Что такое эскалатор? Горизонтальный эскалатор

Личностные качества профессии диспетчер эскалатора

Для работы по данному профилю необходимо обладать следующими чертами характера: внимательность, умение концентрироваться на монотонной работе, стрессоустойчивость, ответственность и дисциплинированность.

А при возникновении нестандартной рабочей ситуации необходимо быстро принимать решения, грамотно организовать пассажиров и оперативно связаться с вышестоящим руководством.

Для получения допуска к работе необходимо пройти медицинскую комиссию. Поскольку работа предполагает долгое нахождение в шумном помещении без естественного освещения, то кандидат на должность не должен страдать от хронических головных болей, болезней глаз, спины и суставов. Кроме того, проблемы с трудоустройством могут возникнуть и аллергиков.

Рекорды[править | править код]

Эскалатор на станции метро «Бауманская» в день своего закрытия, 7 февраля 2015 года.

Эскалаторы станции метро «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена

По возраступравить | править код

  • Самыми старыми действующими эскалаторами в мире, скорее всего, являются поэтажные эскалаторы в нью-йоркском универмаге Macy’s на Геральд-сквер, действующие с 1927 года.
  • Самые старые тоннельные эскалаторы функционировали с февраля 1944 года на станции «Бауманская» Московского метрополитена. В 2015 году они были демонтированы и заменены на новые.
  • Самые старые эскалаторы в Лондонском метрополитене действовали на станции «Гринфорд» с 1947 года. Это были последние сохранившиеся эскалаторы с деревянными ступенями в лондонской подземке. В 2015 году они были заменены на «наклонный лифт».

По длинеправить | править код

  • Самые длинные эскалаторы в мире установлены на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. Глубина залегания станции 86 м. Эскалаторы установлены последовательно с высотой подъёма 68,7 м и 15,2 м.
  • Самые длинные эскалаторы в Евросоюзе установлены на станции «Намести Миру» линии «А» Пражского метрополитена. Их длина 87 м, высота подъёма 43,5 м.
  • Самые длинные эскалаторы в Западном полушарии и в США установлены на станции «Уитон» Вашингтонского метрополитена. Их длина 70 м, высота подъёма 35 м.
  • Самые длинные эскалаторы в Южном полушарии установлены на станции «Парламент» городской железной дороги Мельбурна. Высота подъёма более 30 м.

Как выучиться профессии диспетчер эскалатора?

Эта профессиональная деятельность не требует наличия профессионального образования. Устроиться на работу можно и без опыта работы. Перед началом трудовой деятельности рабочий проходит стажировку, в рамках которой узнает методику заполнения журнала, правила безопасности во время работающего эскалатора.

Стоит также отметить, что инструктажи имеют регулярный характер и часто проводятся непосредственно перед значимыми мероприятиями, когда нагрузка на метрополитен будет особенно сильной.

Профессиональное развитие в данной области возможно только при переходе на руководящие позиции.

Похожие:

Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников пб 10-518-02Настоящие Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников*1 устанавливают требования к проектированию, устройству,… «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов»Утвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов
«Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов»Утвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов Постановление Госгортехнадзора РФ от 5 июня 2003 г. N 60 «Об утверждении…Утвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов
Правила устройства и безопасной эксплуатации электродных котловНастоящие Правила распространяются на электродные паровые котлы давлением более 0,7 Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации…Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов *1, мостовые козловые краны относятся к кранам мостового…
Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации…Согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов мостовые и козловые краны относятся к кранам мостового… Документа постановление госгортехнадзора РФ от 16. 05. 2003 n 31Направить Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов на государственную регистрацию в Минюст России
Федеральный горный и промышленный надзор россии постановлениеУтвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов Федеральный горный и промышленный надзор россии постановлениеУтвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением
Федеральный горный и промышленный надзор россии постановлениеУтвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды Федеральный горный и промышленный надзор россии постановлениеУтвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов
Документа постановление госгортехнадзора РФ от 06. 06. 2003 n 68Направить Правила устройства и безопасной эксплуатации холодильных систем на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской… I. общие положенияПравила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов (пб 10-574-03) печатаются по официальному тексту, опубликованному…
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин) СогласованоЗаместитель Министра путей сообщения Российской Федерации Ю. М. Герасимов 04 мая 1994 года Утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 2 марта 1995…Редакционная комиссия: Е. А. Малов (председатель), А. А. Шаталов (зам председателя), Л. Н

Инструкция

Описание профессии

Диспетчер эскалатора – это рабочий, в обязанности которого входит обеспечение безопасности пассажиров во время спуска и подъема на эскалаторе. Он может остановить движение механизмов в случае чрезвычайной ситуации, проконтролировать движение пассажиров по громкой связи. Также он информирует о правилах безопасного поведения на эскалаторе.

Диспетчер эскалатора находится в подчинении мастера по эксплуатации эскалаторной станции. При возникновении трудностей с функционированием диспетчер сообщает об этом руководителю.

Специалисту необходимо знать принцип работы и грамотной эксплуатации механизма, технологический процесс обслуживания и ремонта.

Диспетчер эскалатора работает по сменному графику. До начала непосредственной трудовой деятельности рабочий принимает смену у коллеги, проверяет технический журнал и наличие огнетушителей и аптечки. Смена не может быть передача в случае аварии или любой другой нестандартной ситуации. В этом случае решение о передаче смены принимает руководитель, предварительно проведя все необходимые мероприятия.

Во время работы диспетчера входы в эскалаторное помещение и пульты управления эскалаторами должны быть закрыты. Сам же диспетчер должен следить за безопасностью пассажиров и работой механизмов. Покидать свое рабочее место, принимать пищу или вести посторонние разговоры во время смены запрещено. За нарушение рабочего порядка предусмотрены штрафные взыскания.

По окончанию смены диспетчер проводит уборку своего рабочего места, заполняет свой журнал, а также передает смену коллеге.

В зоне ответственности диспетчера находится организация своего рабочего времени, выполнения поставленных руководителем задач, соблюдение правил внутреннего распорядка.

Кроме того, диспетчер может привлекать сотрудников других подразделений предприятия, если необходимо устранить некоторые нарушения.

Также специалисты регулярно проходят инструктажи по охране труда, пожарной безопасности, нормам санитарной обработки и технике оказания первой помощи.

Необходимо отметить и тот факт, что чаще всего на данной должности находятся лица пенсионного возраста (преимущественно женщины), которые используют работу как источник дополнительного заработка, а также можно встретить студентов, опять-таки расценивающие труд диспетчера как подработку.

В качестве компенсации за небольшой уровень заработной платы диспетчеры имеют некоторые льготы и привилегии. Например, премиальная выплата по итогам года, бесплатный проезд на общественном транспорте, доплаты за выслугу лет, а также бесплатное медицинское обслуживание в организациях здравоохранения.

Несмотря на то, что диспетчеры эскалатора работают в тяжелых условиях, им не предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию.

Парк Победы – 84 м (126м – длина эскалатора)


Одна из самых знаменитых станций, длина эскалатора в которой составляет 126 метров при глубине самой станции 84 метра. Открыта она была сравнительно недавно – в мае 2003 года, хотя изначально запустить планировали еще в 2000. Как всегда, у государства не хватило средство на строительство.

Высота эскалатора составляет 63 метра, то есть от длительного и резкого подъема в первое время может стать муторно. Станция была построена по авторскому проекту Шурыгиной и Шумакова.

Особенностью Парка Победы является тематическое оформление в стиле Отечественных войн. Станция имеет 2 зала, которые облицованы гранитом в различном цветовом исполнении (серые, красные и черные тона). Свод украшают авторские панно от величайшего мастера Церетели.

Да, с такой длиной эскалаторов можно смело включать аудиокнигу и наслаждаться мерным перемещением, разглядывая лица вечно торопящихся москвичей. С другой стороны, вы можете потратить время на изучение архитектуры станций и ее облицовки, ведь это достаточно занимательно.

Предисловие

Важнейшими машинами, предназначенными для перемещения пассажиров с одного уровня на другой, являются эскалаторы, обладающие большой провозной способностью и надежностью, обеспечивающие безопасность пользования при достаточном уровне удобства и отсутствии загрязнения окружающей среды.

С появлением многоярусных подземно-наземных комплексов, крупных транспортных узлов и других зон сосредоточения людских масс потребность в эскалаторах еще более возрастет. В связи с увеличением количества объектов, на которых установлены эскалаторы, большое значение имеет подготовка квалифицированных кадров по управлению этими машинами и по их обслуживанию.

На метрополитенах страны и в различных зданиях эксплуатируются эскалаторы разных конструкций (более 40 модификаций).

Разнообразием отличается и электрооборудование эскалаторов; существует около 100 разных схем управления ими

Поэтому в книге основное внимание уделено общим принципам конструкций, работы механизмов и устройств управления. Зная их, можно самостоятельно разобраться в устройстве любого конкретного эскалатора

Для более глубокого понимания работы эскалаторов приведены также элементарные сведения из курса теоретической механики, имеющие непосредственное отношение к работе механизмов эскалаторов.

Методы обслуживания, рассмотренные в книге, а также материалы по технике безопасности иллюстрируются конкретными примерами, что делает приводимые рекомендации более убедительными.

В приложениях приведены справочные данные, необходимые при ремонте и обслуживании эскалаторов.

Издание книги стало возможным благодаря всесторонней помощи главного технолога хозяйственной ассоциации «Метро» Е.В. Монфреда и генерального директора предприятия Метро-эскалатор» А.М. Бычкова.

Уровень заработной платы диспетчера эскалатора

Заработная плата диспетчера складывается из собственно оклада и премиальных выплат. В среднем специалист получает около 18 000 рублей. Также к этой сумме прибавляется 45-75% премиальных, что увеличивает заработную плату до 30 000 рублей. Однако стоит отметить, что данные цифры относятся исключительно к столице, в других городах России заработная плата меньше. Так, сотрудник метрополитена Санкт-Петербурга получает в месяц около 20 000 рублей, а в других регионах страны около 12 000 рублей.

Иными словами, средний месячный заработок рабочего данной специализации в России составляет 21 000 рублей, что ниже средней заработной платы по стране.

Эскалатор: что это такое?

Эскалатором называют подъемники, имеющие вид лестницы. Они снабжаются ступеньками для транспортировки людей наверх и вниз. Ступени лестницы присоединяются с помощью креплений к цепи замкнутого типа, которая может двигаться благодаря работе электродвигателя и редуктора. Ширина полотна эскалатора может достигать 1 м, что определяется его типом и функциями. На самом верху и внизу ступеньки превращаются в ровные площадки, что позволяет людям легко спускаться. Вместе с движением ступеней передвигаются также и поручни этого механизма. Чаще всего эскалатор компании«Лифт Холдинг» можно увидеть в метро, на вокзалах и в крупных торговых комплексах.

Первый эскалатор
стали применять в 1894 году. Это случилось в США. Вначале он рассматривался в качестве простого туристического аттракциона. Это устройство было похоже на быстро передвигающиеся дорожки, на которых вообще не было ступенек. Эскалаторы современного типа появились только в 1921 году. Один эскалатор может пропускать примерно 10000 человек в час. На практике эта цифра составляет около 5000 человек.

Эскалатор: его развитие в России

Самые первые эскалаторы в России появились вначале в Москве.В построенном в 1935 году метрополитене были размещены эскалаторы типа Н-30-1. Его вторая очередь, которая начала свою работу в 1938 году, была оснащена эскалаторами Н-40. Они были снабжены двумя приводами. В 40-е и 50-е годы происходил процесс усовершенствования данных эскалаторов. На станциях 4 очереди метрополитена в Москве были установлены эскалаторы типа ЭМ-5 и ЭМ-4, которые отличались обновленной схемой лестничного полотна. Также они имели новую конструкцию приводов и поручней.

В Петербурге в метрополитене использовались эскалаторы ЛТ-1, которые были специально предназначены для размещения на большой глубине. Позднее появились такие модели эскалаторов, как ЛТ-4, ЛТ-5, ЛТ-3. Они могли подниматься на высоту до 65 м. Скорость движения этих эскалаторов составляла 0,9 м/с. Ступени имели ширину около 1 м. В 60-х годах стали использовать эскалаторы другого типа, например, ЛП-6, а также ЛП-6К. Они перемещали людей на высоту до 7 м. Очень редко такие конструкции применялись в аэропортах, на вокзалах, в других зданиях. В советское время чаще всего устанавливались эскалаторы финской компании KONE. В 90-х годах на рынке такого оборудования появились эскалаторы других производителей. В настоящее время эскалатор можно увидеть в бизнес-центрах, общественных зданиях, тороговых комплексах.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • Aragonés
  • العربية
  • Asturianu
  • Azərbaycanca
  • Беларуская
  • Беларуская (тарашкевіца)
  • Български
  • বাংলা
  • Català
  • Čeština
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Gaeilge
  • Galego
  • עברית
  • हिन्दी
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Íslenska
  • Italiano
  • 日本語
  • ქართული
  • Қазақша
  • 한국어
  • Кыргызча
  • Latina
  • മലയാളം
  • मराठी
  • Bahasa Melayu
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Polski
  • پنجابی
  • Português
  • Română
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Soomaaliga
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • தமிழ்
  • తెలుగు
  • ไทย
  • Türkçe
  • Українська
  • اردو
  • Oʻzbekcha/ўзбекча
  • Tiếng Việt
  • Winaray
  • 吴语
  • ייִדיש
  • 中文
  • Bân-lâm-gú
  • 粵語

Дубровка – 62 м


Одна из самых хлопотных станций была наконец-то введена в эксплуатацию в 1999. Построили Дубровку, что примечательно, под закрытыми заводами, которые производят значительный объем тепловой энергии.

Для построения станции геодезистам пришлось заморозить грунтовые воды. Больше чем 4 года поезда не могли останавливаться на этой станции, пока не пришел экономический кризис, и заводы массово закрывались.

Строительство возобновили, благодаря чему появилась колонно-стеновая станция (колоны стоят на бетонном полу). Обычные стены оформлены светлыми оттенками, а пол мраморный. Полюбоваться тут можно мозаичным панно, принадлежащим наследию Церетели.

Параметры

Угол наклона эскалатора к горизонту составляет 30°. В этом случае ходовое полотно имеет рациональное соотношение размеров ступени: её высоты (подступи), равной 200 мм, и глубины — площадки (проступи), равной 400 мм. При углах наклона 45° и 60° соотношение размеров ступени не обеспечивает безопасной перевозки пассажиров. Ширина ступени для тоннельных эскалаторов принята равной 1 м, для поэтажных эскалаторов — 0,6 м. Высота эскалаторов по вертикали может быть различной в зависимости от глубины заложения станции. Наибольшая высота подъёма эскалатора ЛТ-2 достигает 65 м. При большей высоте подъёма на поверхность устанавливают последовательно два эскалатора (два марша).

Скорость движения лестничного полотна установлена с учётом обеспечения безопасности входа на эскалатор, выхода с него, а также максимальной производительности по перевозке пассажиров. Она принята равной 0,72; 0,94 и 1 м/с. Дальнейшее увеличение скорости ходового полотна эскалаторов находится в стадии изучения.

Величина ускорения лестничного полотна при пуске и торможении должна обеспечивать безопасность пассажиров, находящихся на эскалаторе. Исходя из этого, ускорение в начальный момент не должно превышать 0,6 м/с² и в процессе пуска — 0,75 м/с², независимо от степени загрузки эскалатора пассажирами. Величина замедления при торможении рабочими тормозами — не более 0,6 м/с² на спуск и не более 1 м/с² на подъём. При торможении аварийным тормозом на спуск величина замедления не должна превышать 2 м/с².

Эскалатор: типы

Все типы эскалаторов имеют разную высоту подъема, отличаются конструкцией вала, узлов привода, электропривода, ходового полотна и других основных механизмов. Эскалаторы можно разделить на тоннельные или поэтажные. Тоннельный эскалатор «Лифт Холдинг» размещают в тоннелях на выходах из станций метро на большой глубине и с некоторым наклоном. Этот вид эскалатора устанавливают в фундаменте из железобетона. На нем размещают основные узлы эскалатора. Его полотно имеет две тяговые цепи, а в нижней части — натяжные звёздочки. Полотно передвигается по направляющим установленной металлоконструкции. Площадки на входе снабжены гребёнками, которые опущены в пазы ступеней, а также движущимися поручнями. Это обеспечивает удобство и безопасность для пассажиров в пользовании эскалатором. Поручень эскалатора представляет собой прорезиненную ленту с загнутыми краями. Движение поручней происходит по направляющим пластинам, а также отклоняющим блокам. На входах и выходах направляющие приводят полотно в горизонтальное положение. В наклонной части эскалатор представляет собой лестницу, которая имеет угол наклона 30 градусов. В результате этого пассажиры могут свободно передвигаться, если эскалатор остановится.

На полотне механизма находятся ступени, которые прикреплены к металлическому каркасу. Кроме того, здесь находятся два катка из стали или пластмассы, насаженные на оси. Еще один не менее важный элемент полотна эскалатора – две тяговые оси. Реечные настилы из пластмассы находятся в горизонтальном положении на всех участках рабочей зоны эскалатора. Втулочно-роликовые тяговые цепи полотна снабжены упорами, которые расположены на наружных пластинах. Благодаря этому полотно не может упасть или сложиться даже в том случае, если произойдет обрыв тяговых цепей. Но это маловероятно. Обеспечивают безопасность пассажиров во время движения также и ограничивающие шины трассы. Этот вид эскалаторов отличается высокой прочностью, надежностью конструкции и тормозной системы. Кроме того, данное устройство снабжено широкими балюстрадами, разделяющими движущиеся ленты.

Поэтажный эскалатор можно устанавливатьна станциях метро, а также внутри различных зданий. Он не имеет широких балюстрад, так как требует обеспечения свободного доступа людей. Эскалаторы российского производства унифицированной формы отличаются следующими параметрами:

  1. В тоннельных моделях ширина ступеней составляет 900 или 1000 м, они развивают скорость от 0,75 до 1 м/с и поднимаются на высоту от 10 до 65 м.
  2. В поэтажных моделях ширина ступеней составляет от 500 до 750 мм. Эти эскалаторы могут двигаться со скоростью 0,4 или 0,5 м/с и поднимаются на высоту до 5 или 7м.

Внутри привода эскалатора имеются тормоза, которые предусмотрены для рабочего или аварийного режима. Привод имеет также систему электромеханических устройств для защиты. Также в нем находятся устройства для автоматического включения эскалатора или его выключения. Последние элементы присутствуют только в поэтажных эскалаторах. Производительность эскалатора при наличии широких ступеней и скорости в 0,5 м/с будет равна 8 000 человек в час. Если скорость эскалатора составит 0,9 м/с, он сможет пропускать 11 000 человек в час. Мощность двигателя эскалатора можно определить, если сложить значения сопротивлений как полотна, так и поручней.

В электроприводе эскалаторов находится 1 основной двигатель и 1 вспомогательный электродвигатель, имеющий небольшую мощность. Последний используется для обеспечения движения ленты на небольшой скорости во время проведения ремонта. На станциях, которые расположены на большой глубине, применяются электрические двигатели асинхронного типа. Они снабжены обмоткой, которая может иметь мощность до 200 кВт. На станциях, которые располагаются на небольшой глубине, используются двигатели, снабженные короткозамкнутым типом обмотки. Ее мощность может составлять до 55 кВт. Двигатели, относящиеся к вспомогательному приводу, обладают мощностью до 6,2 кВт. Практически все типы эскалаторов имеют скорость движения не менее 0,04 м/с. Ее создает вспомогательный привод. Для того, чтобы поднять одного пассажира хотя бы на 1 метр, требуется мощность привода около 350 Вт. При этом расход энергии составляет около 0,15 Вт·ч. Наша компания «Лифт Холдинг» предлагает покупателям различное лифтовое оборудование, а также его монтаж и обслуживание. Мы оказываем все виды услуг на самом высоком уровне качества благодаря использованию современного оборудования и отличной профессиональной подготовке сотрудников компании.

Эскалаторы систем внеуличного транспорта бывшего СССР

Впервые эскалатор ступенчатого типа был создан в США в 1900 году. В СССР эскалаторостроение развивалось и совершенствовалось одновременно со строительством метрополитенов.

Первые отечественные эскалаторы Э-1 (Н-10) и Н-30-1 были установлены на станциях первой очереди Московского метрополитена в 1935 году.

На второй очереди метрополитена в 1938 году были установлены двухприводные эскалаторы Н-40 высотой до 40 м. С 1941 по 1951 годы выпускались модернизированные варианты этих эскалаторов.

На четвёртой очереди (Кольцевая линия) Московского метрополитена установлены эскалаторы ЭМ-1, ЭМ-4 и ЭМ-5. На этих машинах применена новая кинематическая схема лестничного полотна, новая конструкция приводной группы и поручневой установки.

На первой очереди Петербургского метрополитена установлены эскалаторы ЛТ-1, предназначенные для использования на линиях глубокого заложения. В последующие годы был выпущен новый типовой ряд эскалаторов ЛТ-2, ЛТ-3, ЛТ-4 и ЛТ-5 на высоту подъёма от 5 до 65 м при скорости движения ленты 0,9 м/с и ширине ступени 1 м. Начиная с 1963 года, при высоте подъёма до 7 м устанавливали поэтажные эскалаторы ЛП-6, ЛП-6А и ЛП-6К.

Тип Годы выпуска Завод-изготовитель Высота подъёма Мощность Скорость
Э-1 1934—1935 «Подъёмник» (Москва) 10 м
Н-10 1934—1941 «Красный металлист» (Ленинград) 7—10 м 56—65 кВт 0,75 м/с
Н-20 1934—1941 «Красный металлист» (Ленинград) 10—20 м 0,75 м/с
Н-30 1934—1941 «Красный металлист» (Ленинград) 20—30 м 110 кВт 0,75 м/с
Н-40 1934—1941 «Красный металлист» (Ленинград) 30—40 м 2×75 кВт 0,75 м/с
Н-40М 1942—1960 Перовский машиностроительный завод до 40 м 0,75 м/с
ЭМ-1 1952—1966 Перовский машиностроительный завод до 14 м 0,75 м/с
ЭМ-4 1952—1966 Перовский машиностроительный завод до 43 м 125—160 кВт 0,75 м/с
ЭМ-5 1952—1966 Перовский машиностроительный завод до 50 м 125—160 кВт 0,75 м/с
ЭМ-5,5 1952—1966 Перовский машиностроительный завод до 55 м 125—160 кВт 0,75 м/с
ЛТ-1 1954—1959 «Красный металлист» (Ленинград) до 65 м 0,9 м/с
ЛТ-2 1954—1959 «Красный металлист» (Ленинград) 45,2—65 м 200 кВт 0,9 м/с
ЛТ-3 1959—1997 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) 25,2—45 м 125 кВт 0,9 м/с
ЛТ-4 1959—1997 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) 12,2—25 м 75 кВт 0,9 м/с
ЛП-6, ЛП-6АЛП-6К, ЛП-7К 1959—1997 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) до 6 м
1967—1991 Стахановский машиностроительный завод
ЛТ-5 1959—1997 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) 3,2—12 м 40 кВт 0,9 м/с
ЭТ-2 1978—1997 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) 45,2—65 м 200 кВт 0,94 м/с
ЭТ-3 1978—1997 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) 30—45 м 132 кВт 0,94 м/с
ЭТ-4 1978—1997 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) 15—30 м 90 кВт 0,94 м/с
ЭТ-5 1978—1997 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) 3—15 м 45 кВт 0,94 м/с
ЭТ-6 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) до 7 м 22 кВт 0,94 м/с
ЭТ-2М 1997—2003 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) 45,2—65 м
ЭТ-3М 1997—2003 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) 30—45 м
ЭТ-4М 1997—2003 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) 15—30 м
ЭТ-5М 1997—2003 Завод имени И. Е. Котлякова (Ленинград) 3—15 м
ЭТ-12, ЭТ-12П ЗАО «ЭЛЭС», ЗАО «ЛАТРЭС» (Санкт-Петербург) до 12 м
ЭТ-30 ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) до 30 м
Е25Т с 2003 ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) 3,2—25 м 30; 55 кВт
Е40Т с 2003 ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) 25—40 м 90 кВт
Е55Т с 2003 ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) 40—55 м 110; 132 кВт
Е75Т с 2003 ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) 55—75 м 160; 200 кВт
Е900Т с 2003 ЗАО «ЭЛЭС» (Санкт-Петербург) 2,5—9,6 м 7,5; 11; 15; 18,5; 22 кВт 0,5; 0,65 м/с
LE6 с 2005 ЗАО «ЛАТРЭС» (Санкт-Петербург) 1,5—9 м
ЭС04 с 2014 ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) 3—12 м 18,5; 30; 37,5 кВт 0,75 м/с
ЭС03 с 2014 ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) 3—25 м 30; 45; 55 кВт 0,75 м/с
ЭС02 с 2014 ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) 25—48 м 110 кВт 0,75 м/с
ТК65 с 2014 ЗАО «Эс-сервис» (Санкт-Петербург) 45—65 м 160 кВт 0,75 м/с
ЭТХ-3/75 с 2008 ООО «Конструктор» совместно сОАО «Кировский завод» (Санкт-Петербург) 3—75 м
2009 ThyssenKrupp Elevator 0,5; 0,65 м/с

Указанные типы эскалаторов различаются высотой подъёма и конструкций основных узлов привода, главного вала, направляющих, ходового полотна, поручневого устройства, натяжной станции, схемой электропривода.

Расчет и устройство эскалатора

Производительность эскалатора, численно равная числу пассажиров, перемещаемых в течение 1 часа работы, определяется по зависимости:

где tст — шаг ступени, м; n — число пассажиров на одной ступени; V — скорость движения полотна эскалатора, м/с; φ — коэффициент заполнения полотна: φ = 0,75÷0,8 — для пассажиропотока обычной интенсивности и φ = 1÷1,1 — в часы пик.

Хотя формула показывает прямую пропорциональность производительности от скорости, на самом деле изменение скорости приводит к изменению коэффициента заполнения полотна пассажирами. На основании опытных данных φ = 0,6 (2 — V).

Для отечественных эскалаторов угол наклона к горизонту принят равным 30°. Ширина ленточного полотна может быть равна 1000, 660 и 625 мм.

Как правило, эскалаторы работают в непрерывном режиме с большим коэффициентом использования в течение суток. Поэтому к приводу эскалатора предъявляются повышенные требования в отношении прочности и износостойкости деталей. Привод эскалатора 5 (рис. 1, а) состоит из электродвигателя, передаточного механизма, рабочих и аварийных тормозов, соединительных муфт. Свободный конец вала электродвигателя или входного вала передаточного механизма соединяется дополнительной передачей с устройством вспомогательного привода, используемого при ревизиях и ремонтах. В основу расчета привода и ходовой части эскалатора положен метод обхода трассы по участкам для случая работы эскалатора на подъем и па спуск (с нагрузкой и без нее).

Неотъемлемой частью эскалатора является поручневое устройство 3 (рис. 1, а). Поручень предоставляет собой склеенную из полос высококачественных тканевых прокладок С-образную ленту, охватывающую направляющую поручня. Поверхность ленты с наружной стороны покрыта слоем резины. На верхней (рабочей) ветви поручень движется по направляющим фасонного профиля. Ведущим блоком 4 поручневого устройства является концевой блок приводной станции, обод которого для лучшего сцепления с поручнем футеруется резиной. Натяжное устройство 6 поручня располагается на холостой ветви и состоит из неподвижной направляющей, натяжного блока, установленного на подвижной каретке, направляющей каретки и грузового натяжного устройства.

Эскалатор оборудуют рядом предохранительных устройств, останавливающих его в случае повреждения или угрозы повреждения. Эти устройства срабатывают при подъеме ступеней перед гребенками входа и выхода, обрыве или внезапной вытяжке поручня, увеличении скорости эскалатора на 25% выше номинальной и внезапном изменении направления движения, отключении питания катушек электромагнитов рабочих тормозов (см. Тормозной электромагнит) или гидротолкателей и неразмыкании тормозов при пуске.

Привод эскалатора должен быть оборудован одним или двумя одновременно и автоматически действующими рабочими тормозами нормально замкнутого типа, расположенными на входном валу редуктора, и одним или двумя также одновременно и автоматически действующими аварийными тормозами, расположенными на главном приводном валу. Рабочие тормоза должны срабатывать при отключении электродвигателя главного или вспомогательного приводов, обеспечивая замедления, не превышающие регламентированных правилами, при этом тормозная сила рассчитывается из условия удержания двойной эксплуатационной нагрузки.

Аварийные тормоза должны действовать при увеличении скорости полотна на 30% по отношению к номинальной скорости движения или при самопроизвольном изменении направления движения полотна, работающего на подъем, обеспечивая указанные замедления. Эти тормоза должны действовать автоматически при любом нарушении кинематической связи в приводе между валом двигателя и главным валом эскалатора и должны затормозить лестничное полотно при движении его на спуск.

Действительная эксплуатационная погонная нагрузка, отнесенная к 1 м длины полотна эскалатора:

где q1 — масса, приходящаяся на 1 м2 площади ступени (q1 = 325 кг/м2); А — глубина ступени; В — ширина ступени; tст — шаг ступеней; φ — коэффициент заполнения полотна.

Пусковые и тормозные характеристики эскалаторов проверяются по максимальной нагрузке:

где 1,35 — коэффициент перегрузки.

Наиболее благоприятно сказывается на ощущениях пассажиров торможение, когда замедление с начала торможения плавно возрастает, а затем постоянно и плавно убывает к концу процесса. При проектировании можно рекомендовать трапециевидную диаграмму изменения тормозного момента.