Культура, обычаи и традиции чукчей

Русская версии происхождения чукчей

Этнографы считают, что предки чукчей проживали в южных районах Центральной и Восточной Азии. Затем они переселились на континентальную Чукотку. Ближе к I тыс. н.э. племена стали вести оседлый образ жизни. В этот период выделяется два этноса – тундровый и береговой.

Тундровые чукчи постоянно соперничали за занимаемые территории с юкагирами. Из-за этого им приходилось заходить все глубже в Чукотку. Племена длительное время вели кочевой образ жизни. Сначала люди охотились на оленей, а затем стали их приручать и разводить. Именно тундровый народ именовал себя «чаучу».

Береговые чукчи имели прозвище «рамаглыт», что означает «жители побережья». Они потеснили с насиженных мест эскимосов, заставив тех уйти или принять культуру пришельцев. Береговые племена предпочитали оседлый образ жизни. Основная их деятельность – морской промысел.

Язык

Чукотский язык по своему происхождению относится к чукотско-камчатской языковой семье и входит в состав палеоазиатских языков. Близкие родственники чукотского языка — корякский, керекский, который к концу 20 века исчез, и алюторский. Типологически чукотский относится к инкорпорирующим языкам.

Чукотским пастухом по имени Теневиль в 1930-х годах была создана оригинальная идеографическая письменность (хотя на сегодняшний день точно не доказано, было ли письмо идеографическим или словесно-слоговым. Эта письменность, к сожалению, не получила широкого употребления. Чукчи с 1930-х годов пользуются алфавитом на основе кириллицы с добавлением нескольких букв. Чукотская литература в основном создается на русском языке.

Происхождение[править | править код]

Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены — адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово «чаучыва» (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским — собаководам — «анкальыт» (приморские, поморы — от «анкы» (море)). Самоназвание — «оравэльат» (люди) или «лыгъоравэльат» (настоящие люди). Соседи чукчей — юкагиры, эвены (ламуты), якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива). Тип Ч. смешанный, в общем монголоидный, но с некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; ширина скул меньше, чем у тунгусов; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; цвет лица с бронзовым оттенком; цвет тела лишен желтоватого оттенка.

Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца. Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз, находит его близкородственным не только с языком коряков и камчадалов, но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку Ч. причисляли, к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных, в очень отдаленные времена, из середины материка на северо-восточные окраины.

Свой среди чужих

Изучением Чукотки обычно занимались мужчины. Но нет правил без исключений. В 1948 году этнограф Варвара Кузнецова отправилась в экспедицию на Чукотку, чтобы собрать материал для диссертации, и прожила среди чукчей целых 3 года. Вопреки правилам, она приехала на Чукотку, не зная чукотского языка, поэтому во многом зависела от аборигенов. Кузнецова поселилась в семье председателя колхоза «Тундровик» Тым-нэнэнтына. Он был женат на Увакай, для которой это был второй брак. Первым мужем её был некий Гырголь, состоявший с Тымнэнэнтыном в групповом браке. А когда Гырголь умер, она стала женой последнего, и её дети тоже перешли в новую семью. В семье Тымнэнэнтына Кузнецова пришлась не ко двору. Кормили её плохо, часто оставляли на холоде, не помогали, когда та болела. Во время длинных кочёвок она была вынуждена передвигаться пешком. Ей приходилось расчищать от снега место для жилища и заниматься другой тяжёлой работой. Из-за того, что она постоянно жгла свечу и записывала что-то в тетрадь, её считали колдуньей: ведь, как известно, свет привлекает злых духов. Особенно этнографу доставалось от дочери Увакай — Омрувакотгаут, которую Кузнецова характеризовала так: «Груба, скупа, жадна, лжива, зла, сварлива, прожорлива, а ей всего 16 лет». Ситуация ещё больше усугубилась, когда Увакай сошла с ума и умерла. Племянник Тымнэнэнтына тогда плюнул Варваре в лицо и порвал часть её тетрадей. А вот Омрувакотгаут пыл поубавила: новая жена Тымнэнэнтына (а тот после смерти Увакай тут же вступил в брак с другой женщиной) невзлюбила её, часто била, ругала и унижала. Правда, положение Варвары, стоявшей на ещё более низкой ступени иерархии, было куда хуже. Она часто голодала. «Мне предложили рилкэрил (каша из содержимого желудка оленя, его крови и жира), но я отказалась — не могу уже есть эту горькую кашу»; «Хозяйка мне подала из полога немного рората (желудок оленя) и кусочек летнего мяса»; «Мы ели варёную волчеедину (труп оленя, недоеденного волками), а старики — хорошее мясо»; «Мне дали 150 граммов прэрэта (мяса с жиром), я съела его с жадностью»; «Страшно хотелось кушать»; «Голова болит от голода». В 1951 году Кузнецова уехала с Чукотки. Почти сразу после защиты диссертации она тяжело заболела. С каждым днём ей становилось все труднее читать, писать, формулировать мысли: судя по всему, это было органическое поражение мозга. В 1956 году она уволилась, и над её дневниками работали уже совсем другие люди. А на фотографии, сделанные ею на Чукотке, можно взглянуть и сегодня: они хранятся в Кунсткамере в Петербурге…

Цена пленников чукчей —10 оленей

Пленники для чукчей были товаром, ведь за них можно было получить выкуп. Сильный мужчина стоил дороже всего — за него брали железом или оружием. Молодая женщина оценивалась в 12 оленей, мальчик — в 10, девочка — в 30. Иногда захваченных мужчин вынуждали жениться на овдовевших чукчанках, которым в хозяйстве требовались рабочие руки. С пленными, обращёнными в рабство, чукчи не церемонились. За малейшую провинность их могли распять на земле, прибив руки и ноги колышками. Ещё их привязывали к вертелу и подвешивали над огнём. Правда, к началу XIX века чукчи стали много лучше обращаться с пленниками: детей усыновляли, а женщин брали в жены или отпускали на все четыре стороны.

Скандал на Чукотке!

Законы гостеприимства у каждого народа свои. Чукчи, например, предлагали гостям своих жён, зная, что в случае ответного визита их самих ожидает такой же горячий приём. Но русские визитёры, как правило, отнекивались от подобных знаков уважения чукчей. И правильно делали. Потому что однажды некий русский вдовец все же воспользовался правом гостя. Через некоторое время чукча оказался у него в доме и потребовал, чтобы хозяин за неимением жены предоставил ему свою домоправительницу. Случился скандал.

Метки: Россия, характер, традиция, народ, обычай, Все загадки мира, племя, север, кочевники, чукчи, олень

Конец независимости

С приходом коммунистов в 1923 году всё изменилось. В 1930 году был создан Чукотский национальный округ и началась форсированная коллективизация. Стада конфисковывали, создавая «оленеводческие колхозы», вводили прописку в поселениях. Под знаменами раскулачивания и борьбы с религиозными пережитками планомерно уничтожали шаманов, старейшин и других носителей традиций и этнического духа.

Тем не менее, воинственный дух чукчей не угасал ещё долго. В 1947 году они по старой памяти отправились через Берингов пролив — повоевать с эскимосами, чем едва не спровоцировали конфликт между СССР и США.

Окончательно же уничтожила традиционную чукотскую культуру не военная сила и не завезённые чужаками болезни — сифилис, корь и другие, а система всеобщего образования.

Каждую осень работники РОНО собирали по всей тундре детей и увозили в школы-интернаты. Вернувшиеся после учебного года дети не хотели есть традиционную чукотскую пищу, пасти оленей и привозили с собой новую систему ценностей. Служба в армии довершала дело и молодые чукчи окончательно утрачивали связь с многовековыми традициями.

Чукчи и смерть

Чукчи всегда верили, что у каждого из них есть как минимум пять жизней, поэтому не боятся смерти. Каждый после смерти стремился попасть в Мир предков, для чего нужно было либо умереть от руки врага в бою, либо от руки друга. Поэтому если чукча просил своего ближнего убить его, просьба выполнялась с легкостью. Почему не сделать другу приятное одолжение?

Это так называемая «добровольная смерть». К ней прибегали, как правило, старые люди, не имеющие возможности ухаживать за собой и не желающие быть обузой для близких, и неизлечимо больные люди.

Чукчи — хорошие воины. За каждый успех в бою на тыльную сторону правой ладони они наносили метку-тату. Чем больше меток, тем опытнее воин.

Женщины-чукчи всегда имели при себе холодное оружие, чтобы в случае нападения врага сначала убить свою семью, а потом себя.

Дальний Восток

Например, известно, что чукчи издавна жили на территории Чукотского автономного округа. Первые признаки их пребывания здесь относят к рубежу IV–III веков до н.э. Правда, есть одна тонкость – народ сформировался во внутренних районах Чукотки, где долгое время просто охотился на оленей. Климат на полуострове не менялся тысячелетиями, а экология полуострова сохранялась в первобытном виде до XVIII века, что и позволило чукчам веками жить, не меняя своих привычек. Антропологи считают, что на побережье моря чукчи вышли не так давно – в начале нашей эры («Народы и религии мира. Энциклопедия»), а оленеводами стали незадолго до появления русских, переняв этот образ жизни у своих давних врагов – коряков, аборигенов полуострова Камчатка, которые пришли в этим места из Восточной Сибири около 15 тыс. лет назад. Это было воинственное и сильное племя, прекрасно владевшее луком и стрелами. Чукч в России сейчас прживает 15 908, а коряков – 7953.
К этому же времени (XIII век до нашей эры) антропологи относят появление на территории России древнего народа айны, чье происхождение до сих пор вызывает жаркие споры ученых: одни считают, что они пришли на Дальний Восток из Полинезии, другие – что из Сибири, а третьи доказывают европейское происхождение. Айны действительно резко отличаются от монголоидных народов Востока России – они имеют густые волосы, европейские черты лица, белую кожу, а у мужчин наблюдается сильное оволосение лица и тела. Кстати, айны являются настоящими аборигенами Японии; в России айнов всего 109 человек, они живут на юге Камчатки.

Гигиена

Раньше чукчи мылись крайне редко. Дело было не в недостатке топлива и воды, просто люди искренне верили, что в процессе купания смывают здоровье и силу.

Иногда они собирали сухие веточки, разводили костер, снимали одежду и измазавшись жиром нерпы, становились возле огня. Под воздействием высокой температуры сало начинало таять и перемешивалось с грязью. Через некоторое время люди брали скребки и счищали им получившуюся массу.

В перерывах между такими «водными процедурами» для удаления загрязнений чукчи просто надевали шкуру ворсом вниз. Волосинки терлись о кожу и потихоньку чистили ее. Даже несмотря на то, что к современным чукчам также дошел технический прогресс, они по-прежнему редко моются.

По словам людей, жир, которым покрывают тело, защищает от сильных морозов. Если посвятить время водным процедурам, то можно замерзнуть за несколько минут. Из-за того, что жители Севера редко моют волосы, часто страдают от вшей. Для удаления паразитов, они периодически ополаскивают голову мочой.

Китайская версия происхождения чукчей

У китайцев есть иная версия происхождения чукчей. Специалисты из Нанкинского университета утверждают, что этот народ имеет общего предка с японцами. Изначально племена населяли территорию современной китайской провинции Юаннань. Но около 3 тыс. лет назад они разъединились. Протояпонцы заняли японский архипелаг, а проточукчи север Евразии.

В ходе борьбы за территории чукчи были вытеснены на Чукотку. Китайцы провели генетические исследования, которые показали, что около 40% японцев и чукчей имеют одного предка. Эти народы объединяет надменный характер, папиллярные узоры на руках, жестокость по отношению к соседям. Ученые склоняются к версии, что предком был именно чукча, от которого мутировали японцы.

Обороняться с помощью льда

Чукчи продемонстрировали русским некоторые приемы и методы ведения боевых действий, прежде неведомые солдатам и офицерам Европейской России. Казаки-землепроходцы и военные столкнулись с необычной тактикой оленеводов, которые защищали собственные оборонительные укрепления с помощью… льда.

Вот как А.К. Нефедкин описывает данный тактический прием в своей книге: «Для обороны могли выбирать и возвышенность, часто неприступную с трех сторон. Ее склоны и особенно дорожку наверх поливали водой, которая, замерзнув, создавала ледяной покров. Естественно, так можно было обороняться зимой».

Подняться вверх по скользкому склону крайне проблематично, а тут еще и чукчи сверху обстреливают карабкающегося к ним противника из своих луков. Если же нападающие не сдавались, кромсая лед кирками и пробиваясь вперед, то на них спускали нарты, груженые камнями. А спереди и по бокам к этим боевым нартам были приделаны острые копья и заточенные оленьи рога. Русские, не готовые к таким методам ведения войны, часто отступали, так и не взяв даже небольшой холм.

Сегодня, наблюдая за ребятишками, весело катающимися с ледяной горки на санках, сложно представить, что данная зимняя забава имеет что-то общее с русско-чукотскими войнами.

Сибирь

В Сибири самыми древним населением считаются самодийские народы, к которым относят: самоедов, ненцев, нганасан, энцев и проживающих отдельно от них сойотов (Бурятия). Эти народы сформировались на юге Сибири, создав уникальные культуры – Каракольскую (II тысячелетие до нашей эры) и Кулайскую (I тысячелетие до н.э – I тысячелетие н.э.), а затем были оттеснены тюрскими племенами на север и теперь по большей части живут на территориях Красноярского края, в Архангельской области, на Ямале и на Таймыре.
Например, уникальный самодийский народ селькупы, которых в России по переписи 2010 года осталось 3 649 человек, возник на территории современного Горного Алтая, где оставил в качестве свидетельств пребывания Пызырыкскую культуру (I тысячеление до н.э ), а затем был вытеснен хуннами на север – об этом говорят ДНК-анализ пызырыкских мумий. Кстати, именно с юга Сибири самодийские народы принесли на Ямал обычай мумифицировать покойников.
Древним аборигенным населением Сибири являются юкагиры, которые до сих пор говорят на древнем палеосибирском языке. История этого немногочисленного народа насчитывает 9 000 лет. В древние времена они жили за Енисеем и в Саянах, а во времена завоевания Сибири кочевали и охотились на землях между реками Лена и Анадырь. Сейчас на территории страны живет 1 597 юкагиров.
Очень древние корни имеют тувинцы, алтайцы, хакасы, эвенки и эвены, однако сами народы сформировались только в начале нашей эры.

Как чукчи выживают на холоде?

Главная особенность коренных жителей Чукотки заключается в том, что они не боятся холода. Посетители Севера много раз наблюдали за тем, как чукотские дети выбегали из жилищ в 50-градусный мороз и играли со снегом. Женщины могут выйти наружу с непокрытой головой и спокойно заниматься шитьем. Иногда люди настолько заняты работой, что им становится жарко и они сбрасывают с себя часть одежды. Ученым до сих пор неизвестно, с чем связана их удивительная способность легко переносить даже сильные морозы. Но однажды американские ученые обнаружили у них гены, которые позволяют клеткам выделять дополнительное тепло. Если вкратце, сначала организмы жителей Чукотки перерабатывают жирную пищу. Этот жир преобразуется в тепло, после чего организм сужает сосуды, чтобы сохранить эту энергию как можно дольше.

Чукотские дети не боятся холода так же, как и взрослые

Чукчи – потомки великого ворона

Старинное название чукчей не слишком похоже на современное. Некогда этот народ назывался «чаучау», что переводится с местного наречия как «племена, богатые оленями». На мой взгляд, это очень точное определение. На протяжении многих веков именно олени были главными кормильцами и помощниками чукчей, что использовали их как ездовых животных, делали из оленьих шкур одежду и утепление для жилища.

В древних чукотских преданиях рассказывается о том, что прародителем народа стал ворон Куркыль. Благодаря ей и многим северным животным появилась жизнь на земле. Чукчи были сотворены Куркылем первыми, а остальные народы (коряки, эвенки) появились позднее, уже в качестве помощников чукчей.

Стоянка чукчей

Культура и традиции чукчей

Чукчи очень независимый, свободолюбивый народ. Они чтут свою культуру, готовы отстаивать до конца традиции предков. У чукчей очень много праздников. Самые известные:

  • День рогов.
  • День убоя оленей.
  • Жертвоприношение звезде Альтаир.
  • Праздник кита.
  • Праздник байдарки.

Северный народ большое внимание уделяет танцам. Движениями тела они передают всю гамму чувств

Среди чукчей очень популярны подражательные танцы, копирующие движения зверей и птиц. Но также есть игровые, обрядово-ритуальные танцы.

Народ имеет богатый фольклор, мифологию. В основном это устное народное творчество. Чукчи любят рассказывать сказки, предания, которые передают их жизнь, борьбу с соседними племенами. Есть у них и музыкальные инструменты – варган и бубен. Напевы они передают из поколения в поколение.

У чукчей очень специфическое отношение к смерти. Люди верили, что у них 5 жизней, поэтому не боялись уйти в мир иной. Чтобы попасть в Мир предков, нужно было умереть от руки врага или друга. Поэтому чукчи с радостью откликались на просьбу товарища убить его. Это воспринималось как оказание помощи.

Чукчи отличаются неустойчивой психикой, чрезмерной эмоциональностью. Малейшие проблемы способны довести их до исступления. Поэтому самоубийства там частое явление. Средняя продолжительность жизни – 45 лет. В основном чукчи погибали из-за сложных условий жизни, физической немощности.

Стоит отменить дружелюбность и гостеприимность северного народа. Несмотря на экстремальные условия жизни, частый голод, они всегда протянут руку помощи. Известно, что чукчи помогали русским, разделяя с ними пищу. Но в то же время они жестко защищают свои границы, отстаивают независимость с оружием в руках.

Центральная Россия

На севере Европейской части России живет весьма древний народ коми-зыряне (228 235 человек), чья культура уходит в века. На месте поселения коми-зырян с неолита существовали сменяющие друг друга археологические культуры – это волосовская культура, приказанская, ананьинская и вымская. Самая древняя насчитывает возраст в 11 000 лет. Примерно 4 000 лет назад предки коми-зырян жили в районе устья рек Оки и Камы, а позже расселились в Прикамье и в долине реки Вычегда. Русские летописи называли народ «вычегодской пермью».
Еще один народ России связывают в ананьинской культурой (VIII—III век до н. э) – это марийцы (547 000 человек). Считается, что древний грек Геродот упоминал о них, называя фиссагетами, которые позже расселились по правому берегу Волги в долинах рек Сура и Цивиль.
Предки саамов (1 771 человек) пришли из Западной Европы примерно11 000 лет назад, генетики считают, что сам народ образовался не позднее 7 500 лет назад.
И наконец, одним из народов, давно проживающих на территории России, следует считать русских (111 016 896 человек). Правда, некоторые историки отказывают русским в этом звании, считая, что они якобы сформировались только несколько сот лет назад. Однако генетические исследования профессора Клесова позволяют в этом усомниться. Он утверждает, что возраст русского народа составляет 5 000 лет, именно тогда у русских появился особый субклад (субклад – ветвь гаплогруппы, а гаплогруппа – группа людей, имеющих одного предка) – Z280, который имеет треть русского населения.
Кроме этого не следует отвергать факты, что на территории Древней Руси тысячелетиями жило автохтонное население – предки русских, представители фатьяновской культуры, культуры шнуровой керамики (5 200 лет), которые по последним сведениями генетиков являются предками славянских племен и имеют ту же гаплогруппу, что и современные русские люди – R1a.

Жизнь

Чукчи первоначально охотились на северного оленя, постепенно они одомашнили этих животных и начали заниматься оленеводством. Олени дают чукчам мясо для пищи, шкуру для жилища и одежды, являются для них транспортом. Чукчи, которые живут у берегов рек и морей, занимаются охотой на морских обитателей. Весной и зимой они ловят тюленей и нерпу, осенью и летом — китов и моржей. Ранее для охоты чукчи использовали гарпуны с поплавком, ременные сети и копье, но уже в 20 веке научились пользоваться огнестрельным оружием. На сегодняшний день сохранилась лишь охота на птицу с помощью «бола». Рыболовство развито не у всех чукчей. Женщины с детьми собирают съедобные растения, мох и ягоды.

Чукчи в 19 веке проживали стойбищами, в которые входило 2 или 3 дома. Когда еда для оленей заканчивалась, они кочевали в другое место. В летний период некоторые жили ближе к морю.

Орудия труда были сделаны из дерева и камня, постепенно их заменили на железные. В обиходе чукчей широко используются топоры, копья, ножи. Утварь, металлические котлы и чайники, оружие сегодня используются в основном европейские. Но и по сей день в быту этого народа есть много элементов первобытной культуры: это костяные лопаты, сверла, мотыги, каменные и костяные стрелы, наконечники для копий, панцири из железных пластин и кожи, сложный лук, сделанные из костяшек пращи, каменные молотки, кожи, стебла, снаряды для добычи огня путем трения, лампы в виде плоского судна круглой формы, сделанные из мягкого камня, которые заполняли жиром тюленей.

Легкие сани чукчей тоже сохранились в первобытном виде, они оснащены подпорками дугообразной формы. Запрягают в них оленей или собак. Чукчи, жившие у моря, для охоты и передвижения по воде издавна использовали байдарки.

Приход советской власти затронул и жизнь поселений. Со временем в них появились школы, культурные учреждения и больницы. Сегодня уровень грамотности чукчей в стране находится на среднем уровне.

История чукчей

Чукчи (самоназвание — лыгъо равэтлъан) — искаженное чукотское слово «чавчу» (богатый оленями), которым русские, якуты и ламуты называют народность, проживающую на крайнем север-востоке России. Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу — «оленный человек») и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — «береговой»), живущих совместно с эскимосами.

С русскими чукчи столкнулись впервые еще в XVII столетии. В 1644 г. казак Стадухин, первый доставивший известие о них в Якутск, основал Нижнеколымский острог. Чукчи, кочевавшие в то время как на восток, так и на запад от реки Колымы, после упорной, кровопролитной борьбы окончательно покинули левый берег Колымы, оттеснив при своем отступлении эскимосское племя мамаллов с побережья Ледовитого океана к Берингову морю.

С тех пор в течение более ста лет не прекращались кровавые столкновения между русскими и чукчами, территория которых граничила по реке Колыме на западе и Анадырю на юге, со стороны Приамурского края. В 1770 г. после неудачной кампании Шестакова Анадырский острог, служивший центром борьбы русских с чукчами, был уничтожен и команда его переведена в Нижне-Колымск, после чего чукчи стали менее враждебно относиться к русским и постепенно стали вступать с ними в торговые отношения.

В 1775 г. на речке Ангарке была построена Ангарская крепостца, где, под охраной казаков, происходила ежегодная ярмарка для меновой торговли с чукчами. С 1848 года ярмарка перенесена в Анюйскую крепость (в 250 верстах от Нижне-Колымска, на берегу Малого Анюя). Сюда привозились чукчами не только обыденные продукты их собственного добывания (одежда из оленьих мехов, оленьи шкуры, живые олени, тюленьи шкуры, китовый ус, шкуры белых медведей), но и самые дорогие меха (бобров, куниц, черных лисиц, голубых песцов), которые так называемые носовые чукчи выменивали на табак у обитателей берегов Берингова моря и северо-западного побережья Америки.

К концу XVIII века территория чукчей простиралась от Омолона, Большого и Малого Анюев на западе до кочевий пенжинских и олюторских коряков на юго-востоке. Постепенно она увеличивалась, что сопровождалось выделением территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской, туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской и других. В 1897 численность Чукчей составляла примерно 11 тысяч человек. В 1930 году образовался Чукотский национальный округ, с 1977 — автономный округ. Согласно данным переписи 2002 года численность чукчей составляла 16 человек.

Жилища и одежда чукчей

Чукчи живут в ярангах. Это огромные шатры многоугольной формы. Опорой служат 3 шеста, на которые опирается свод яранга. Деревянный каркас покрывают оленьими шкурами, сшитыми в 2 полотна. Края шкур соединяются ремнями. Как покров, так и столбы укрепляются камнями и другими тяжелыми предметами. Благодаря этому яранге не страшны даже сильные порывы ветра. Шалаши обогреваются жировыми лампами. Внутри жилища очень тепло, чукчи в ярангах ходят раздетыми. Они там готовят пищу, едят, спят.

Одежду чукчи шьют из подросшего осеннего олененка. Мужчины зимой носят кафтан, меховую рубаху, двойные меховые штаны, невысокие сапоги. Женщины носят меховые комбинезоны, штаны. Летом люди одевают либо выношенную зимнюю одежду, либо наряды из оленьей замши.

Культура и религия чукчей

По своим верованиям чукчи — анимисты; они персонифицируют и обоготворяют отдельные области и явления природы (хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей), многих животных (медведя, ворону), звезды, солнце и луну, верят в сонмы злых духов, причиняющих все земные бедствия, включая болезни и смерть, имеют целый ряд регулярных праздников (осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Алтаир) и множество не регулярных (кормление огня, жертвоприношения после каждой охоты, поминки покойников, обетные служения).

Фольклор и мифология чукчей очень богаты и имеют много общего с таковыми американских народов и палеоазиатов. Язык чукчи очень богат как словами, так и формами; в нем довольно строго проведена гармония звуков. Фонетика очень трудна для европейского уха.

Главные психические черты чукчей — чрезвычайно легкая возбудимость, доходящая до исступления, склонность к убийствам и самоубийствам при малейшем поводе, любовь к независимости, настойчивость в борьбе; наряду с этим чукчи гостеприимны, обычно добродушны и охотно приходят на помощь своим соседям, даже русским, во время голодовок. Чукчи, особенно приморские, прославились своими скульптурными и резными изображениями из мамонтовой кости, поражающими своей верностью природе и смелостью поз и штрихов и напоминающими замечательные костяные изображения палеолитического периода. Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар). Кроме ритуальных танцев были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы.

Защищать глаза от солнца

Еще одна серьезная проблема, с которой столкнулись русские в тундре, связана с таким явлением, как снежная слепота. О ней подробно написали соавторы энциклопедии «Я познаю мир. Арктика и Антарктика» (Москва, 2000 г.), Алексей Бочавер и Антон Прокудин. Они отметили, что особенно сильно человеческое зрение страдает, когда в тундре начинается долгожданная весна.

«Поднявшееся высоко арктическое солнце, многократно преломляясь и отражаясь на ледяных и снежных полях, затапливает все безжалостным, ослепительным светом. Раньше, когда еще не было солнцезащитных очков, люди делали из дерева или бересты защиту для глаз, оставляя только узкую щель, чтобы в зрачок попадало поменьше света», – говорится в энциклопедии.

Если достаточно долго смотреть на слепящие лучи, то можно постепенно лишиться зрения. Поэтому чукчи с древних времен носили некое подобие солнцезащитных очков. Походный самодельный вариант действительно мог быть изготовлен из коры ближайшего дерева, но чаще всего у каждого оленевода и охотника имелась особая наглазная повязка с узкими прорезями, сделанная из дубленой оленьей шкуры. Впрочем, некоторые умельцы носили и более «продвинутую» защиту для глаз, которая изготавливалась либо из кожи и сухожилий разных животных, либо из кости и дерева.

А вглядываться вдаль без опасения повредить глаза чукчам помогал специальный козырек, который крепился к шапке. Такое нехитрое приспособление, как правило, делали из китового уса, и по форме оно сильно напоминает козырек обычной бейсболки.

Чукчи и Глобальное потепление[править]

Высокая культура оленеводства. Олень украшается цветами перед продажей.

Ещё во времена Джедаистов-Мозахистов Чукчи заметили, что у них, однако, плохо вызревает кукуруза. А так как некоторые мутировавшие олени к ней уже привыкли, то Чукчи задались вопросом сделать у себя климат как на родине основоположника Джедаизма-Мозахизма, где кукуруза вроде растёт хорошо. Мировое сообщество поздно спохватилось, какие дела начали твориться. Сначала насторожил факт исчезновения вагонов с кирпичами, отправляемых по заказу чукчей. Потом комиссия ООН обнаружила Чукчу, кидающего кирпичи в Ледовитый океан. На запросы комиссии Чукча отговорился тем, что он разрабатывает проблему кругов на воде от падения квадратных кирпичей. И только когда Гольфстрим ушёл под воду, выяснили, что подводная лодка Чукчей давно отколупывает айсберги от Ледового панциря, которые при помощи плотины из кирпичей отправляются замораживать Гольфстрим. Прогнозы показывают, что французам и испанцам придётся позабыть о своих виноградниках, а олени Чукчей будут обеспечены кукурузой.

Законы брака у чукчей

Чукчи никогда не были многочисленным народом, а потому они всячески стараются поддержать молодые семьи и детей. Даже если в семействе происходит горе, потеря кормильца, никто в поселении не оставит малышей и их мать на произвол судьбы.

Не только в старину, но и сегодня чукчи нередко заключают «групповой брак». Его суть заключается в объединении нескольких семей, что поддерживают друг друга.

Для бедняков групповой брак – превосходная возможность породниться с более богатыми и влиятельными соплеменниками. Как отмечает этнограф Владимир Богораз, в таких объединённых семьях часто происходит обмен жёнами. После вступления в групповой брак никто не придерживается ранее установленных пар супругов.

В групповом браке все дети считаются общими, что часто становится настоящим спасением для бездетных мужчин. Для чукчей рождение ребёнка – главный праздник семьи, а потому в таких объединённых семьях каждый из родителей считается его отцом или матерью. Соответственно, и о пожилых родителях повзрослевшие дети непременно позаботятся, даже если не являются их биологическими потомками.

В некоторых районах Чукотки, в зависимости от конкретного племени чукчей, существует и другая семейная традиция, от которой в шоке многие европейцы. Когда в дом приходит гость-мужчина, радушный хозяин стремиться угодить ему во всём.

Эдуард Таерагтин, Чукча, Вторая бригада Чукотка, Россия, 2012 год / Jimmy Nelson / jimmynelson.com

К угощениям и гостеприимному приёму супруг нередко добавляет и свою жену. У чукчей не просто нет ревности – напротив, близость с гостем может подарить семье детей, которым хозяин будет рад больше, чем собственным.

Причина такой «странности» заключается в необходимости «обновлять» кровь. Из-за малочисленности среди чукчей нередки близкородственные браки, в которых рождаются слабые и больные дети.

И-за этого чукотские мужчины нередко предлагают своих жён в качестве развлечения для русских путешественников или иностранцев. Как бы это шокирующе ни звучало, но ничего аморального здесь нет – только потребность народа в выживании.

Чукчи

Прошлое против настоящего

Столкновение отсталой цивилизации с современной всегда заканчивается одним из трёх исходов:

Первый — полное физическое уничтожение отсталой культуры вместе со всеми её представителями.

Второй —  ассимиляция и поглощение отставших более продвинутой культурой. При этом меняется всё — ценности, язык, технологии, образ жизни. От прежней культуры остаётся в лучшем случае фольклор, традиционные праздники и наряды.

Третий вариант — превращение отсталой культуры в паразитирующий придаток, который продолжает своё существование благодаря подачкам, пособиям или туризму.

Встречаются разные сочетания этих вариантов, но принципиально других возможностей для недоразвитых цивилизаций просто не существует.