Без благ цивилизации. Как справлялись с домашними делами женщины средневековья

Характеристика эпохи

Охватывает период с V по XV век, делится на 2 этапа. Романский стиль длится с V по XIII век, период готики — с XIII по XV век. Считается промежуточным разрывом между Античностью и Возрождением, восхвалявшие внешнее совершенство, телесную красоту, господство пороков над добродетелями

В период Средневековья основное внимание уделялось духовному наполнению, телесные желания укрощались, возводились в ранг низменных. Власть была в руках духовенства, влияющего на устройство государственности, общественный лад

Период романского стиля пришелся на междоусобные войны, длительные походы. Именно в это время строили оборонительные крепости, серые, мрачные замки отличались надежностью, простые формы исключали архитектурные изыски. Время галантных рыцарей и прекрасных дам, сказочных турниров, зарождения легенд. Лучшими качествами мужчины считалось сила, смелость, отвага, мужественность. Идеалом красоты среди дам была утонченность, хрупкость, изящество, черты, которые распространялись лишь на благородных девиц. Крестьянки, служанки отличались выносливостью, работоспособностью, плотным телосложением. Галантный кавалер мог подать руку даме, и тут же пнуть служанку, подобные поступки были свойственны всем благородным рыцарям.

Прически были достаточно простыми, не отличались особой затейливостью. Среди простолюдинов была популярна стрижка «Пейзанская». Пряди аккуратно состригали вокруг головы, завивали крупными волнами. Крестоносцы отпускали длинные локоны, в затяжных походах давали обет не стричься. Знатные мужчины, подражая Иисусу Христу, носили распущенные волосы средней длины. Монахи и священнослужители брили голову по центру, оставляя пряди лишь по краям, образующие своеобразный круг.

Во времена готики мужские прически мало изменились. Появились новые головные уборы, отличавшиеся по сословной принадлежности. Знатные люди украшали длинные ниспадающие локоны золотыми обручами. Духовенство носило митры, тиары, судьи — бобровые шапки, врачи использовали шляпы с боковыми наушниками из фалд ткани.

Женщины обязательно должны были носить головные уборы, согласно церковным законам, нельзя было появляться с непокрытой головой. В период романского стиля шляпы имели достаточно простую, аккуратную форму. Также в гардеробе присутствовали платки, чепцы, особой популярностью пользовалась «романская» повязка. Она состояла из 2 частей, полностью закрывала волосы, а также часть щек, шеи, создавая правильную форму овала. Знатные дамы носили покрывала, которые сверху фиксировались венцом или короной.

В основе всех причесок были плетения. Популярными были боковые косы, которые укладывались в области висков улиткой. Длинные толстые плетения, еще назывались «рыцарскими» косами, отличались шириной. Для их создания использовались отрезы ткани, которые вплетались в локоны.

В период готики женские прически также скрывали под головными уборами, которые становятся выше, приобретают более причудливую форму. Могли оставить несколько прядей у лба, заплетенные в косу. «Рыцарские» косы теряют популярность их заменяют «Улитками» — плетениями, уложенных кругом у висков. Для украшения волос использовались золотые сетки, объемные полушария. Носили разнообразные чепцы, косынки, но в отличие от романского стиля, аксессуары выглядят более изысканно за счет дорогих тканей и оригинальных форм.

На формирование моды влияла церковь, предписывающая простоту и аскетизм. Женщины носили длинные, закрытые платья прямого силуэта. Линия талии была завышена с помощью жакета, подол юбки собирался сбоку, драпировался на животе. Благодаря крестовым походам появились новые ткани, фасоны платьев. В период готики силуэт становится приталенным, придавая фигуре изящность, элегантность. Рукава имели форму колокола, значительно расширяясь книзу. Постепенно костюмы становятся настоящим произведением искусства, простота фасона подчеркивается дорогими, изысканными материалами.

Идеалом красоты считалась бледная кожа, высокий лоб, тонкая лебединая шея. Знатные дамы брили часть волос темени для увеличения лба. Выщипывали брови, использовали помаду для губ. От веснушек и родинок всячески избавлялись, считались знаками греховности. Смуглая кожа была признаком простого народа, знатные дамы тщательно оберегали кожу от солнца.

Все делали вручную и с нуля

Мы можем только представить себе тяжелую работу по стирке, приготовлению пищи и уборке, когда каждая задача должна была быть сделана с нуля. Перед тем как белье можно было начать стирать, хозяйка должна была сделать щелок (средневековый эквивалент моющего средства), чтобы впитать его в вещи. До того как можно было готовить ужин, нужно было разжечь огонь. Средневековая женщина также должна была взбивать масло, варить эль и ухаживать за домашним скотом, а также ткать и вязать, чтобы изготовить одежду для семьи.

Эти задачи выполнялись домохозяйками на протяжении веков, но откуда мы это знаем и какие у нас есть доказательства? Археологи обнаружили камни для помола зерна в домашних условиях и нашли домашнюю утварь, которые могут дать несколько подсказок. Однако многие средневековые женщины не умели ни читать, ни писать, поэтому никогда не вели дневников или ежедневников, рассказывающих о своей повседневной жизни. Кроме того, они, вероятно, были бы слишком заняты, чтобы найти время для написания заметок, даже если бы были в состоянии это делать.

Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья

Как одевались девушки в Средневековье? В раннюю средневековую эпоху представительницам прекрасной половины человечества запрещалось демонстрировать свою красоту, поэтому женская одежда представляла собой свободные костюмы, под которыми не было видно очертаний тела. Волосы женщины полностью убирали под чепчик, а на лице не должно было быть никакой краски.

Кроме того, красивой считалась та представительница прекрасного пола, которая имела вытянутое лицо, высокий лоб и смиренный взгляд. В те годы многие женщины для того, чтобы лицо казалось вытянутым, сбривали волосы возле лба, а также брови. Наличие выступающей груди считалось признаком женщин из народа, а аристократкам полагалось быть худыми и совершенно плоскими.

 

Жена короля с львиным сердцем

Беренгария Наваррская была дочерью короля Наварры Санчо VI. Родилась она приблизительно в 1165-1170 годах. С Ричардом, тогда еще графом, она познакомилась на рыцарском турнире, на который его пригласил брат Беренгарии Санчо VII. В 1190 году Ричард начинает планировать свадьбу с Беренгарией. Переговоры он поручает своей матери Элеоноре. Этот брак был выгоден для владелицы Аквитании. Для того чтобы жениться, Ричарду необходимо было порвать помолвку с Аделью, сестрой французского короля Филиппа II, что привело к конфликту. В конце концов его оставили в покое, позволив жениться на ком ему угодно. Но здесь возникает новая трудность.

Ричард отправляется в крестовый поход, и Беренгарии Наваррской приходится к нему присоединиться. Во время плавания их ждут некоторые приключения — корабль Беренгарии терпит крушение возле Кипра, Ричард спасает сестру и невесту, захватив Кипр. Здесь же, на Кипре, в 1191 году Беренгария становится королевой Англии и женой Ричарда. Далее она возвращается в Пуату, оставаясь в тени Элеоноры. С королем Ричардом они виделись редко, отношения были натянутыми. После смерти короля в 1195 году Беренгария так и не вышла замуж, оставшись вдовствующей королевой, ни разу не ступавшей на английскую землю. Умерла она в 1230 году. Ее образ оставил след в литературе и кино.

Медный бык

Конструкцию этого агрегата смерти разработали древние греки, а если быть точнее, то медник Перилл, который продал своего жуткого быка сицилийскому тирану Фаларису, который просто обожал мучить и убивать людей необычными способами.

Внутрь медной статуи, через специальную дверцу, заталкивали живого человека. А дальше Фаларис первым делом испытал агрегат на его создателе — алчном Перилле. Впоследствии и самого Фалариса поджарили в быке.

Как это работает?

1) Жертву закрывают в полой медной статуе быка; 2) Под брюхом быка разводится огонь; 3) Жертва поджаривается заживо; 4) Строение быка таково, что вопли мученика доносятся из пасти статуи, словно бычий рев; 5) Из костей казненного делали украшения и обереги, которые продавались на базарах и пользовались огромным спросом.

Пытка крысами была очень популярна в древнем Китае. Тем не менее, мы рассмотрим технику крысиного наказания, разработанную лидером Нидерландской революции XVI века Дидриком Соноем.

Как это работает?

1) Раздетого догола мученика кладут на стол и привязывают; 2) Большие, тяжелые клетки с голодными крысами кладутся арестанту на живот и грудь. Дно клеток открывается с помощью специальной задвижки; 3) На клетки сверху кладутся раскаленные угли, чтобы растормошить крыс; 4) Пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь через плоть жертвы.

Аптекарки и цирюльницы: кто лечил женщин и кого лечили женщины

Женщина, составляющая медицинское сочинение, — скорее редкость для Средних веков. Совсем иначе дело обстояло с врачебной практикой разных уровней. Как же была устроена женская сторона средневековой медицины?

Долгое время историки считали, что лечением женских болезней в ту эпоху занимались исключительно женщины и выхода за гендерную границу не было ни для целительниц, ни для пациенток. Лекарки не ограничивались родовспоможением — они ставили и «общие» диагнозы, назначали медикаменты, проводили хирургические операции. Мужчины в этот замкнутый мир не допускались. Сторонникам такого подхода Средние века представлялись золотым веком женской медицинской практики. Знания о строении женского тела и о методах терапии передавались от матери к дочери почти исключительно устно и на личном примере. Мужчины же получили доступ к этим сведениям лишь к началу Нового времени, до тех пор они довольствовались общим античным знанием.

В том, что женщины действительно занимались медицинской практикой, сомнений нет. Разнообразные специализации — тоже правда: в источниках упоминаются не только акушерки, но и хирурги и цирюльницы (представительницы последних двух категорий выполняли все несложные операции, требующие хирургического вмешательства в тело). Аптекарки занимались в основном приготовлением лекарств. Среди «врачей» выделяли «образованных» и «эмпириков» — увы, где обучались первые, неясно. Были даже женщины — знатоки терапии конкретных заболеваний, например, в Венеции первой половины XIII века практиковала специалистка по болезням глаз.

Но мнение о женской монополии поставили под сомнение на рубеже ХХ и XXI веков — и это сделала та же Моника Грин. Работа с манускриптами о женском здоровье заставила ее задуматься: для кого предназначались подобные книги, написанные на латыни, а их было немало? Если предположить, что они могли понадобиться исключительно женщинам, следовало сделать вывод, что среди жительниц средневековой Европы было куда больше знатоков латинского языка, чем показывают другие источники. Если же считать, что эти рукописи могли читать мужчины, но исключительно ради теории, то неясно, для чего в книгах столько чисто практических советов, не проливающих дополнительного света на античное медицинское знание. Грин считает, что большая часть таких книг была написана мужчинами и принадлежала им. Женщины, впрочем, могли ознакомиться с этими сочинениями, но большинству из них требовалось, чтобы знающий латынь мужчина прочитал текст вслух и, возможно, перевел его. Дамы, способные читать на латыни, разумеется, существовали, но их было не так уж много.

При этом Грин не отрицает, что в медицинской практике в средневековой Европе было занято множество женщин: действительно, существовало немало опытных целительниц, хорошо владеющих практическими методами. Если дело касалось гинекологии, женщины обращались именно к ним. Некоторые фрагменты «Тротулы» позволяют предположить, что пациентки принципиально не хотели сообщать мужчинам о своих недомоганиях такого типа.

Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Зажиточные горожане носили плащи и брюки (мужчины) и роскошные богатые платья (женщины). Для бедняков и простых крестьян был один вариант одеяния — льняная рубаха и грубые полотняные штаны — портки.

Женщины надевали простые длинные платья прямого кроя сверху на белую льняную рубаху. Ткани были довольно скромные и однообразные, без ярких оттенков и многообразного декора.
Замужним женщинам полагалось носить поверх рубахи некое подобие юбки — одежду, которая крепилась на поясе, и называлась понева.

Мода Средневековья формировалась под большим влиянием церкви, поэтому большого разнообразия костюмов и цветных тканей не было. Одежда имела свободный крой и большую длину, прикрывала большую часть тела и значительно отличалась у бедных и богатых слоев населения. Постепенно костюм менялся, приходили к более узким и менее закрытым нарядам, но общая картина одеяния оставалась прежней.

Кто такой средневековый рыцарь?

Рыцарь… Сколько ассоциаций с этим словом в наших умах сейчас. Благородство, честь, любовь к прекрасной даме…

Давайте попробуем разобраться — откуда произошло это понятие и что делало рыцаря рыцарем.

Рыцарь — это не просто человек с оружием на коне. Это, в первую очередь, искусный воин. Именно владение оружием всегда признавалось наиболее важным для рыцаря и отличало его от простолюдина. Умение уничтожить противника наименьшими доступными средствами в самое короткое время — та цель, для которой воины упражнялись и тренировались многие годы.

Мечи известных рыцарей часто фигурируют в легендах. Экскалибур короля Артура, Дюрандаль Роланда, воина Карла Великого, Тисона, меч испанского героя Эль Сида и, конечно же, Меч-Кладенец Святогора. Меч был постоянным спутником рыцаря, его самым близким и верным другом.

Вторым важным атрибутом средневекового воина было его благородство. Основными добродетелями рыцаря считаются:

  • честь
  • мужество
  • верность
  • щедрость
  • свобода
  • рассудительность
  • куртуазность

Кроме этого любой уважающий себя рыцарь должен был выбрать себе Даму Сердца и служить ей доблестно и преданно.

И как жили женщины из низших слоев

Для приблизительного понимания того, на что была похожа жизнь домохозяйки из низшего класса, можно обратиться к интригующему стихотворению 15-го века, основанному на гораздо более раннем тексте. Оно носит название «Баллада о тираническом муже» и дает нам некоторое представление о том, как выглядела работа бедной женщины, которая, конечно, никогда не заканчивалась.

По его сюжету, мужчина возмущается тем, что жена не приготовила ему ужин. В ответ на это она рассказывает ему, как почти не спала прошлой ночью из-за ребенка, и все же проснулась утром, чтобы подоить коров и вывести их на пастбище, пока он еще спал. Затем она проводит день, делая масло и сыр и ухаживая за детьми. При этом она должна кормить цыплят, уток и гусей. Еще она печет, варит и готовит лен для ткани, раскладывает и прядет шерсть.

Затем муж жалуется на то, что она варит и печет чаще, чем это необходимо — раз в две недели будет достаточно. Она смеется и объясняет, как она делает льняную и шерстяную ткань для одежды семьи, чтобы у них не было огромных расходов на покупку материалов с рынка. В конце концов, супруги меняются своими обязанностями, и выясняется, что работа домохозяйки действительно никогда не заканчивается.

Кресло для ведьминого купания

Грешника привязывали к креслу, подвешенному к длинной жерди, и опускали под воду на какое-то время, потом давали немного глотнуть воздуха, и опять — под воду. Популярное время года для проведения таких пыток — поздняя осень или даже зима. Во льду делали прорубь, и через какое-то время жертва не только задыхалась под водой без воздуха, но и на таком желанном воздухе покрывалась коркой льда. Иногда пытки длились сутками.

Распиливание

Как правило, эта пытка, заканчивалась смертью. Применяли ее как правило к ведьмам и им подобным, то есть к женской половине общества, на которых падало подозрение в связи с сатаной и зачавшие от нечисти ребенка при проведение своего обряда шабаша. Женщину подвешивали ногами вверх и медленно начинали ее четвертовать. Этой пытке не было равных и, обречённые, было молили о сожжении на костре из-за невыносимой боли и мучении.

Город за оправдание

Однако жестокое кровопролитие в королевских покоях всколыхнуло весь город. И вскоре Джованне под давлением общественности пришлось выдать заговорщи ков правосудию. Расправа над убийцами была не менее ужасна — после страшных пыток их четвертовали на главной площади Неаполя под крики беснующейся толпы, а трупы сожгли на огромном костре. Больше всех «повезло» Бертрану д’Артуа. Незадолго до ареста своих подельников он сошёл с ума, и его отец вынужден был отправить сына в дальнее поместье. А вскоре пришлось отвечать за злодеяние и самой королеве. Правитель Венгрии, брат Андреа, вторгся с большим войском во владения Джованны и, захватив большую часть её земель, вынудил бывшую родственницу явиться на суд папы римского. Но, к великому удивлению венгров, перед понтификом предстала не отъявленная злодейка и распутница, а убитая горем вдова в глубоком трауре. Она горевала по погибшему мужу, которого якобы любила больше жизни, и… папа полностью оправдал Джованну. Не стоит, однако, думать, что понтифик поверил разыгранному перед ним спектаклю. Все циничнее и проще. Ценою оправдания убийцы стал богатый город Авиньон, который Джованна накануне пожертвовала Церкви. И всё же королева не избежала справедливого наказания. Несколько лет спустя против правительницы Неаполя поднял мятеж один из её бывших фаворитов Карл Дураццо. Вскоре его войска захватили Неаполь, а Джованна стала пленницей победителя. Королеву заточили в том же замке, в котором был растерзан несчастный Андреа, и здесь же ей пришлось расплатиться за своё преступление. Вот как пишет об этом Дюма: «Внезапно дверь в комнату, где Джованна самозабвенно молилась, с грохотом распахнулась: два венгерских барона в латах знаком велели королеве следовать за ними. Джованна молча встала и послушно пошла за баронами, но, когда узнала место, где Андреа погиб насильственной смертью, из груди у неё вырвался крик отчаяния. Однако, собрав последние силы, она ровным голосом поинтересовалась, почему её сюда привели. И тогда один из баронов показал ей шитую золотом шёлковую ленту… А через несколько минут труп королевы был сброшен с балкона».

Метки: Тайны 20 века, женщина, самоубийство, средневековье, преступление, жестокость

Знаменитая Орлеанская дева

О жизни национальной героини Франции Жанне д’Арк известно немногое. В основном она связана с событиями Столетней войны. Но, несомненно, Жанна является одной из самых знаменитых женщин Средних веков. Она родилась в 1412 году в семье зажиточного крестьянина. Эта девушка была очень набожна, могла часами стоять в церкви и слушать проповеди. Но когда Карла VII отстранили от власти, она восприняла это как собственное горе. С этого момента Жанна поставила себе за цель освободить город Орлеан и короновать Карла.

Вообще-то, ее жизнь окутана тайнами. То она очень хорошо владела боевым копьем, что являлось привилегией только дворян, то хорошо говорила на чистом французском языке, то видела различные видения, в которых ей будто бы была предсказана роль освободительницы. Существует даже мнение, что она была сводной сестрой Карла.

В мае 1429 года Жанна, получив возможность быть предводителем, добилась всего лишь за несколько дней снятия осады англичанами Орлеана. После этого она участвовала во многих битвах и получала блистательные победы. Эта Орлеанская дева была известна своей решительностью и быстротой действий, а также мужеством. Все же через время, в 1430 году отряд Жанны терпит поражение, а сама Жанна попадает в плен к англичанам. В январе 1431 года над ней начинается судебный процесс, проходивший в Руане, а в мае того же года ее приговаривают к сожжению на костре. В конце мая погибает мужественная женщина, которая помешала планам англичан захватить себе земли на континенте.

Ланселот и Гвиневра

Одной из самых известных легенд Средневековья является история любви сэра Ланселота к королеве Гвиневре.

Ланселот был рождён в королевской семье правителя страны Бенвик. Ещё в детском возрасте ему было предсказание о том, что он станет самым великим рыцарем в мире. Ленселот получил воспитание у Девы Озера, после чего обрёл титул Озёрный. Когда же он достиг совершеннолетия, то поехал в замок короля Артура и стал одним из самых отважных его воинов.

Гвиневра была дочерью короля Лодегранса и слава о её красоте распространялась далеко за пределы страны. Дошла она и до короля Артура, который, как только увидел её портрет, сразу решил взять её в жёны. Была назначена свадьба, после которой, в качестве приданого, Гвиневра подарила мужу стол Круглый Стол из могучего дуба, за которых могло сесть 150 рыцарей одновременно.

Ланселот избрал Гвиневру своей Дамой Сердца и совершил в её честь большое количество славных подвигов. В отсутствие короля он всегда был готов защитить её честь и доброе имя с оружием в руках. Несмотря на это, королева часто была холодна с ним, а иногда и вовсе упрекала его в том, что он оказывает знаки внимания другим женщинам.

Однажды, когда Гвиневра в очередной раз сказала ему, что его служение не достойно её, Ланселот разгневался и покинул Камелот. В надежде забыть о жестокой красавице он поселился в глуши лесов и вёл отшельнический образ жизни. Никто не знал куда он удалился и все начали забывать о нём.

Тем временем, королева решила устроить пир для рыцарей Круглого Стола, которым хотела показать, что все они ей дороги и Ланселот лишь один из них. На этом пиру один из Рыцарей задумал недоброе. Сэр Пионель решил отравить сэра Гавейна, который убил его брата в честном поединке. Для этого он отравил одно из яблок и положил его перед королевой, на блюдо с яблоками с самого верха. Он надеялся, что Гвиневра предложит это яблоко именно Гавейну, сидящему рядом с ней. Замысел злодея не удался — королева предложила яблоки знатному шотландскому воину, который гостил в то время в Камелоте. Едва надкусил он яблоко, как почувствовал резкую боль во всём теле и в следующее мгновение упал бездыханным. Все рыцари вскочили со своих мест и с негодованием смотрели на Гвиневру. Слёзы несчастной королевы не могли смирить их гнева, а брат убитого, сэр Мадор, прямо обвинил её в измене так как именно она устроила этот пир. Король Артур услышал громкие крики и явился в зал. Когда же узнал, о том, что произошло, у него не оставалось выбора, кроме как назначить суд поединком. Одну из сторон будет представлять сэр Мадор, а другую — рыцарь, который согласится защитить честь королевы.

Однако, в назначенный день за Гвиневру никто не вступился.

В разгаре спора между королём и сэром Мадором в зал въехал рыцарь на чёрном коне и в чёрных доспехах, с опущенным забралом.

— Кто ты? — спросил его Артур.

— Я здесь, чтобы спасти жизнь невинной женщины. Королева благоволила многим рыцарям, но в час опасности рядом с ней не оказалось никого, кто защитил бы её. Сейчас тебе, сэр Мадор тому, понадобится вся твоя сила, — ответил рыцарь, обращаясь к противнику.

После первой сшибки оба рыцаря сломали копья и вылетели из седла. Тогда воины обнажили мечи и их сватка продолжалась до полудня. Наконец, когда сэр Мадор стал терять силы, он упал на землю и стал умолять о пощаде. Чёрный рыцарь убрал своё оружие от лица противника, помог ему подняться и поднял забрало. Все тотчас увидели, что таинственным героем был сэр Ланселот Озёрный. Гвиневра заплакала от счастья, а король Артур в сопровождении рыцарей бросился к Ланселоту, чтобы обнять и поблагодарить его.

Вскоре, ко двору прибыла Дева Озера и указала всем на истинного убийцу, который вскоре понёс заслуженное наказание.

Таким предстаёт в наших глазах незабываемый мир Средневековья, оставленный нам менестрелями и трубадурами. Мир подлинного благородства, чести и, конечно же, светлой любви.

Женские имена

1- Аалис: со средневекового французского. Старая французская форма Алисы.

2- Этелу: происходит от английского и означает благородный.

3- Агнес: происходит от греческого и означает каста.

4- Альба: происходит от гэльского и означает Шотландия. Оно также происходит от итальянского и означает восход солнца.

5- нарамник: средневековое название, образованное от латинского amicus, означающего «друг». Это было популярное имя в средние века, хотя с тех пор оно стало редкостью.

6- Беатрис: происходит от латинского и означает счастливый.

7- Беверли: происходит от средневекового английского языка и означает бобровое поле или бобровый ручей.

8- Сесили: происходит от латинского и означает слепой.

9- Дейзи: происходит от английского языка и означает «глаз дня».

10- Десислава: Болгарское имя, образованное от средневекового славянского. Женская форма Десислава.

11- Дионисия: происходит от средневекового английского. Средневековая английская женская форма Дионисия.

12- Диот: от средневекового английского. Уменьшительное от Дионисии.

13- Драгослава: Сербское имя, образованное от средневекового славянского. Женская форма Драгослава.

14- Краситель: происходит от средневекового английского. Средневековая краткая форма Дионисии.

15- Еда: от средневекового английского. Уменьшительное от Эдит.

16- Елена: Итальянский, испанский, румынский, болгарский, македонский, словацкий, литовский, русский, немецкое имя. Из средневекового славянского. Оно происходит от греческого имени Елена и является вариантом русского имени Елена.

17- Ибб: происходит от средневекового английского. Уменьшительное от Изабель.

18- Исеут: от средневекового английского. Средневековая форма Изольды.

19- Жанна: из средневековой Франции. Старофранцузская женская форма Иоханнеса.

20- Джокоса: происходит от средневекового английского. Средневековый вариант Джойса, навеянный латинским словом iocosus или jocosus «веселый, игривый».

21- Йоханна: Французское, датское, норвежское название из средневековой Франции. Французская форма Иоанны.

22- Эдит: происходит от английского и означает «процветающий на войне».

23- Она: происходит от английского и означает красивая фея.

24- Эмма: происходит от немецкого языка и означает «все, что содержит» или «универсальное».

25- Элоиза: происходит от французского и означает Солнце.

26- Изабелла: происходит от иврита и означает «мой Бог — мое благоговение».

27- Людмила: происходит от средневекового славянского. Так звали персонажа поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила» (1820).

28- Марджери: происходит от английского языка и означает жемчуг.

29- Матильда: происходит от немецкого и означает мощный, боец.

30- Малле: происходит от средневекового английского. Это сокращение от Мария.

31- Мэтти: происходит от средневекового испанского и является уменьшительным от Марты.

32- Мегги: происходит от средневекового английского и является уменьшительным от имени Маргарет.

33- Мелисенде: происходит от средневекового французского языка и является старой французской формой Миллисент.

34- Милица: происходит от средневекового славянского языка и является средневековой славянской формой Милица.

35- Милослава: Чешское название происходит от средневекового славянского. Женственная форма Милослава.

36- Веселый: происходит от английского и означает веселый и счастливый.

37 — Одилия: происходит от немецкого языка и означает богатство.

38- Королева: происходит от испанского и означает королева. Оно также происходит от идиша и означает чистый или чистый.

39- Рослин: происходит от валлийского и означает красивая долина роз или роз.

40- Сигурни: происходит от английского и означает победоносный, побеждающий.

41- Треа: происходит от гэльского и означает силу или интенсивность.

42- Принцесса: имя в средневековой Англии, что означает «дочь королевы».

43- Рианнон: имя средневековой Англии, связанное с богиней плодородия.

44- Росальба: средневековое название, что означает белая роза.

45- Розетта: название средневековой Англии, что означает «маленькая роза».

46- Леонильда: германского происхождения, широко использовался в средневековой Италии. Это означает «Битва львов».

47- Майра: со средневекового арабского. Это означает «Возлюбленный Богом».

48- Веремунда: сомнительное происхождение, хотя возможно германское.

49- Весы: Кастильский вариант латинского Liberata. Это означает «свобода».

50- Лотария: германского происхождения, это означает «славная армия».

Общие рекомендации по выполнению

Простые прически в средневековом стиле легко сделать самостоятельно. Для выполнения потребуется стандартный набор инструментов, а также подходящие аксессуары

Передать особенности прошлого можно не только с помощью прически, украшений, уделить внимание стоит и наряду. Строгость и аскетизм форм укладок — основные черты причесок времен принцесс и рыцарей

Инструменты для выполнения:

  • щетка с натуральным ворсом для расчесывания копны;
  • тонкий гребень для создания вертикального пробора;
  • пенка, мусс, воск для придания косам желаемой пышности или гладкости;
  • резинки, шпильки, невидимки для фиксации прически;
  • аксессуары для волос — ободки, обручи, ленты.

Как выполнить прическу:

  1. Локоны рекомендуется вымыть с шампунем и кондиционером.
  2. Обработать кремом, пенкой или воском для плетения кос.
  3. Разделить локоны пробором или зачесать назад.
  4. Заплести одну или две косы, аккуратно уложить, зафиксировав шпильками.
  5. Дополнить подходящими аксессуарами.

Три подхода

В средние века существовало три мнения о женском образовании. Первое, и одно из наиболее популярных, ратовало за то, что женщину обучать не нужно вовсе. Все литературное подкрепление этого подхода, содержало в себе непреклонное мнение о том, что знаний достойны только мальчики. Женщина в этой трактовке должна быть вовсе лишена образования, а главное, к чему она должна стремиться — это добродетель и целомудрие. Исключение из правил составляют только девушки, избирающие своим жизненным путем постриг в монахини.

Второй подход поддерживал мнение о том, что элементарное образование для девушек — это необходимость, которая должна быть удовлетворена. Идея этого подхода заключалась в обучении бедных — ремеслу, более состоятельных — ведению домашнего хозяйства, а дочерей благородных семей — вышиванию, письму и чтению (иногда только религиозной литературы). В идее все это должно было спасти бедных девушек от влечения к плотскому греху.
Обучение грамоте девочек из несостоятельных семей, не только не предусматривалось данным подходом, но и считалось делом достойным презрения. Считалось, что эти знания могут послужить почвой для греха и соблазнов.

Третий подход имел более гуманное отношение к женщинам, а вместе с тем и меньшую популярность в обществе. Данная школа считала необходимым дополнение дисциплин программы женского образования. Однако, этот подход так никогда и не был применен.

Основные характеристики средневекового костюма

Костюм эпохи Средневековья отражал социальный статус человека, принадлежность его к определенной прослойке общества, сословию.

Во время раннего Средневековья ткани производились в поместьях феодалов из льна, шерсти, иногда в них добавляли пеньку. Богатые феодалы могли себе позволить шелковые наряды, приобретенные у заморских купцов.

Цвет средневековой одежды являлся некой символикой. Так, к примеру, красные одеяния надевали палачи. Желтых оттенков в одежде старались избегать, поскольку они считались цветами ненависти и измены. Черный олицетворял не только скорбь и потерю близкого человека, но и вечность. Белый цвет был связан с чистотой тела и души, невинностью, а также добродетелью. Голубой являлся цветом нежности, а золотой считался символом энергии Бога и Святого Духа.

Большую популярность у знати приобрел зеленый цвет, который связывали с воплощением райских садов, а также считали символом надежды.

Женский готический костюм

Талия женского костюма в эту эпоху все так же оставалась завышенной, но появилось внушительное декольте. Полностью открытое декольте не допускалось, оно задрапировывалось дорогой тканью, в большинстве случаев прозрачной.

В это время самым популярным материалом для женских платьев стала парча, которую украшали нити из золота или серебра, разнообразные вышивки, жемчуг и драгоценные камни.

Теперь женские платья обтягивали фигуру, начиная от плеч и заканчивая областью немногим ниже талии, придавая женщине изящество. Рукава верхней туники напоминали по форме колокол, а нижней — ниспадали почти до земли.

В наряде ценилась богатая отделка драгоценными камнями и мехами, а также использование золотых украшений (колокольчиков, бубенчиков). Аристократкам можно было иметь шлейф, однако его длина была четко определена: чем большее значение, статус женщина имела в обществе, тем длиннее был шлейф ее платья.

Модели для современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Мужская одежда раннего Средневековья

Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.

Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.