Эдвард джон смит

Успехи и сложности

Счастливый 1887 год только начинает карьеру знаменитого капитана. Через несколько лет Смит становится капитаном «Маджестика», который на тот момент был одним из самых крупных судов. Именно с этого корабля Смит становится «капитаном гигантов». Сначала кажется, что служба Смита была безоблачной, но давайте рассмотрим некоторые случаи.

Иногда на его судах случались аварии или непредвиденные ситуации. Так, в ливерпульском порту произошёл пожар на «Балтике», а позднее сел на мель «Адриатик». Не менее известным был случай столкновения гигантского «Олимпика» с военным британским кораблём.

Однако репутация Смита была безупречной, он пользовался уважением как экипажа, так и своих пассажиров. Как вы уже догадались, на должность капитана нового корабля, что должен был стать легендой, был назначен именно он – Эдвард Смит.

Слева направо: первый офицер Уильям М. Мердок, главный офицер Джозеф Эванс, четвертый офицер Дэвид Александр и капитан Эдвард Смит на корабле «Олимпик»

Краткая информация о «Титанике»

«Титаник» – британский круизный лайнер. Он был построен в 1912 году в ирландском городе Белфасте на верфи «Harland & Wolff» по заказу пароходной компании «White Star Line». Первый раз лайнер спустили на воду 31 мая 1911 года. На тот момент «Титаник» считался самым большим судном в мире.

Пароход впечатлял своими огромными размерами и совершенством строения. Высота судна от киля до окончания труб была 53 метра. Длина лайнера составляла около 270 метров, ширина 28,2 метра, его водоизмещение было 52 310 тонн. «Титаник» имел двигатели мощностью около 55 000 лошадиных сил и мог плыть со скоростью в 25 узлов (42 км/ч). Корпус корабля был сделан из стали. В случае повреждения его днища двойное дно препятствовало поступлению воды в отсеки. 

Каюты и помещения корабля делились на три класса. Пассажиры первого класса могли пользоваться услугами плавательного бассейна, двумя кафе, рестораном, кортом для игры в сквош, гимнастическим залом. Во всех трех классах были обеденные и курительные помещения, закрытые и открытые пространства для прогулок. Каюты и салоны первого класса поражали своей роскошью и богатством. Они были оформлены в разных стилях с использованием дорогостоящих материалов (дорогие породы дерева, шёлк, хрусталь, позолота, витраж). Интерьеры третьего класса были оформлены предельно просто: белые стальные стены, обшитые панелями из дерева.

Очень впечатляющей была и цена «Титаника», на его создание ушло 7,5 миллионов долларов. При пересчете на современный курс доллара это составляет около 200 миллионов долларов.

Эксгумация

Почти 50 лет после казни, тела убийц были эксгумированы с горой Манси кладбища в Лансинге, так как власти надеялись решить 53-летний холодный случай с использованием ДНК . Смит и Hickock первоначально был задан вопрос о 19 декабря 1959 года, стрельба убийство в Osprey , Флорида в Клифф и Кристин Уокер и двумя маленькими детьми . Доказательства указывают на то, что они провели время всего в нескольких милях от места преступления Уокера после убийств Клаттера. Полиграф вводит в момент их арест очистил их от убийства, но по современным стандартам полиграфологов, их результаты испытаний, больше не считается действительным. 19 декабря 2012 года официальные лица в Канзасе эксгумировали тела Смита и Хикока и извлекли фрагменты костей, чтобы сравнить их ДНК со спермой, обнаруженной в штанах Кристин Уокер.

В августе 2013 года офис шерифа округа Сарасота объявил, что им не удалось найти совпадение между ДНК Смита или Хикока и образцами в семейном убийстве Уокеров. Только частичная ДНК могла быть извлечена, возможно, из-за деградации образцов ДНК в течение десятилетий или загрязнения при хранении, что делает результат неопределенным (ни доказывая, ни опровергая причастность Смита и Хикока). Следователи заявили, что Смит и Хикок по-прежнему остаются наиболее вероятными подозреваемыми.

Состав экипажа и пассажиров

Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни

В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.

Холл первого класса на «Титанике»

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

Убийства и жизнь в камере смертников

Перри Смит и Ричард Хикок впервые встретились в тюрьме штата Канзас в Лансинге , штат Канзас . Смит был в конечном итоге условно-досрочно освобожден , и пара позже возобновила свое знакомство после освобождения Хикока в ноябре 1959 года. Хикок якобы написал Смиту, умоляя его нарушить его условно-досрочное освобождение, вернувшись в Канзас, чтобы помочь Хикоку в ограблении, которое он планировал. Смит утверждал, что его возвращение было первоначально мотивировано не встречей с Хикоком, а возможностью воссоединиться с другим бывшим заключенным, Уилли-Джеем, с которым у него сложились особенно близкие отношения, пока он находился в тюрьме; Однако вскоре Смит обнаружил, что он прибыл в район Канзас-Сити всего через несколько часов после того, как Вилли-Джей уехал на восточное побережье.

Смит встретился с Хикоком, и почти сразу двое принялись за выполнение плана Хикока. Направляясь на запад в Холкомб , они вошли в дом Клаттера через незапертую дверь поздно вечером 14 ноября 1959 года, после чего убили четырех присутствующих членов семьи: Герберта Клаттера и его жену Бонни, а также их младших детей, Нэнси и Кеньон. Позже Хикок свидетельствовал, что у него возникла идея ограбить Клаттеров после того, как бывший сокамерник Флойд Уэллс, который работал батраком на Клаттеров, сказал ему, что в доме семьи есть сейф, содержащий 10 000 долларов. Однако когда они вторглись в дом, они обнаружили, что такого сейфа нет. После шести недель на свободе, проведенных в основном в праздном блуждании по стране, Смит и Хикок были схвачены в Лас-Вегасе, штат Невада , 30 декабря 1959 года после обширной охоты, которая распространилась на Мексику .

Смит признался, что перерезал горло отцу, Герберту Клаттеру, а также выстрелил Герберту и Кеньону Клаттеру в голову из дробовика с близкого расстояния. Записи показывают спор о том, кто из двоих застрелил женщин, Бонни и Нэнси Клаттер. Элвин Дьюи, главный следователь по расследованию семейных убийств Клаттеров, показал на суде, что Хикок настаивал в своем признании, что Смит совершил все четыре убийства; Смит, однако, сначала признался, что Хикок убил женщин, но отказался подписать свое признание, а позже заявил, что застрелил их сам. Хотя пересмотренное признание Смита совпало с первоначальным заявлением Хикока, и Смит, и Хикок отказались давать показания в суде, что привело к отсутствию официальной записи с подробным описанием того, кто убил женщин.

Хотя у Смита было только начальное образование, он сохранял сильный интерес к искусству, литературе и музыке. Его тяжелое прошлое в отношении семьи и жестокое детство привело к тому, что он несколько отдалился от людей. Он много читал и во время своего пребывания в камере смертников писал стихи и рисовал картины для других заключенных по фотографиям членов их семей.

Отношения с Трумэном Капоте

В ходе исследования для своего романа В холодной крови , Трумэн Капоте широко интервью Смит и в конечном счете , подружился с ним.

Титаник

На стыке 19-го и 20-го веков крупнейшей судоходной компанией в Британии была «Уайт Стар Лайн». Все свои корабли она строила в Белфасте на верфи «Харланд энд Вульф». Два этих крупных игрока заключили взаимовыгодное соглашение – один обязывался не строить суда конкурентам, другой мог делать заказы только у «своего» кораблестроителя. «Харланд энд Вульф» хорошо справлялась с большими заказами, потому что была в тот момент одним из самых крупных судостроительных предприятий в мире. Количество ее работников составляло около 15 000 человек.

В 1907 году глава «Уайт Стар Лайн» Брюс Исмей обсудил с Уильямом Пирри строительство новых океанских лайнеров. Было решено превосходить конкурентов не в скорости, а в размерах кораблей – это несло меньше затрат при достаточной прибыли за одновременную перевозку большого числа пассажиров. Так появились корабли класса «Олимпик», которые в итоге были построены в трех экземплярах.

Лайнер «Олимпик»

В том же 1907 году Томас Эндрюс стал одним из трех конструкторов при постройке первого суперлайнера нового типа, который назвали «Олимпик». Здесь он набрался опыта и через два года единолично возглавил строительство «Титаника», ничем не отличавшегося от первого судна.

Безопасность «Титаника» обеспечивалась за счет двойного дна и разделявших корпус 16 водонепроницаемых отсеков. По расчетам Эндрюса, даже при заполнении четырех отсеков водой лайнер сможет продолжать движение.

2 апреля 1912 года «Титаник» проходил ходовые испытания, в которых, естественно, участвовал и главный конструктор. Корабль высотой с 11-этажный дом проследовал из Белфаста в Саутгемптон – расстояние по морю между городами составляет 600 миль. Отсюда лайнер готовился отплыть в Нью-Йорк.

На первый рейс «Титаника» компания «Харланд энд Вольф» выставила гарантийную группу из 9 высококлассных специалистов, главой которой был назначен, конечно же, Эндрюс. Их задачей было наблюдение, описание и устранение любых неполадок в разных корабельных системах.

Семья Дин

Супруги Бертрам Фрэнк Дин и Жоржетта Эва Лайт плыли на корабле вместе с двумя детьми: младшей — Миллвине — было всего два месяца, а ее брату, Бертраму Веру Дину, — год. Во время столкновения глава семейства вышел из каюты, чтобы разведать обстановку. Узнав о случившемся и взяв детей и супругу, он вывел их на палубу, чтобы усадить в спасательную шлюпку. Благодаря расторопности Бертрама его родным удалось оказаться в лодке в числе первых пассажиров третьего класса. Сам же он остался на корабле и ушел на дно вместе с лайнером.

Миллвина прожила 97 лет и скончалась последней из тех, кто был на «Титанике». Известность к ней и ее брату пришла, когда обоим было около 70 лет. Бертрам скончался в 1992 году в результате автомобильной катастрофы. Случилось это 14 апреля — в 80-ю годовщину крушения корабля. Сама Миллвина спустя годы была вынуждена продавать семейные ценности, чтобы оплачивать лечение и медицинский уход. Из жизни она ушла 31 мая 2009 года в 98-ю годовщину спуска «Титаника» на воду.

Строительство «Титаника»

Проектированием «Титаника» занимался конструкторский совет одной из крупнейших судостроительных верфей «Харленд энд Вулф». Чертежи будущего гиганта, состоящие из 411 отдельных документов, были одобрены «Уайт Стар Лайн» 29 июля 1908 г. «Титанику» присвоили серийный номер 401 и 31 марта 1909 г. заложили киль.

Начальная стадия строительства

В строительстве «Титаника» участвовали около 1500 рабочих. Самым младшим из них было 12-13 лет. В то время практически не уделяли внимания безопасности, поэтому не обошлось без жертв. 254 человека получили тяжелые травмы, в частности из-за падения с больших высот, 8 из них погибли.

Однако масштабную стройку остановить было невозможно. Руководители «Уайт Стар Лайн», несмотря ни на что, хотели завершить ее в срок, и они это сделали.

«Титаник» спустили на воду 31 мая 1911 г. Насладиться этим зрелищем пришли около 100 тыс. человек, среди них были VIP-гости и пресса. Первое, что бросилось в глаза, это размер лайнера: его длина составляла 299,1 м (примерно 4 городских квартала), ширина 28,19 м, высота от киля 53,3 м (18-этажное здание). Поражали также и технические характеристики. Пассажирское судно было оборудовано двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Вся силовая установка обладала мощностью 55 тыс. лошадиных сил. К слову, «Титаник» мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч). Его водоизмещение превышало пароход-близнец «Олимпик» на 243 т и составляло 52310 т. Корпус судна был изготовлен из стали. Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков перегородками с герметичными дверьми. В случае пробоины попаданию воды в отсеки препятствовало бы двойное дно. Все, включая капитана и владельцев судна, были уверены, что «Титаник» — непотопляемый корабль. Но это оказалось не так.

Эмилио Порталуппи и Мадлен Астор

Еще один пассажир «Титаника», которого считают прототипом главного героя. Итальянец Эмилио Порталуппи работал художником. С собой он вез подписанный Джузеппе Гарибальди портрет, который был потерян во время крушения. Попасть на борт лайнера Порталуппи помогла случайность: незадолго до отправления корабля он выиграл билет во второй класс.

На борту «Титаника» Эмилио влюбился в богатую замужнюю даму Мадлен Астор, которая сопровождала в плавании своего супруга. По словам некоторых итальянских исследователей, однажды вечером Мадлен пригласили Поталуппи на ужин, после которого между ними завязался роман.

Эмилио и Мадлен удалось выжить, однако больше они друг с другом не виделись. При этом муж Мадлен, миллионер Джон Джекоб Астор IV, погиб: он посадил супругу в шлюпку, а сам вместе со слугой остался на тонущем корабле.

Обнаружение «Титаника» на дне Атлантики

Легендарный корабль пролежал на дне целых 73 года, прежде чем его обнаружили. Если конкретней, его в 1985 году нашла группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. В результате выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Обломки лайнера были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Баллард и его соратники первым делом нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы, сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.

Крупный обломок «Титаника» на океанском дне

Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…

Позднее несколько экспедиций к останкам «Титаника» провела компания RMS Titanic, которая юридически имела права на фрагменты лайнера и прочие связанные с ним артефакты. В ходе этих экспедиций со дна подняли больше 6000 предметов. Их впоследствии оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов.

Чашка White Star Line (именно эта судоходная компания владела «Титаником»), поднятая со дна

Но почему же «Титаник» не подняли наверх полностью? Увы, это невозможно. Специалисты установили, что всякая попытка поднять корпус лайнера приведёт к его разрушению, и поэтому он, скорее всего, останется на дне навсегда.

Документальный фильм «Титаник»: Гибель мечты»

Джозеф Доусон

Так или иначе, какая-либо информация известна почти обо всех пассажирах и членах экипажа легендарного корабля. Безусловно, режиссер фильма «Титаник» Джеймс Кэмерон изучал архивные данные. Однако он не раз повторял, что главные герои — Джек Доусон и Роуз Дьюитт Бьюкейтер были вымышленными. Несмотря на это, после выхода картины начали возникать параллели между историями персонажей и реальных пассажиров лайнера.

Так, в списке жертв числился 23-летний кочегар Джозеф Доусон. И хотя режиссер заявлял, что во время написания сценария ничего не знал о существовании реального Доусона и его нельзя считать прототипом героя Леонардо Ди Каприо, поклонники продолжают из года в год приносить цветы на могилу покойного члена экипажа.

«Титаник» привлекал Джозефа в первую очередь по финансовым причинам, поскольку экипажу трансатлантических лайнеров платили хорошие деньги. К тому же он получил свидетельство о временном увольнении из британской армии и, наслушавшись рассказов товарища, Артура Джона Прайста, решил сменить профессию. Вместе с тем же Прайстом, чья сестра позже стала супругой Доусона, он плавал сначала на «Маджестике», а после попал на «Титаник».

Предполагается, что в момент крушения Доусон, выбравшись из машинного отделения, не успел сесть в шлюпку, спрыгнул в воду и погиб. Долгое время на надгробии Джозефа, захороненного в канадском городе Галифакс, были написаны инициалы «Дж. Доусон». По этой причине многие поклонники фильма считали, что именно тут лежит тело настоящего Джека Доусона.

​​​​​​​ 

Вся поездка сопровождалась пожаром


Оказывается, на «Титанике» всё время бушевал пожар

Незадолго до первого и, к сожалению, последнего рейса, в одном из угольных бункеров парохода начался пожар. Следователи, выяснявшие причины катастрофы, смогли доказать, что огонь все ещё ​​бушевал, когда «Титаник» направился в Нью-Йорк, создавая потенциальную опасность для всех, кто присутствовал на борту.

Спасшийся кочегар Джон Дилли говорил: «Нам не удалось погасить огонь, и кочегары говорили, что когда мы высадим пассажиров, надо будет освободить всё большие угольные бункеры, а потом вызвать пожарные катера, которые помогли бы нам потушить огонь». Джон утверждает, что пламя потухло только тогда, когда ледяная глыба разорвала корпус. Вода вмиг затопила бункеры.

Некоторые другие члены экипажа уверяют, что пожар удалось успешно потушить утром 14 апреля – в тот самый роковой день. Как бы то ни было, «Титаник» горел на протяжении всего своего первого рейса. Не факт, что огонь привёл бы к катастрофическим последствиям, ведь проектировщики разрабатывали стальные бункеры так, чтобы они могли выдержать угольные пожары. Тем не менееЮ риски многократно возрастали.

Кстати, Морган и сам должен был быть в числе пассажиров, но за считанные минуты до отправления почему-то передумал и сошёл с судна.

Первая работа

Возможно, Эдвард так и остался бы помощником гончара, но тихая жизнь семейства рушится, когда отец умирает от туберкулёза. Двенадцатилетний Эдвард уже не может продолжать своё обучение – он должен искать работу.

Юноша устраивается на одну из многочисленных фабрик, что недавно открылись в регионе. К молодому рабочему внимательно присматриваются, а когда понимают, что он «толковый парень», даже назначают ответственным за работу парового молота.

Представьте себя на месте Эдварда: он рад заработку, но ведь есть совсем иная жизнь, о которой он мечтает с детства. Он недоволен своей жизнью и по-прежнему грезит об океане. А его сводный брат, что гораздо старше Эдварда, часто рассказывает о морской службе, что так манит юношу.

Ошибки и теории


Возможно, в катастрофе виновато Суперлуние

Исследователи неоднократно пытались выяснить, почему «Титаник» столкнулся с ледяной глыбой. Сразу после катастрофы английские и американские эксперты решили, что пароход двигался слишком быстро. На небольшой скорости ущерб был бы намного меньшим, да и шансы уйти в сторону от столкновения увеличивались. А так айсберг, словно консервный нож, вспорол 5 носовых отсеков «Титаника». При столкновении в обшивке правого борта появились 6 пробоин, суммарная длина которых достигала 90 метров.

В 2010 году журналистка Луиза Паттон, внучка одного из офицеров «Титаника», предположила, что судно избежало бы столкновения, если бы после сообщения об айсберге рулевой Роберт Хитчинс не паниковал и сначала не повернул руль в противоположную сторону. Луиза уверена, что её дед вступил с другими членами экипажа в сговор, пытаясь сохранить эту ошибку в тайне. Правда могла разрушить репутацию компании «White Star Line» и всех его коллег.

В то же время два астронома из Техасского университета предполагают, что редко случающееся «Суперлуние» могло вызвать движение айсберга. Отметим, что «Суперлуние» происходит тогда, когда в момент полнолуния наш спутник подходит к Земле на самое близкое расстояние. Известно, что 4 января 1912 года Луна приблизилась к Земле на наименьшую дистанцию за последние 1,5 тысячи лет. Это случилось на следующий день после так называемого перигелия Земли (максимальное приближение планеты к Солнцу). В результате совместного гравитационного воздействия Солнца и Луны могли появиться необычайно сильные приливные силы. Астрономы считают, что мощные потоки воды привели в движение множество айсбергов на пути «Титаника», это создало все предпосылки для катастрофы.

Состав экипажа и пассажиров

Известно, что в трагическом плавании в корабельной команде было много людей, не прошедших спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики (так назывались люди, в задачу которых входило подносить уголь к топкам и выкидывать за борт золу), коки. Квалифицированных моряков было совсем немного — всего 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов ещё даже не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни

В соответствии со стоимостью купленного билета существовало разделение на три класса. Для тех, кто плыл в первом классе, были предоставлены бассейн, зал для занятий физической культурой, баня, корт для сквоша, электрованна (своеобразный «предок» солярия) и особое отделение для домашних питомцев. Также здесь были ресторан, изящно обставленные залы для обеда, комнаты для курения.

Холл первого класса на «Титанике»

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

В районе Северной Атлантики, где ровно 100 лет назад затонул «Титаник», приостановил свой ход лайнер с потомками пассажиров рокового круиза.

С полуночи сотни людей вышли на палубу корабля и пристально всмотрелись в воды Северной Атлантики, вспоминая поминутно катастрофу, которая унесла полторы тысячи жизней. В море вышли потомки пассажиров «Титаника», затонувшего ровно сто лет назад. Как выяснил корреспондент НТВ Антон Вольский, в Белфасте, где построили громадный круизный лайнер, о трагедии до сих пор говорят неохотно.

Единственное место во всем Белфасте, которое имеет прямое отношение к «Титанику» и которое дошло до наших дней практически без изменений,  это так называемый сухой док, где круизный лайнер был собран и откуда он отправился в свое первое и последнее путешествие. Глубина дока составляет почти 15 метров. Если бы «Титаник» сейчас стоял здесь, он возвышался бы над землей еще метров на 30. Это примерно с 10-этажный дом. 100 лет назад это был самый глубокий и самый длинный док в мире.

Получившийся корабль был поистине монстром кораблестроения. В первое плавание на нем отправилось 2200 человек, но он мог принять на борт на тысячу больше. В двухнедельный круиз набрали несколько десятков тонн продовольствия, в том числе 40 тысяч яиц, 20 тысяч бутылок пива, пять тонн молока и четыре тонны овсянки.

В родном городе «Титаника» нет ни одного памятника ни экипажу, ни кораблю. Жители Белфаста до сих пор чувствуют свою вину за судьбы полутора тысяч человек.

Марк Симпсон, журналист ВВС: «1015 лет назад у нас было не принято говорить о „Титанике“. Мой отец никогда не рассказывал, что прадед был там врачом. Я узнал об этом случайно всего полгода назад».

О причинах гибели «Титаника» спорят до сих пор. В Белфасте в трагедии склонны винить капитана. Легендарный Эдвард Смит, по некоторым данным, был пьян в момент столкновения корабля с айсбергом. В его родном городе из-за этого даже отказались к 100-летию поставить памятник капитану, что имело самые неожиданные последствия. В доме, где он родился, объявилось привидение.

Луиз Боннер, хозяйка дома: «Приведение прошло сквозь стену. Призрак не был в форме, но это точно был Эдвард Смит. А потом у нас затопило кухню. Представляете, все было в воде. Капитан „Титаника“ решил напомнить нам о себе».

Сто лет спустя о катастрофе «Титаника» все больше говорят как об уникальном опыте, сделавшем мореплавание более безопасным. Этому посвящена целая выставка открывшаяся в лондонском Музее мореплавания, ведь айсберги на пути следования «Титаника» встречаются до сих пор.

Андре Прайс, историк: «Встречается около тысячи айсбергов ежегодно. Крушение „Титаника“ сделало наш мир лучше. Теперь на кораблях всегда достаточно шлюпок, регулярно проводятся учения по эвакуации, налажена система слежения за перемещением льдов в северной части Атлантического океана».

Спустя 100 лет после гибели «Титаника» его имя может снова спасти Белфаст. Открытый недавно музейный комплекс, как ожидается, привлечет тысячи туристов. К удивлению многих популярность круизного лайнера оказалась куда выше через 100 лет после гибели, чем даже при жизни.

Ранний период жизни

Эдвард Джон Смит родился 27 января 1850 года на Уэлл-стрит, Хэнли, Стаффордшир , Англия, в семье Эдварда Смита, гончара, и Кэтрин Хэнкок, урожденной Марш, которые вышли замуж 2 августа 1841 года в Шелтоне, Стаффордшир. Позже его родители владели магазином.

Смит посещал Британскую школу Этрурии до 13 лет, когда он ушел и начал работать паровым молотом в Кузнице Этрурии . В 1867 году в возрасте 17 лет он отправился в Ливерпуль по стопам своего сводного брата Джозефа Хэнкока, капитана парусного корабля. Он начал свое обучение у сенатора Вебера , принадлежащего A Gibson & Co. из Ливерпуля.

13 января 1887 года Смит женился на Саре Элеоноре Пеннингтон в церкви Святого Освальда , Уинвик , Ланкашир. Их дочь, Хелен Мелвилл Смит, родилась в Ватерлоо , Ливерпуль, 2 апреля 1898 года. Семья жила в доме с двумя остроконечными крышами из красного кирпича, названном «Вудхед», на Винн-роуд, Хайфилд, Саутгемптон , Хэмпшир.

Early Days and Joining White Star Line

Edward John Smith was born in the landlocked town of Hanley, Stoke, England, at 51 Well Street on the January 27th, 1850, he was an only child. His father was a potter, and his mother was Catherine. He was a member of the Etruria Methodist Church, which was built in 1805. The church still stands today looking much like it did when Smith attended it as a boy. As a boy, he owned a fighting cock named Big Red. 

Smith married Sarah Eleanor, daughter of William Pennington, at St. Oswald’s Church in Winwick. They would first live at Spar Cottage in Winwick. They had one daughter Helen Melville Smith born in Liverpool, England in 1898.

Per his schoolfellow, William Jones, of Edmund-street, Hanley, Stoke-on-Trent, Smith was «a genial and good schoolfellow; one always ready to give a kind of helping hand in any way to his mates.» He was a scholar at Etruria, the school which the great and the good Wedgwood, the potter of worldwide fame, established and maintained in Staffordshire.

«My memory brings back many happy days spent with him at school, and also many happy hours before and after school time. There were six of us in those days — six firm friends who stuck together, and Smith was the staunchest of us all. I remember how Vincent Simspon used to call on me first, and how we would call for Johnny Leonard. Then the three of us would knock at Ted Smith’s door, and having collected the others we would run down Mill-street and Etruria-road to school.He was a brave soul as a boy. He was always ready to help and give of his best.»     — William Jones

Edward John Smith went to sea at age of thirteen. He became an apprentice on a clipper ship, the Senator Weber, in 1869, an American built sailing vessel owned by A. Gibson & Co of Liverpool. He served as the Fourth Officer on the Celtic in 1880.

Joining the White Star Line in 1886, Smith served aboard the company’s major vessels — freighters to Australia, liners to New York — he quickly assumed command. In 1887, he was appointed the captain of the Republic.

As the ships grew in size, so did the importance of Captain Smith. He was the Majestic’s captain for nine years starting in 1895, during which period he made two trooping voyages to South Africa during the Boer War. For this service he was awarded the Transport Medal. In addition, he was an honorary commander of the Royal Naval Reserve and, as such, had been granted warrant number 690 allowing him to fly the Blue Ensign on any merchant vessels he commanded. His career would lead him to command 17 more White Star vessels.

Capt. Smith on the bridge of another ship

Among these ships was the Adriatic. In 1907 having brought her safely to New York on her maiden voyage, he confidently spoke to the press, «When anyone asks me how I can best describe my experiences in nearly 40 years at sea, I merely say, uneventful. Of course, there have been winter gales, and storms and fog and the like, but in all my experience I have never been in any accident of any sort worth speaking about. I have seen but one vessel in distress in all my years at sea — a brig, the crew of which were taken off in a small boat in charge of my third officer. I never saw a wreck and have never been wrecked, nor was I ever in any predicament that threatened to end in disaster of any sort. You see, I am not very good material for a story.»

Little did Captain Smith know that his photograph would one day make the front pages of newspapers around the world.

One of his friends, Dr. Williams, recalled this quote when Smith commanded the Adriatic.

«We do not care anything for the heaviest storms in these big ships. It is fog that we fear. The big icebergs that drift into warmer water melt much more rapidly under water than on the surface, and sometimes a sharp, low reef extending two or three hundred feet beneath the sea is formed. If a vessel should run on one of these reefs half her bottom might be torn away.«

According to Williams, he pointed out the inadequacy of the Adriatic’s lifeboats and asked Captain Smith what would happen if the Adriatic struck a concealed reef of ice and was badly damaged. «Some of us would go to the bottom with the ship.» was the captain’s whimsical reply.

Заблуждение капитана Лорда

Стэнли Лорд никакого отношения к столкновению «Титаника» с айсбергом не имел, но, тем не менее, есть основания считать, что капитан парохода «Калифорниэн» стал косвенным виновником гибели сотен людей.

К моменту крушения «Калифорниэн» находился ближе других к «Титанику» — в 32 км. Для сравнения — «Карпатия», поднявшая на борт большинство уцелевших, была в 93 км от места столкновения.

Выжившие на «Титанике» уверяли: они видели огни судна, которое, несмотря на сигналы о помощи, так и не сдвинулось с места.

На борту «Калифорниэн» был один радист, Сирил Эванс. В 23:30, отработав 15-часовую смену, он отправился спать. «Титаник» столкнулся с айсбергом спустя десять минут. А еще через полчаса лайнер подал первый сигнал бедствия, который на «Калифорниэн» некому было принять.

Офицеры «Титаника», видевшие судно вдалеке, выпустили несколько сигнальных ракет. На «Калифорниэн» заметили эти сигналы, но не смогли их грамотно распознать. Сам капитан Лорд предположил, что речь идет о корабле, остановившемся среди льдов и просто обозначающим свое местоположение.

Когда огни исчезли, на «Калифорниэн» посчитали, что неизвестный корабль пошел дальше, выйдя из зоны видимости. Лишь после того, как проснувшийся радист вернулся на свое место, на пароходе узнали о гибели «Титаника».

Затонувшие корабли теперь можно увидеть из космоса
Подробнее