Если внимательно прочесть вторую главу Конституции России, видно, что при закреплении прав человека используется термин «каждый».

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (право человека). 

А при закреплении прав граждан фигурирует именно термин «гражданин», чтобы подчеркнуть принадлежность к гражданству страны.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (право гражданина). 

Особенности американской политической системы

Путаница в разновидностях либералов возникает из особенностей американской политической системы, где исторически сложилась двухпартийная система. В нынешнем виде она стабилизировалась в 60-х годах XX века, и в ней либералы — это те, кто выступает, с одной стороны, за личные свободы, а с другой — за вмешательство государства в экономическую и общественную жизнь ради установления справедливости. Американские консерваторы — это те, кто выступает за набор «традиционных американских ценностей», куда включается частная собственность и свобода предпринимательства, но также право на владение оружием, запрет на аборты и разрешение смертной казни для преступников. В США под либералами имеются в виду леволибералы, а правые либералы называются консерваторами.

Американская политическая система до такого состояния дошла в результате очень специфической истории: европейские политические системы складывались иначе. В США была проблема черного меньшинства, и, если государство оставалось в стороне, черное меньшинство даже после отмены рабства все равно оказывалось дискриминированным. Поэтому государство вмешивалось в дела особенно южных штатов, чтобы устанавливать единые правила в отношении меньшинств и представителей этнического большинства. Республиканцы, бывшая партия Линкольна, выступала за невмешательство государства в дела штатов и крупного бизнеса и постепенно начала отождествлять себя с консервативными ценностями. Демократическая партия стала партией «большого государства». Получилось, что партийная система развернулась: в XIX веке республиканская партия была прогрессивной, а в середине 1950-х годов из-за спора о том, где кончаются полномочия государства, ситуация поменялась. В силу исторического пути, который проделали республиканцы и демократы, праволибералы в США оказываются одновременно еще и культурными консерваторами.

Отрицание наций, границ и государств

3. Отрицание наций, границ и государств. Вернее государства, конечно, остаются, но исключительно в форме тотально зарегулированного “дома престарелых”, суверенитет которого полностью подчинен леволиберальным международным организациям, играющим роль самозваного мирового правительства. Этому постулату соответствует древний миф о Вавилонской башне, после разрушения которой мифическое “единое человечество” раскололось на множество отдельных племен. Среди французского масонства(того самого, которое стояло у истоков первой в истории Революции) была популярна идея восстановления мира до Вавилонской катастрофы, и через якобинцев этот грандиозный и масштабный замысел перекочевал к марксистам. Теперь о новом “едином человечестве” мечтают леволиберальные атеисты, мышление которых, к их негодующему удивлению, во многом порождено старинными мифами и идеалистическими представлениями древних, очередной вариацией легенды о “Золотом веке”, когда “все было хорошо, люди жили вечно и не было войн”. Схожие идеи мы встречаем у первых утопистов – Томазо Кампанеллы и Томаса Мора – почерпнутые ими у христианских еретиков, мечтавших, в обход официальной церковной доктрины, о “построении Рая на земле”(звучит знакомо, правда?). То есть, не смотря на весь материалистический пафос прогрессивных леволибералов, их мышление глубоко мифологизировано, а их идеология(как и любая идеология вообще) несет на себе весьма существенный религиозный отпечаток.