Истребитель миг-35: особенности и ттх

Боевое применение

К машинам в современной авиации, в отличие от техники, эксплуатируемой в середине прошлого столетия, предъявляются требования, предусматривающие максимальную универсальность. Если прежде под конкретную задачу строился определенный тип самолета, теперь условно названная истребителем машина, в дополнение к основным функциям по уничтожению конкурентов противника, способна не менее эффективно поражать наземные и воздушные цели артиллерийским огнем и ракетами, сбрасывать бомбы (в том числе направляемые) на укрепленные объекты.

Обеспечение такой универсальности требует огромных материальных вложений, недоступных слаборазвитым странам. Указанные возможности достигнуты при разработке МиГ-35, учитывая особенности вооружения, технических и летных характеристик.

История

Предыдущая итерация

В конце 80-х годов прошлого века упоминалась совсем другая конструкция, также именуемая «МиГ-35». Эта конструкция представляла собой одномоторный боевой самолет для задач класса «воздух-воздух» и вспомогательных целей «воздух-земля». Согласно неустановленным индийским источникам, самолет оценивался индийскими пилотами в Советском Союзе и, вероятно, был предложен в качестве альтернативы разрабатываемой в то время индийской LCA .

МиГ-35 для MRCA

Предварительно серии МиГ-35Д в 2007 Aero India авиашоу

Россия представила МиГ-35 на авиасалоне Aero India в Бангалоре в 2007 году на фоне желания Москвы продать эти самолеты Индии. МиГ-35 был соперником с Eurofighter Typhoon , Boeing F / A-18E / F Супер Хорнет , Dassault Rafale , Saab JAS 39 Gripen и General Dynamics F-16 Fighting Falcon в конкурсе индийской MRCA для 126 многоцелевых боевых самолетов в должны быть закуплены ВВС Индии . Недостатки РЛС МиГ-35 и двигателей РД-33МК привели к тому, что истребитель был снят с конкурса в апреле 2011 года.

В мае 2013 года сообщалось, что Россия намерена заказать 37 самолетов. В августе 2013 года Минобороны России заявило, что закупка на 37 миллиардов рублей (1,1 миллиарда долларов) будет отложена до 2016 года из-за сокращения расходов по государственной программе вооружений на 2014–2016 годы.

В августе 2015 года командующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что разработка МиГ-35 должна быть завершена в 2017 году; Поступление на вооружение ожидается в 2018 году. Государственные испытания МиГ-35 должны были начаться в 2017 году и завершиться в середине 2018 года после начала серийного производства самолета. По словам Виктора Бондарева, ВКС России планируют заменить весь свой парк легких истребителей на МиГ-35, и, таким образом, существует потребность в не менее 170 таких самолетов.

В течение 2016 года первые два опытных самолета строились на Производственном центре №1 в Луховицах . Оба самолета были поставлены в конце года.

Новый МиГ-35

26 января 2017 года Микоян продемонстрировал правительству России новый МиГ-35, в ходе широко разрекламированного мероприятия с последующей демонстрацией для экспортных заказчиков на следующий день. Существенные обновления МиГ-35 включают полностью новую систему дистанционного управления полетом, значительно улучшенную кабину, существенно модернизированную авионику и интегрированную возможность высокоточного наведения на цель для оружия класса «воздух-земля». На МиГ-35 установлен российский несъемный блок электронно-оптической системы наведения и наблюдения НПК-СПП ОЛС-К, установленный непосредственно на самолете под правым (правым) фюзеляжем на гондоле двигателя перед лифтами. Это ознаменовало общую философию конструкции, которая обеспечивает повышенную степень эксплуатационной автономности МиГ-35 по сравнению с более ранними российскими боевыми самолетами.

В июле 2017 года на Международном авиационно-космическом салоне МАКС- 2017 Минобороны России договорилось о закупке 24 МиГ-35 в рамках новой госпрограммы вооружения на 2018–2027 годы. Шесть из 24 МиГ-35 заменят стареющие МиГ-29 пилотажной группы «Русские стрижи ». 22 августа 2018 года в рамках Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2018» был подписан первый контракт на шесть МиГ-35. ВКС России планируют подписать второй контракт на поставку 14 МиГ-35 в 2020 году.

17 июня 2019 года ВКС России получили первые два серийных МиГ-35, что ознаменовало принятие этого варианта на вооружение.

На МАКС-2019 Микоян представил полномасштабный макет МиГ-35 с доработанным хвостовым оперением, ориентированный на экспортный рынок. По словам Тарасенко, новая версия отличается усовершенствованной геометрией планера, модернизированными двигателями Климова РД-33МК с тягой на полном форсажном режиме 9 тонн, усовершенствованной системой электрооптической разведки и РЛС с активной антенной решеткой (AESA), способной сопровождение до 30 целей одновременно. Кроме того, в пресс-релизе РСК «МиГ» также упоминается «обновленное боевое оборудование» и «другие улучшения, сделанные для удовлетворения требований потенциальных иностранных заказчиков». На макете также был представлен новый проекционный дисплей с очень широким полем обзора, являющийся частью нового комплект боевого снаряжения Раменского ПКБ.

Конструкция[править | править код]

Также как и МиГ-29, Миг-35 неприхотлив в обслуживании, способен совершить посадку на грунтовую полосу.

Основные отличия МиГ-35 от МиГ-29:

  • новый фюзеляж, единый для одноместной и двухместной модификаций
  • новое крыло увеличенной площади, с острой кромкой наплывов и более развитой механизацией
  • большая площадь стабилизаторов
  • отсутствует система забора воздуха с верхней поверхности наплыва
  • РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой (только в индийском тендере MMRCA, наличие РЛС с АФАР в версии для ВКС России не подтверждено, есть вероятность, что для ВКС идёт версия с РЛС «Жук-М», с ЩАР);
  • комплекс обороны со средствами РЭБ, детекторами атакующих ракет и облучения лазерами, автоматами выброса ложных целей;
  • открытая архитектура БРЭО;
  • встроенная и контейнерная оптико-локационные станции (ОЛС) и нашлемная система целеуказания и прицеливания;
  • увеличение боевой нагрузки;
  • понижение радиолокационной заметности;
  • новая электронная система управления двигателем РД-33МК;
  • возможность использования модификации РД-33МК с отклоняемым вектором тяги, опробованной на опытном МиГ-29М/ОВТ с двигателем РД-33К;
  • трёхканальная ЭДСУ с четырёхкратным резервированием;
  • увеличенный запас топлива с возможностью дозаправки в воздухе и использования как заправщика;
  • антикоррозийная защита по типу МиГ-29К;
  • повышенные надёжность и живучесть, срок службы, ресурс самолёта и двигателей;
  • уменьшение стоимости лётного часа в 2,5 раза;
  • увеличение возможностей автономного базирования (например, кислорододобывающая станция на борту).

Бортовое оборудование, авионика

БРЛС «Жук-АЭ» (FGA-29) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), состоящей из 680 приёмо-передающих модулей, сопровождает 30 и одновременно обстреливает до 6 воздушных и 4-х наземных целей на дальности до 160 км. Диаметр антенны — 575 мм.

МиГ-35 «712 синий»

Оптико-локационная станция переднего обзора с сектором +/-90o по азимуту и -15o / +60o по углу места обнаруживает воздушные цели в задней полусфере на дальности 45 км и в передней — до 15 км.

Оптико-локационная станция кругового обзора нижней полусферы позволяет обнаруживать цели типа «танк» на дальности до 20 км, «катер» — до 40 км.

На МиГ-35 установлены два модуля станции обнаружения атакующих ракет (СОАР). За фонарем кабины — для обзора верхней полусферы и в конформном контейнере под левой мотогондолой — для нижней полусферы. Дальность обнаружения ракет «воздух-воздух» — 30 км, ЗУР — 50 км, ПЗРК — 10 км.

В левой и правой законцовках крыльев установлены два модуля станции обнаружения лазерного облучения (СОЛО), обеспечивающие практически круговой обзор. Дальность обнаружения источника лазерного облучения — 30 км.

ЛТХ (могут быть изменены)
Длина 17,30 м
Высота 4,7 м
Размах крыла 12,00 м
Площадь крыла 38,0 м²
Масса пустого 11 000 кг
Масса снаряжённого самолёта 17 500 кг
Максимальная взлётная масса 29 700 кг
Масса топлива (без ПТБ) 5 830 кг
Боевая нагрузка 7 000 кг
Узлов подвески вооружения 8+1
Двигатель 2 × РД-33МК
Максимальная тяга 2 × 5 400 кгс
Максимальная тяга на форсаже 2 × 9 000 кгс
Максимальная скорость на высоте Число Маха = 2,25
Дальность полёта до 2 400 км (расчётная, официальных данных нет)
Боевой радиус до 1 200 км (расчётный, официальных данных нет)
Дальность полёта с 3 ПТБ до 3 100 км
Практический потолок 17 500 м
Скороподъёмность 330 м/с
Тяговооружённость 1,03
Управляемый вектор тяги есть
БРЛС с АФАР «Жук-АЭ» (FGA-29)

По уровню интеграции технологических решений, которые относятся к тому поколению истребителей, МиГ-35 не имеет равных среди европейских аналогов.

Для повышения результативности боевой подготовки лётчиков и безопасности полётов МиГ-35 комплектуется развитой системой сбора, обработки и регистрации полётной информации типа «Карат-Б-35», системой видеорегистрации СВР-23М1К, а также аппаратурой имитации и контроля эффективности применения авиационных средств поражения «Тренаж-29».

Кабина МиГ-35 оснащается комплексом бортового радиоэлектронного оборудования новейшего поколения, который строится по принципу открытой архитектуры с применением мультиплексной шины данных по стандарту MIL-STD-1553B.

Благодаря этому обеспечивается многофункциональность боевого использования самолёта, а также упрощается интеграция новых видов вооружения и оборудования российского и иностранного производства, включая подвесного. В управлении вооружением применяется принцип HOTAS.

В основе информационно-управляющего поля кабины стоят три широкоформатных многофункциональных цветных ЖКИ размером 6х8 дюймов (диагональ 10 дюймов) и широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла.

В задней кабине «спарки» размещается четыре таких же ЖКИ.

«Универсальная машина»

Несмотря на внешнее сходство с предшественником, разработчик называет МиГ-35 новой машиной. Главным достоинством истребителя считается бортовая радиоэлектронная станция (БРЛС) «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Она позволяет машине обнаруживать объекты на расстоянии до 200 км, сопровождать до 30 целей и одновременно обстреливать 6 целей.

Уникальная БРЛС была создана инженерами «Фазотрон-НИИР» (Москва) в кооперации с МАИ, научно-производственной фирмой «Микран» (Москва), научно-исследовательским институтом полупроводниковых приборов (Томск), предприятием «Плазмаинформ» (Рязань).

Также по теме


«Межконтинентальный бомбардировщик»: какие задачи будет выполнять самолёт Ту-22М3М

Модернизированный сверхзвуковой дальний бомбардировщик ВКС России Ту-22М3М получил новейшее радиоэлектронное оборудование и штангу…

Установка и развитие радиолокационных станций с АФАР — основной тренд современной авиации. Активная фазированная антенная решётка превосходит пассивную по дальности и надёжности. Она способна эффективно работать в самых сложных метеоусловиях и картографировать местность. Кроме того, АФАР более устойчива к помехам, которые создают радиоэлектронные комплексы противника.

МиГ-35 сохранил габариты предшественника, но превзошёл его по максимальной взлётной массе (23,5 т против 18,4 т). Также новый истребитель отличается большей практической дальностью без дополнительных топливных баков (1,8 тыс. км против 1,5 тыс. км) и увеличившейся боевой нагрузкой (4,5 т против 3 т). Максимальная и крейсерская скорость у обеих машин примерно одинаковая: 2,4—2,5 тыс. км/ч и 1,2—1,4 тыс. км/ч.

В конструкции планера и крыльев МиГ-35 широко применяются композитные материалы. Они позволяют снизить радиолокационную заметность самолёта. Помимо этого, истребитель оснащён двумя модернизированными турбореактивными двухконтурными двигателями РД-33МК со всеракурсным управлением вектором тяги. Силовая установка была разработана на ОАО «Климов» (Санкт-Петербург).

«Достоинствами РД-33МК являются: низкий удельный расход топлива, высокая газодинамическая устойчивость во всём диапазоне режимов работы, высот и скоростей полёта, в том числе при применении ракетного и пушечного вооружения, отсутствие ограничений по управлению самолётом в полёте. В конструкцию двигателя введены системы, снижающие тепловую и оптическую заметность, применена антикоррозионная защита узлов газовоздушного тракта», — говорится на сайте предприятия. 

В материалах Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) отмечается, что в состав бортовой электроники МиГ-35 входят информационно-прицельные системы пятого поколения, позволяющие применять боеприпасы российского и иностранного производства.

  • МиГ-35 на аэродроме

Новейший истребитель может выполнять широкий спектр задач: перехват и сопровождение воздушных судов, нанесение ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям без входа в зону ПВО, ведение воздушной разведки с использованием оптико-электронных и радиотехнических средств, взаимодействие с самолётами другого типа, управление воздушными группировками.

В комментарии RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что МиГ-35 заметно превосходит предшественника по боевым и эксплуатационным качествам. В то же время эксперт сомневается, что машина будет пользоваться высоким спросом Минобороны РФ.

«Скорее всего, серийное производство МиГ-35 для нужд ВКС ограничится несколькими десятками машин. Это позволит частично заменить парк МиГ-29. Истребитель, несмотря на все достоинства, обладает недостаточным боевым радиусом и объёмом полезной нагрузки. У МиГ-35 неплохие шансы на зарубежном рынке, если покупателю не принципиально приобретать платформу с одним двигателем», — пояснил Мураховский.

Противоположной точки зрения придерживается руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов. В беседе с RT он заявил, что разработчику удалось создать «универсальную машину», способную применять все современные типы авиационных боеприпасов в любых погодных и природно-климатических условиях.

«МиГ-35 по своим возможностям приближен к пятому поколению. Да, к машине существуют нарекания по поводу недостаточного радиуса и нагрузки. Однако нужно понимать, что она стоит дешевле тяжёлых истребителей.

Технические характеристики (МиГ-35)

Предсерийный МиГ-35УБ на Международном авиационно-космическом салоне МАКС- 2017

Экспортный вариант МиГ-35 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019

Данные Рособоронэкспорта МиГ-35 / 35Д, Микоян МиГ-29М2 основные размеры, deagel.com, airforce-technology.com

Общие характеристики

  • Экипаж: 1 или 2 человека
  • Длина: 17,3 м (56 футов 9 дюймов)
  • Размах крыла: 12 м (39 футов 4 дюйма)
  • Высота: 4,73 м (15 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 41 м 2 (440 кв. Футов)
  • Пустой вес: 11000 кг (24 251 фунт)
  • Полная масса: 17 500 кг (38 581 фунт)
  • Максимальный взлетный вес: 24 500 кг (54 013 фунтов)
  • Максимальный посадочный вес: 16800 кг (37000 фунтов)
  • Силовая установка: 2 турбовентиляторных двигателя Климова РД-33МК с дожиганием , тяга 53 кН (12000 фунт-сила) каждый сухой, 88,3 кН (19900 фунт-сила) с форсажной камерой

Представление

Максимальная скорость: 2100 км / ч (1300 миль / ч, 1100 узлов) на высоте

1400 км / ч (870 миль / ч; 756 узлов; 1,14 Маха) на уровне моря
  • Максимальная скорость: 2,25 Маха
  • Крейсерская скорость: 804,7 км / ч (500,0 миль / ч, 434,5 узлов)
  • Дальность: 2100 км (1300 миль, 1100 миль)
  • Боевая дальность: 1000 км (620 миль, 540 миль)
  • Перегоночная дальность: 3000 км (1900 миль, 1600 морских миль) С 3 внешними топливными баками
6000 км (3700 миль; 3200 морских миль) Одна дозаправка в полете и 3 внешних топливных бака
  • Практический потолок: 16000 м (52000 футов)
  • Пределы g: + 9 3
  • Скорость подъема: 330 м / с (65000 фут / мин)

Вооружение

  • Оружие: 1 × 30 мм Грязев-Шипунова ГШ-30-1 автопушка с 100 раундов
  • Узлы подвески: 9 узлов подвески грузоподъемностью до 6500 кг с приспособлениями для переноски следующих комбинаций:
    • Ракеты:
      • Для мальчиков-8
      • Для мальчиков-13
      • S-25 L (LD) вариант с лазерным наведением
      • С-25-О с осколочной боевой частью и радиовзрывателем
      • С-24
    • Ракеты:
      • Ракеты класса «воздух-воздух» :
        • R-73
        • R-77
      • Ракеты класса «воздух-поверхность» :
        • Х-25 МАЭ
        • Х-29 Л / ТЕ
        • Х-38 МЭ
      • Х-36 Гром-Э1
      • Противорадиационные ракеты

        4 × Х-31 ПД

        :

      • Противокорабельные ракеты

        4 × Х-31 АД

        :

    • Бомбы:

    КАБ-500КР

  • Бомба с лазерным наведением КАБ-500Л
  • ГЛОНАСС управляемая бомба

Авионика

  • Радиолокационная станция с пассивной электронно-антенной решеткой (серийное производство)
  • Фазотрон РЛС с активной электронно-антенной решеткой (опционально для экспорта)
  • ОЛС-13СМ-1 ИРСТ
  • Оптико- электронный комплекс наведения ОЛС-УЭМ
  • Оптико- электронный комплекс наведения ОЛС-К

Экземпляры МиГ-35

  • Самолет-демонстратор МиГ-35Д, б/н 154. Переоборудован из опытного МиГ-29М2 в начале 2007 г. (до 2002 г. МиГ-29М «Изделие 9-15/4», б/2 154 «синий», с/н 296.09.05554).
  • Опытный экземпляр МиГ-35 «Изделие 9-61», б/н 961. Изготовлен на базе планера серийного МиГ-29К (9-41) летом 2009 г. Весной 2012 года, для проведения испытаний легкого авианосца «Викрамадитья», был переоборудован в МиГ-29КУБ, получив б/н 204.
  • Опытный экземпляр МиГ-35Д «Изделие 9-67», б/н 967. Переоборудован из опытного МиГ-29КУБ («Изделие 9-47», б/н 947 «синий», с/н 0111) летом 2009 г. В 2010 переоборудован обратно в МиГ-29КУБ, получил прежний б/н 947. 23 июня 2011 года, потерпел катастрофу под Ахтубинском, в Астраханской области. Пилотировавшие машину Олег Спичка и Александр Кружалин погибли.

Конструктивные особенности

По сравнению с предшественником, МиГ-35 характеризуется следующими отличительными чертами:

  • увеличенной боевой загруженностью;
  • возросшей эффективностью средств радиоэлектронной борьбы, применением новейших устройств по обнаружению направленных на истребитель ракет противника, использованием автоматических комплексов запуска ложных целей;
  • пониженной восприимчивостью радарами за счет использования специального покрытия для наружной поверхности корпуса;
  • использованием новой системы управления силовой установкой РД-33МК;
  • приспособленностью для оборудования модификации двигателя с отклоняемым вектором тяги;
  • увеличенным топливным запасом, предусматривающим возможность беспосадочного пополнения запасов горючего и использования машины в качестве заправщика;
  • повышенной антикоррозионной защитой, характерной для модификации МиГ-29К;
  • возросшей надежностью и жизнеспособностью, при высоком эксплуатационном ресурсе;
  • удешевлением в эксплуатации в два с половиной раза;
  • повышенными качествами в плане автономности размещения (наличием кислорододобывающей станции).

По принятой в мире классификации, перехватчик отнесен к категории 4++, практически полностью соответствующей критериям пятой.

Примечания[править | править код]

  1. Илья Поносов. . «Российская Газета» (9 апреля 2015).
  2. . Президент России (26 января 2017).
  3. . РИА Новости (27 января 2017).
  4. . РИА Новости (26 января 2017). Дата обращения: 26 января 2017.
  5. Телеканал ЗВЕЗДА. (27 января 2017). Дата обращения: 27 января 2017.
  6. . Россия Сегодня (23 августа 2017).
  7. (20 июля 2017).
  8. . РИА Новости (20170127T1651). Дата обращения: 12 мая 2020.
  9.  (рус.). (16.02.2018).
  10. . РИА Новости (14 февраля 2017).
  11. . РИА Новости (26 мая 2018).
  12. . РИА Новости (20190617T0805+0300Z). Дата обращения: 17 июня 2019.
  13. . РИА Новости (20190617T0847+0300Z). Дата обращения: 17 июня 2019.
  14. . Sputnik Абхазия. Дата обращения: 12 декабря 2019.
  15.  (англ.). Middle East Monitor (27 August 2019). Дата обращения: 2 сентября 2019.
  16. Олег Макаров. . АО РСК «МиГ» (5 июня 2016). Дата обращения: 30 июля 2016.
  17. В модификации МиГ-35Д
  18. . РИА Новости (27 января 2017).
  19. ↑ . www.migavia.ru. Дата обращения: 10 марта 2020.
  20. The Military Balance 2021,p. 171
  21. Caleb Larson.  (англ.). The National Interest (21 November 2020). Дата обращения: 10 сентября 2021.

История создания МиГ-35

Модификация истребителя МиГ-29С дала начало двум направлениям семейства 29-х:

Первое направление, в 1998 г. появился МиГ-29СМТ (изделие 9-17) — очень удачная машина поколения 4+, получившая доработанную бортовую РЛС Н019МП способную обстреливать 4 цели одновременно. Отличительной особенностью изделия 9-17 стала:

  • возможность работы по наземным и надводным целям благодаря введению режима картографирования рельефа местности,
  •  введение приёмников ГЛОНАСС, GPS, Navstar, реализации концепции HOTAS,
  • установки двух цветных ЖК-дисплеев, снабжённых кнопочным обрамлением, функциями электронной лупы» и «полупрозрачных изображений».

Второе направление представляли машины МиГ-29М/М2, МиГ-29К (палубный), МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой), модификация МиГ-29М/М2 и стала в последующем базой для разработки МиГ-35.

Разработка МиГ-29М велась в РСК МиГ в период 1986-1991 годов. МиГ-29М успешно прошел лётно-конструкторские испытания и первый этап государственных совместных испытаний, и в 1991 г. Министерство обороны СССР выдало предварительное заключение на запуск его в серийное производство. Однако в 1992 г. с началом экономического кризиса из-за распада СССР закупки МиГ-29 были прекращены, а госиспытания МиГ-29М были прерваны.

В 1999 году в Индии возник проект MMRCA, который предусматривал закупку на бесконкурсной основе лёгких истребителей французского производства Mirage 2000. Согласно индийскому законодательству, которое предписывает проводить закупки вооружений на конкурсной основе, проект трансформировался в тендер, а приблизительно на рубеже 2002—2003 годов, требования были пересмотрены, чтобы дать возможность принять участие в конкурсе более тяжёлым двухдвигательным истребителям:

  • российскому МиГ-29,
  • американскому F-18
  • и европейскому Typhoon.

В 1999 году, когда начинался проект MMRCA, РСК «МиГ» находилась в тяжёлом финансовом, производственном и организационном положении. По сути, бывший в те годы руководителем ФГУП ВПК «Московское авиационное производственное объединение» (МАПО) Николай Фёдорович Никитин только начинал создание корпорации из отдельных осколков, которыми тогда были конструкторское бюро, серийные заводы и корпоративный центр. Производство новых МиГ-29 отсутствовало. Уже через несколько лет ситуация стабилизировалась и изменилась к лучшему.

Была создана вертикально-интегрированная компания известная сегодня как РСК МиГ, разработаны новые варианты модернизации истребителя МиГ-29: МиГ-29СД, МиГ-29СМ и МиГ-29СМТ, возобновились поставки МиГ-29 в Бангладеш, Эритрею, Судан, Мьянму и Йемен.

В 2005 году на базе одной из машин МиГ-29М (бортовой номер 154) был создан технологический демонстратор МиГ-35, оснащенный радаром с АФАР «Жук-МАЭ». Именно эта машина затем и была представлена на оценочные испытания в Индии в рамках тендерных процедур, сам тендер к тому времени ещё даже не начинался. В конце 2006 года новому истребителю был присвоен индекс МиГ-35 в одноместном исполнении и МиГ-35Д — в двухместном.

Новые возможности

В ходе разработки МиГ-35 конструкторы уделили внимание улучшению его эксплуатационных характеристик. Была повышена надёжность и увеличен срок службы самолёта

В корпорации «МиГ» подчеркнули, что разработчикам удалось уменьшить стоимость лётного часа истребителя в 2,5 раза по сравнению с МиГ-29.

Кроме того, машина получила ряд технологических решений, обеспечивающих автономность базирования, например бортовую кислорододобывающую станцию.

  • МиГ-35
  • РИА Новости

Напомним, контракт на поставку МиГ-35 до 2023 года был подписан Министерством обороны РФ и корпорацией «МиГ» на форуме «Армия-2018» в подмосковной Кубинке. Согласно договору, военное ведомство получит в общей сложности шесть самолётов в одноместной и двухместной (учебно-боевой) модификациях «С» и «УБ».

Как заявил гендиректор «МиГ» Илья Тарасенко в интервью РИА Новости, предполагается, что МиГ-35 со временем заменит в войсках все истребители МиГ-29, которые Минобороны получило ещё в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

В беседе с RT редактор газеты «Независимое военное обозрение» Дмитрий Литовкин высоко оценил возможности МиГ-35.

В свою очередь, Дмитрий Дрозденко добавил, что оснащение этих самолётов продвинутыми комплексами целеопознавания, а также системами с элементами искусственного интеллекта поможет существенно снизить нагрузку на экипаж.

«Как правило, в кабине находится один лётчик, на которого сваливается огромное количество информации, особенно если он работает по земле или воде, где существует огромное количество помех, ложных целей, зданий, сооружений. Он должен не просто управлять машиной и вести навигацию, но выполнять боевую задачу, в том числе найти, определить, идентифицировать цель, выполнить соответствующие манёвры», — подчеркнул военный обозреватель.

Новые системы будут обозначать цели, ранжировать их по уровню опасности и значимости и предлагать на выбор оружие. При этом за лётчиком останется решение, какую цель нужно поразить первой, пояснил Дрозденко.

«То, что сейчас интегрируются подобные системы, — это замечательно, они серьёзно повысят боевые возможности авиации, а лётчики будут получать тщательно обработанную информацию для принятия решения, выполнения своей боевой задачи. Как следствие, КПД их действий существенно вырастет», — заключил Дрозденко.

Конструктивные решения

Благодаря великолепной аэродинамической концепции заложенной в компоновку планера МиГ-29 (Аэродинамическая компоновка самолёта МиГ-29 на сегодняшний день практически идеальна), которая не требовала серьёзных изменений, РСК МиГ смогло сосредоточить основные усилия на совершенствовании авионики нового самолёта, которая включает элементы, применяемые на боевых машинах 5-го поколения.

Конструкция планера МиГ-35 по сравнению с его предшественником усилена с учётом опыта посадок на авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов«. Это позволяет самолёту при необходимости приземляться с тяжёлым вооружением и большим запасом топлива. Такое конструктивное решение увеличило ресурс планера в 2,5 раза — до 6000 лётных часов и эксплуатацию самолёта в течение 40 лет. Более 20% элементов планера выполнено из композиционных материалов, ряд конструкторских решений улучшил характеристики устойчивости и управляемости самолёта и повысил показатели манёвренности.

  • МиГ-35 оснащён развитым комплексом обороны, который лишает противника фактора внезапности и даёт пилоту «МиГа» достаточно времени, чтобы уклониться от атаки или применить имеющиеся средства противодействия.
  • Применение радиопоглощающих покрытий существенно снижает радилокационную заметность самолёта, ряд конструктивных решений по двигателям также позволил снизить тепловую и оптическую заметность МиГ-35.

Самолёт пригоден к базированию и эксплуатации в условиях как частично повреждённых взлётно-посадочных полос, так и вблизи линии боевого соприкосновения. Истребитель может взлетать с ВПП всего 190 метров длинной. Усиленные стойки шасси способны выдержать удар о выступающие рёбра бетонных плит высотой до 10 см или грубую посадку.

Самолёт полностью адаптирован к безангарному хранению при температуре окружающего воздуха от -45°С до +50°С в любых климатических зонах и наhttps://ilsvik.ru/?p=16497 высокогорных аэродромах расположенных на высотах до 3500 м.

При проектировании МиГ-35 удалось на 50% повысить внутренний запас топлива и также в два раза увеличить боевую нагрузку. В результате вооружение и радиус действия МиГ-35 приблизился к уровню тяжёлых истребителей.

Генеральный конструктор — вице-президент по инновациям ПАО «ОАК» корпорации Сергей Коротков.

Данные по радиусу боевого применения МиГ-35 разработчиком не раскрываются, указывается только, что он увеличен на 50% по сравнению с предшественником (МиГ-29М/М2), об этом говорил генеральный конструктор — вице-президент по инновациям ПАО «ОАК» корпорации Сергей Коротков во время официальной презентации самолёта 27 января 2017 года в Луховицах. По официальным данным РСК «МиГ» перегоночная дальность истребителя МиГ-29М составляет 1800-2000 км, у МиГ-29М2 — 1600-1700 км. Поэтому, даже если за исходную величину взять минимальную дальность полёта МиГ-29М2 в 1600 км, то у МиГ-35 дальность полёта составит 2400 км.

Унифицированная головная часть самолёта позволяет в кратчайшие сроки переоборудовать кабину второго пилота под установку дополнительного топливного бака, что ещё больше расширяет возможности самолёта (может использоваться в качестве топливозаправщика) и увеличивает дальность полёта до 3000 км. Сравните, дальность полёта Су-35С — 3600 км, Су-30СМ — 3500 км.

Выводы

Лёгкие истребители предпочтительнее брать на вооружение. Они дешевле. Серийный выпуск не является таким сложным и затратным, как изготовление тяжёлых боевых машин. Для некоторых целей поражения нецелесообразно использовать слишком дорогие ракеты Су. Если с поставленной задачей с одинаковой результативностью смогут справиться оба истребителя, то лучше поднять в небо МиГ, чем дорогую в обслуживании и эксплуатации Су.

https://youtube.com/watch?v=ZE2Lhx2qp3Q

Лёгкие истребители — «рабочая лошадка», предназначенная специально для боя на ближнем расстоянии. Благодаря «мигам» можно получить желаемый результат с меньшими затратами. Су-35 считаются дорогостоящими машинами. Их используют, как правило, для защиты своей территории и для ведения полноценного военного сражения на большом расстоянии. ВВС России нуждается в обоих самолётах, так как загруженность лётного парка по сравнению с ВВС США очень низкая. Вероятность противостояния этих двух стран невысокая. Однако российские истребители будут задействованы в сражениях в небе и над территорией других стран.