«манифест 17 октября 1905 года оказался сюрпризом для всей страны»

Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.

Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».

Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты — люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.

В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

Значение

Манифест 17 октября изменил форму власти в Российской империи. В стране сформировалась дуалистическая монархия, при которой власть принадлежала одновременно монарху и парламенту. При этом монарх был наделен широкими полномочиями и имел право распускать парламент (Николай II дважды воспользовался этим правом) и принимать вето в отношении принимаемых законов.

Правительство, пойдя на значительные уступки манифестантам, рассчитывало на «умиротворение» России. Однако многих не устроила половинчатость проведенных реформ. Волнения и протесты продолжались в стране вплоть до 1907 года.

После издания Манифеста, провозгласившего свободу создания союзов, в Российской империи стали появляться легальные политические партии: Союз 17 октября («октябристы»), Партия народной свободы (кадеты), Союз русского народа и другие. Таким образом, этот документ заложил основы российской партийной системы.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Дальнейшие преобразования

Государственные преобразования не ограничивались манифестом от 17.10, так 20 февраля был обнародован новый Манифест, который определял правила взаимодействия органов высшей власти, то есть преобразовывал Государственный совет Российской империи в верхнюю палату парламента.

Свободы, дарованные манифестом, требовали пересмотра избирательного закона, который был принят 11 декабря 1905 и предусматривал выборы в Думу по 4 куриям:

  1. Земледельческой.
  2. Городской.
  3. Рабочей.
  4. Крестьянской.

Для первых двух курий выборы были двухстепенные, для 3 – трехстепенные, для 4 – четырехстепенные.

Для дальнейшего преобразования государства 23 апреля были приняты «Основные государственные законы Российской империи», суть которых сводилась к следующему:

  • верховная власть и управление государства принадлежала монарху;
  • законодательная власть осуществлялась императором в единстве с Государственным советом и Государственной думой, и законы не могли быть приняты без одобрения двух палат парламента и утверждения царя;
  • у императора оставалось право назначать и увольнять министров, руководить внешней политикой, объявлять войну;
  • всем гражданам гарантировались все демократические права и свободы.

Таким образом, этот документ стал фундаментом для законодательных актов регулирующих разделения полномочий между императором и парламентом.

Ход Всероссийской стачки

1 этап: Московский

Проходил 19 сентября–7 октября 1905 г. (по новому стилю – 2-20 октября 1905 г.).

Еще в августе 1905 года работники московской типографии Сытина потребовали уменьшить рабочий день до 9 часов и увеличить зарплату за счет оплаты не только букв, но и запятых (они составляли 12 % от набранного текста). Предприниматель согласился на сокращение продолжительности рабочего дня, но зарплату не повысил. В ответ 19 сентября 1905 г. работники типографии начали забастовку. К ней присоединились служащие 50 московских типографий.

В течение следующих нескольких дней к печатникам присоединились работники московских:

  • булочных;
  • табачных фабрик;
  • мебельных предприятий;
  • трамвайного депо;
  • металлургических фабрик.

7 (20) октября ВЖС обратился с призывом ко всем сотрудникам железных дорог присоединиться к стачке. С этого момента забастовка приняла всероссийский характер.

2 этап: Всероссийский

Проходил 8 (21) октября–17 (30) октября 1905 г. На протяжении 10 дней была парализована работа всего железнодорожного движения, остановлена работа большинства предприятий Российской империи.

Даты вступления наиболее крупных городов во всеобщую забастовку:

  • Харьков – 10 (23) октября 1905 г.;
  • Минск – 11 (24) октября;
  • Санкт-Петербург – 12 (25) октября;
  • Екатеринбург, Томск, Красноярск – 13 (26) октября;
  • Киев, Варшава, Ростов-на-Дону – 14 (27) октября;
  • Рига, Курган – 15 (28) октября.

Во многих населенных пунктах создавались Советы рабочих депутатов – внепарламентские выборные политические организации, представлявшие интересы рабочих.

3 этап: Финальный

Проходил 17 (30) октября–25 октября (7 ноября) 1905 г. 17 октября 1905 г. император Николай II был вынужден пойти на уступки и подписал «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». Согласно этому документу:

  • провозглашались политические и гражданские права и свободы, в том числе: свобода собраний, слова, союзов, неприкосновенность личности;
  • создавался представительный законодательный орган – Государственная Дума;
  • разрешалась деятельность политических партий;
  • Российская империя фактически становилась конституционной монархией.

Либеральная общественность была удовлетворена подписанием Манифеста, радикально же настроенные революционные массы – продолжили сопротивление. В итоге власти были вынуждены пойти на жесткое подавление протестов. По разным подсчетам, в ходе расправы с протестующими в конце октября 1905 г. было убито до 4 тыс. человек, около 10 тыс. – получили ранения.

К 25 октября (7 ноября) 1905 г. большая часть городов прекратили стачку. В Великом Княжестве Финляндском она продолжалась до 7 (20) ноября.

Манифест 17 октября 1905 и Думская монархия

Общие начала, изложенные в Манифесте 17 октября 1905, были вскоре развиты в целом ряде конкретных юридических актов. К ним относились:

– Указ Сенату 11 декабря 1905, сильно расширивший избирательное право в городах, в первую очередь для тамошней интеллигенции.

– «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906, определившее права этого нового законодательного органа, а также порядок его роспуска и перерыва занятий.

– «Учреждение Государственного Совета», которое преобразовало это прежде законосовещательное учреждение в верхнюю палату Думы.

– подытожившие все эти реформы «Основные законы» 23 апреля 1906 – фактически Конституция, которая прямо не получила такого названия лишь из консервативной осторожности. – многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы

– многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы.

Это исходившее из принципов Манифеста 17 октября законодательство заменило прежнее российское самодержавие строем Думской монархии, который существовал до Февральской революции 1917 года. Новое государственное устройство имело немало недостатков. Избиравшиеся с 1906 четыре Государственных Думы не стали демократическими органами. В них господствовала олигархия богатых слоёв и партийных вождей, показавшая себя не лучше той царской бюрократии, с которой она самозабвенно враждовала.

Манифест 17 октября 1905 вдохновлялся чуждыми русским традициям идеями абстрактно-просветительского западного парламентаризма. Попытки внедрить их в российскую политическую практику потерпели, по сути, жестокий провал. Дума не смогла предотвратить катастрофической революции 1917 и даже сознательно содействовала её началу. Русским условиям и русской истории гораздо больше соответствовал , а не та отвлечённая «свобода», которая провозглашалась Манифестом.

Последствия Манифеста

Манифест стал первой попыткой в истории России расширить права и свободы граждан. Отныне законодательным правом обладал не только император, но и Государственная дума. Однако Император оставил путь к отступлению — за монархом оставалось право любой момент распускать дума, воспользовавшись правом вето.

После принятия Манифеста в империи активизировалось образование различных политических партий, самыми влиятельными стали:

  • Конституционные демократы (кадеты),
  • Партия 17 октября или октябристы,
  • Партия социалистов-революционеров или эссеры,
  • Союз русского народа,
  • Союз Михаила Архангела,
  • большевики,
  • меньшевики.

Судьба первой государственной думы

Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26.03 по 20.04 1906 года, причем практически половина избирателей были крестьяне. Первое заседание Думы состоялось 27.04 1906 года в Санкт-Петербурге, в составе Законодательного органа было 448 депутатов. Председателем стал Сергей Муромцев, проработала Дума всего 72 дня.

За недолгий период существования Дума начала рассматривать два аграрных законопроекта, однако единство среди депутатов так и не было найдено и 8 июля царь под предлогом, что Дума не успокаивает народ, а наоборот разжигает агрессию, распустил законодательный орган.

Подготовка стачки

Первая революция в России началась 9 января 1905 г. и шла по нарастающей. В нее были вовлечены самые широкие слои населения:

  • рабочие;
  • служащие;
  • интеллигенция;
  • мелкая и средняя буржуазия;
  • крестьяне;
  • солдаты и матросы.

Власти реагировали на протестующих непоследовательно: уступки чередовались с политикой репрессий и запугивания. Накануне Всероссийской октябрьской политической стачки недовольство населения усилилось из-за трех факторов:

  • 23 августа (5 сентября) 1905 г. поражением завершилась война с Японией. Это сильно ударило по престижу царской власти, способствовало усилению протестных настроений.
  • В конце августа 1905 г. было объявлено о скором созыве «Булыгинской» (законосовещательной) думы. Эту идею поддержали только монархисты, правые либералы и меньшевики. К бойкоту Думы призывали большевики, эсеры, левые либералы.
  • В июле-августе развернулись репрессии против революционно настроенных масс. Это не снижало градус протеста, а приводило к радикализации общества.

Значительную роль в организации стачки сыграли профессиональные союзы рабочих, стихийно организуемые «снизу» в различных отраслях промышленности и транспорта. Одним из первых был создан Всероссийский железнодорожный союз – в апреле 1905 г. На 2-м съезде ВЖС (22-24 июля 1905 г.) было принято решение о подготовки стачки.

Основными политическими силами, занимавшимися координацией стачечного движения были:

  • большевики;
  • меньшевики;
  • эсеры.

Часто они выступали совместно с едиными требованиями.

Историческое значение манифеста

Октябрьский манифест стал прообразом первой российской Конституции, однако назвать его окончательным положительным приобретением для страны сложно. Документ гражданскими свободами развязал руки оппозиции для усиления борьбы с самодержавием, что привело к новым кровавым выступлениям. Кроме того и сама власть толком не понимала, какие возможности открывает перед страной парламентаризм, образование политических партий и свободное волеизъявление в условиях свободы слова.

 Бюрократия оставалась в полном подчинении царю, и не была готова к открытым обсуждениям экономических и политических вопросов с народными представителями в парламенте. Манифест стал роковым для Российской империи, страна не готовая к изменениям стала на шаг ближе к революции.

Булыгинская дума

Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были:

  • от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты,
  • для крестьян предусматривались 4–х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы,
  • Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве.

Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была.

Итоги Манифеста 17 октября 1905 года

Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.

Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.

К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.

Это интересно: 2637,Маньчжуры (народ) (видео)

Книги автора

Николай II Об отречении государя императора Николая II от престола российского и о сложении с себя верховной власти

Николай II Дневники императора Николая II: Том II, 1905-1917

Николай II (18.05.1868–16/17.07.1918) с 9 лет начал вести дневник. В архиве (рукописные оригиналы находятся в так называемом Новоромановском архиве) хранятся 50 объёмистых тетрадей — подлинник дневника за 1882–1918 гг. Часть их была опубликована и переведена в электронный вид, каждая тетрадь представлена в виде отдельного PDF-файла с электронными закладками по годам, месяцам и датам. Личные дневники Николая II хранятся в фонде 601 Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Личные дневники Николая II являются одними из наиболее востребованных исторических материалов.

Публикация отрывков из дневников Николая II началась одновременно в «Правде» и «Известиях ВЦИК» вскоре после расстрела царской семьи — 9 августа 1918 г.

()

«Это не дневник, это история болезни. Вернее, сама болезнь. Воля ваша: проводите экспертизы, верьте на слово, но опыт, здравый смысл и профессиональные навыки говорят мне, что император Николай Второй был олигофреном. Попросту — умственно отсталым. Его психика застыла на уровне гимназиста третьего–четвёртого класса. Гонять ворон, кататься на велосипеде или смотреть „Таинственную руку“ ему, взрослому мужчине, куда интереснее, нежели заниматься государственными делами.

Да и не мог он заниматься государственными делами. Ну, примет доклад, ну, почитает документы, но ситуацией в стране он не владеет и распоряжений толковых отдать не может.

Разумеется, ставить в личную вину Николаю Второму то, что он был умственно отсталым, нельзя. Это не вина его, а беда. Виновато самодержавие — строй, при котором ключевую должность годами занимает явно не пригодный к ней человек».

В. П. Щепетнёв, «Свидетельствует царь», 2012ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ* * *

Николай II Дневники императора Николая II: Том I, 1894-1904

Предлагаемое первое полное издание дневников Николая II позволяет реконструировать пространство контактов последнего русского императора во всем его многообразии

В ежедневных записях автор называет более тысячи лиц, проживавших как в Российской империи, так и за границей, в том числе своих родственников, фигур из ближайшего окружения, придворных, государственных деятелей, представителей мира культуры и науки и даже просто случайных обывателей или простых людей, по стечению обстоятельств обративших на себя государево внимание. Публикация дневников позволяет начать работу кропотливую, далеко не всегда с гарантией на успех, по уточнению многих из них, а также по выявлению гораздо более широкого круга не поименованных Николаем II людей, о которых он пишет на страницах своих дневников

ВНИМАНИЕ! Данная электронная книга представляет собой компиляцию дневников Николая II за 1894-1896 и 1904 гг., найденных в компьютерной сети Iнтернетъ, и не имеет отношения к книге издательства «Российская политическая энциклопедия» (2011 г.). * * *

Николай II Мемуары Ники и Аликс

* * *

Николай II Мемуары Ники и Аликс

В истории найдется немного пар, чьи взгляды могли бы отразить дух времени. К этой редкой категории людей можно причислить великих супругов Романовых, претерпевших множество лишений и тягот, но пронесших свое глубокое чувство друг другу до конца жизни. Являясь очевидцами невероятных событий, Николай II и Александра Федоровна запечатлели мысли и переживания, которые стали интереснейшим источником знания об эпохальных событиях рубежа XIX–XX вв. Данное издание — уникальная подборка писем и дневниковых записей, дающая читателям редкую возможность посмотреть на одни и те же события с двух разных сторон. Листая страницы этой книги, Вы будете с изумлением открывать для себя грани «мужского» и «женского» восприятия жизни, удивляясь их неожиданным сходствам и парадоксальным расхождениям…

Еще по теме 54. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Основные государственные законы 1906 г:

  1. 53. Порядок формирования государственной Думы (1905–1907 гг.)
  2. 4.8. Закон Красноярского края о праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке предоставления информации органами государственной власти Красноярского края
  3. ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 18 И СТАТЬИ 30.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», СТАТЬИ 108 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, СТАТЬИ 67 КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ
    СТАТЬИ 3 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
  4. ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 48, 51, 52, 54, 58 И 59 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
  5. 66. РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ. УТРАТА ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ)
  6. 2.2.4. Закон Российской Федерации о государственной тайне1997-200
  7. § 5. Закон о государственном бюджете: понятие и особенности
  8. 6.6. Ответственность за нарушение Закона о государственных закупках
  9. 87. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
  10. Ч а с т ь 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ:СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
  11. 69. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
  12. 16.2. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства
  13. 20.3 Государственные ценные бумаги как инструменты формирования государственного долга
  14. 1.3 Основные элементы государственных финансов
  15. 54. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
  16. Г л а в а 1 Государственные финансы в системе финансовых отношений1.1 Государственный сектор экономики и его роль в развитии национального хозяйства
  17. 6.4. Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ
  18. Г л а в а 2 Государственный бюджет в системе государственного регулирования
  19. 1.2. Государственные информационные ресурсы. Государственные программы, документы учета, отчетности, регистрации и лицензирования, реестры, регистры, каталоги, кадастры, мониторинга
  20. 43. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вспышка насилия

Антиправительственные и антимонархические выступления сопровождались массовыми еврейскими погромами в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В результате столкновений по меньшей мере 1600 человек погибло и 3500 было искалечено. Погромы даже не всегда имели исключительно этническую направленность — их жертвами становились прежде всего интеллигенты, студенты — все те, к кому подходило определение «демократ», ненавистное для консервативной толпы.

Исследователь истории этого противостояния историк М. Л. Размолодин полагал, что насилие стало возможным из-за устранения местных властей от выполнения своих функций — причиной тому была полная растерянность местных и центральных властей. Манифест подготавливался в полной тайне, на места не было послано никаких предуведомлений, а после опубликования Манифеста — никаких разъяснений. Даже министр внутренних дел узнал о нём «одновременно с прочими обывателями». Губернаторы и полицмейстеры не зная, как вести себя в новых, небывалых условиях, не решались отдавать запретительские приказы, не зная, можно ли запрещать что-то в условиях «конституции», и слали запросы в столицу. Столичные чиновники также не были проинструктированы и отвечали с опозданиями в несколько дней. Как противовес революционным демонстрациям некоторые сановники, страшась запретить их, решили организовывать контрреволюционные, иногда даже возглавляя последние.

Результаты подписания Манифеста

Революция была продолжена. Царским правительством, которое с успехом воспользовалось расколом в оппозиционных силах не было сдержано большинство из тех обещаний, которые были отражены в Манифесте от 17 октября 1905 года. Декабрьское вооруженное восстание, которое началось в Москве, было с успехом купировано прибывшей регулярной воинской частью. Поражение восстания отражало поражение социальной революции. 

Благодаря закону о выборах, который был принят 11 декабря 1905 года был смягчен избирательный ценз, однако при этом, выборы оставались многоступенчатыми, а права избирателей не были всеобщими и по-прежнему оставались неравными. Всех избирателей можно было разделить на четыре курии: помещиков, городских собственников, рабочих и крестьян.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

В каждой из них были выбраны собственные выборщики для определенного избирательного округа. Законом о выборах, который был очень сложным и запутанным прежде всего обеспечивались помещичьи права, тогда как полномочия Государственной Думы не были сильно ограниченными. 

Прежде чем началась предвыборная кампания, правительством была проведена реформа Государственного совета, который из органа совещаний о законах, участники которого ранее были назначены царем, превращался в верхнюю парламентскую палату (будущую), которая имела такие же законодательные полномочия, как и Дума.

Изменения также коснулись и состава Государственного совета. Количество его участников было увеличено в три раза, и половина состава, как и прежде была утверждена царем, а другую половину избирали на основе высоких имущественных цензов.

Замечание 1

Состав государственного совета преимущественно состоял из поместного дворянства, совместно с крупной буржуазией. 19 октября 1905 года был создан еще одно правительственное объединение – Совет министров, который фактически являлся преобразованным С. Ю. Витте высшим исполнительным органом страны. Также, как и раньше, императором назначались и смещались министры, которые отвечали исключительно перед ним и не имели никакого отношения к Думе. 

В избирательном законе ставка делалась на националистические и монархические чувства крестьян. Однако в реальном положении дел, крестьяне были склонны поддерживать партии оппозиции. Большая часть крестьян, вместо ожидаемого выбора и поддержки местных государственных служащих, либо помещиков, голосовали либо за оппозиционных кандидатов, либо за собственных.

Результаты выборов наносили тяжелый удар по основной идее самодержавия – единству народа с царем, которое должно быть нерушимым. Так, неизбежным становился конфликт между императором, который претендовал на роль носителя монархической и исторической основы закона и Думой, которая имела явные оппозиционные настроения. 

В качестве одного из важнейших итогов революции 1905—1907 годов стало появление политических партий. В качестве одного из важнейших видов свободы, который выделался в Манифесте было право объединения людей в союзы. В результате революции было создано около 50-ти партий, которые отстаивали различные варианты государственного развития.

В значительной мере была увеличена численность партий с социальными и радикальными настроениями, которые ранее находились в глубокой опале. Также сильно проявлялись расхождения между социал-демократическими направлениями – меньшевизмом и большевизмом. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Ситуация в стране

XX век в Российской империи начался бурно из-за серьёзных перемен в государстве и обществе. Несмотря на экономическую осталось страны, наметился постепенный рост экономики, который замедлялся из-за неустойчивости внутреннего рынка и низкой покупательной способности населения.

Прогрессивно настроенные члены правительства убеждали царя в необходимости проведения последовательной реформы промышленности для усиления роли государства в экономике, только так можно было стабилизировать экономику страны и улучшить качество жизни населения.

Вначале 1900-х гг. в стране наблюдается рост революционного движения из-за нерешенности и остроты рабочего вопроса. Все чаще в стране возникают стачки и забастовки. Основными требованиями оставались экономические и социальные вопросы, которые на начало 1905 года так и остались не решенными.

Это интересно: 2632,Мальдивы самостоятельное путешествие: рассмотрим вместе