Особое мнение Ричарда Фейнмана по гибели шаттла «Челленджер»

Напомним события катастрофы шаттла «Челленджер» в 1986 году

Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический корабль «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L взорвался на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Шаттл разрушился в 11:39 EST (16:39 UTC, 19:39 MSK) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США.

Разрушение летательного аппарата было вызвано повреждением уплотнительного кольца правого твердотопливного ускорителя при старте. Повреждение кольца стало причиной прогорания отверстия в боку ускорителя, из которого в сторону внешнего топливного бака била реактивная струя. Это привело к разрушению хвостового крепления правого твердотопливного ускорителя и несущих структур внешнего топливного бака. Элементы комплекса стали смещаться относительно друг друга, что привело к его разрушению в результате действия нештатных аэродинамических нагрузок.

Вопреки распространенному заблуждению, мгновенного взрыва всего топлива не произошло: горение компонентов топлива происходило в основном после полного разрушения бака и самого корабля. Боковые ускорители уцелели и некоторое время летали вокруг, пока не были уничтожены командой с Земли. Кабина экипажа, более прочная, чем орбитальный модуль в целом, также осталась целой, но, скорее всего, разгерметизировалась. Обломки челнока упали в Атлантический океан.

В результате поисково-спасательной операции, со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Хотя точное время гибели экипажа неизвестно, выяснилось, что некоторые его члены (как минимум Онидзука и Резник) пережили разрушение орбитера и были в сознании — ими были включены персональные приборы подачи воздуха. (Также был включен прибор пилота Майкла Смита, но это мог сделать кто-либо из двух вышеупомянутых астронавтов.) Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то при разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание.

«Шаттлы» тогда не имели системы аварийного покидания, которой они были оборудованы лишь после этой катастрофы, и шансов на спасение у экипажа не было (следует отметить, что разработанная и использовавшаяся позже система аварийного спасения всё равно не смогла бы обеспечить выживание экипажа в условиях такой катастрофы — она предусматривала лишь возможность поочерёдного покидания экипажем челнока, находящегося в устойчивом горизонтальном полете). Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 км/ч, когда перегрузка достигла 200 g.

https://vk.com/video_ext.php

https://vk.com/video_ext.php

Те, кто в 1986 году наблюдал на телеэкранах катастрофу американского шаттла «Челленджер» с 7 астронавтами на борту, наверняка, прекрасно помнят эти кадры, заставившие весь мир замереть от ужаса. В те годы никто даже представить себе не мог, что подобная катастрофа может быть всего лишь хорошо срежиссированным шоу. Однако, в наши дни подобные предположения уже не кажутся такими уж невероятными. Особенно, после событий 11 сентября 2001 года.

Так что же в действительности произошло с «Челленджером»? Этот вопрос более чем уместен, так как есть прямые свидетельства, указывающие на то, что астронавты, якобы трагически погибшие в тот роковой день, до сих пор живы.

В это трудно поверить, так как трагедий произошла в прямом эфире, на глазах всего мира. Именно в этом запуске американцы были уверены на 300%, и, именно его было принято решение (на самом высоком уровне) транслировать по всему миру.

Этому событию посвящены книги, пространные статьи в центральных журналах, газетах. В Википедии статья о Челленджере одна из самых подробных, пресыщена абсолютно бессвязными бездоказательными свидетельствами, рассчитанными на то, что бы легко и в непринужденной форме, убедить, неприхотливую американскую публику в том, что то что они видели на своих экранах, и есть правда.

А что же было на самом деле? Взорвался ли шаттл? Да, взорвался. Погибли ли люди? Нет не погибли. 6 из 7 до сих пор живут и здравствуют, абсолютно не скрываясь от фотокамер, продолжая свою нормальную жизнь.

Давайте поподробнее.

MICHAEL J. SMITH

Этот классный парень даже не стал менять свое имя, и паспортные данные. Работает преподавателем в университете University of Wisconsin, Madisoн.

[править] Экипаж челнока «Челленджер»

Астронавты в хорошем настроении, все уверены в успехе.

Командир экипажа Фрэнсис «Дик» Р. Скоби, 46 лет, (англ. Francis «Dick» R. Scobee). Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Второй пилот Майкл Дж. Смит, 40 лет, (англ. Michael J. Smith). Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

Эллисон С. Онидзука, 39 лет, (англ. Ellison S. Onizuka). Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Джудит А. Резник, 36 лет, (англ. Judith A. Resnik). Инженер и астронавт NASA.

Роналд Э. МакНейр, 35 лет, (англ. Ronald E. McNair). Физик, астронавт NASA.

Грегори Б. Джарвис, 41 год, (англ. Gregory B. Jarvis). Инженер и астронавт NASA.

Шэрон Криста Корриган Маколифф, 37 лет, (англ. Sharon Christa Corrigan McAuliffe).

Ответ Советов


Стартовая платформа на мысе Канаверал

В то время отношения между США и СССР были не самыми лучшими. Поэтому власти Америки ожидали, что советские СМИ будут злорадствовать, а политики Советов указывать на слабость и несостоятельность американской космической программы. Однако журналисты, работавшие в странах соцлагеря, увидели противоположную картину: люди были ошеломлены тем, что в такой развитой стране, как США, в шаттлах не было системы катапультирования. По всему СССР люди выражали свои соболезнования Америке, а советские космонавты создали видеозапись со звуковым рядом оркестра Гленна Миллера и послали её напрямую в NASA.

И это странно: в 2016 году представители Роскосмоса промолчали, не высказав ни одной фразы о катастрофе, которая произошла ровно 30 лет назад. Американские эксперты считают, что это не забывчивость, а сознательное игнорирование из-за всех последних событий.

Когда начальство вышло из строя

Фатальным фактором для старта стала температура воздуха: в тот январский день было холодно, около 1–2 °С ниже нуля. Проектировщики из Thiokol предупредили НАСА о том, что нельзя запускать шаттл при температуре ниже 11 °С — это была самая низкая из температур предыдущих запусков. Но менеджеры НАСА ответили, что доказательств недостаточно и полет отменить нельзя. Фейнман передает слова инженера Thiokol Макдональда на совещании перед стартом: «Если с этим полетом что-то случится, я не хочу стоять перед коллегией следователей и говорить, что я пошел напролом и сказал им махнуть на все рукой и запускать эту штуковину даже за пределами допустимых условий». По словам Фейнмана, вся комиссия была шокирована этой историей: «Дело было не просто в том, что из строя вышли уплотнения, а в том, что из строя вышел кое-кто из начальства».

«Челленджер» был одним из 135 запусков НАСА системы «Спейс шаттл». После аварии конструкция многоразового корабля была значительно усовершенствована, но системные ошибки принятия решений не были устранены. Это привело ко второй аналогичной трагедии, тоже в зимнее время: 1 февраля 2003 года потерпел крушение при возвращении многоразовый космический корабль «Колумбия», и снова погибли семь астронавтов. Как показало расследование, несколько плиток теплозащитного покрытия были повреждены еще при взлете оторвавшимся от внешнего топливного бака куском изоляционной пены, в трещины ворвались раскаленные газы и корабль разрушился. Ежегодно в конце января в США отмечается День памяти погибших астронавтов.

Спустя три десятилетия после крушения «Челленджера» каналу National Geographic Channel удалось разыскать неизвестную ранее пленку, на которой первый американский астронавт и сенатор Джон Гленн говорит вице-президенту США Джорджу Бушу-старшему о том, что человеческие потери при освоении космоса неизбежны. «В действительности, если говорить начистоту и быть честным перед самим собой, даже в самых дерзких мечтах я никогда не ожидал, что мы продвинемся так далеко, не потеряв ни одного человека. Мы подошли к черте, когда что-то может произойти. У нас произошла трагедия, сопутствующая нашим успехам. И я полагаю, что такова история всего человечества» — эти слова сказаны в день аварии, 28 января 1986 года.

«Союз-1»

Запуск корабля новой серии пилотируемых аппаратов «Союз» закончился первой в мире космической трагедией. Экипаж состоял из одного человека, Владимира Комарова. Интересно, что его дублером на этой миссии был Юрий Гагарин.

«Союз-1» не подготовили должным образом к полету. Перед началом миссии инженеры провели три беспилотных запуска для испытаний аппарата. Все они закончились неудачно. Было отмечено порядка двухсот недоработок в конструкции «Союза-1», которые перекочевали в финальную модель.

Однако руководство СССР настаивало на скорейшем запуске корабля. Американцы с марта 1965 по ноябрь 1966 года провели десять пилотируемых полетов, а также готовились к лунной миссии. При этом советские аппараты уже два года не поднимались в космос. Таким образом, несмотря на массу недоработок и отсутствие успешных испытаний, Комаров полетел на «Союзе-1».

После выхода на орбиту не раскрылась одна из двух солнечных панелей. Руководство на земле решило досрочно прекратить полет и приказало Комарову возвращаться на Землю. На высоте семи километров у «Союза-1» не сработал основной парашют. Запасной вышел, когда до поверхности планеты оставалось полтора километра. Но из-за спутавшихся строп купол не раскрылся, космический аппарат врезался в землю со скоростью 50 м/с.

От удара, после которого Комаров мгновенно погиб, загорелись емкости с пероксидом водорода. «Союз-1» почти целиком сгорел. Это первый в истории случай гибели космонавта.

SHARON («CHRISTA») MC AULIFFE

Прошло чуть менее чем 30 лет с момента трагедии. Следов 7-ого астронавта пока не нашли. На момент полета ему было 42 года, сейчас бы было 71. Вполне возможно, что он умер своей смертью. Вполне возможно, что он один из всей команды, которому не пришлось по душе вранье всему миру, вполне возможно, что он не смог с этим дальше жить. И его, как и братьев Кеннеди, как Линкольна, просто убрали. В Америке с этим все очень просто.

Остается главный вопрос, зачем нужно было устраивать этот театр?

Подсказкой может послужить заявление «вдовы» Ричарда Скоби, в котором прозвучало сравнение катастрофы «Челленджера» с убийством Кеннеди и терактом 11 сентября. Маловероятно, что Джун Скоби Роджерс не в курсе судьбы своего супруга. Тем более, что и их сын тоже замешан в другой «национальной катастрофе»…

Можно только догадываться какие еще мистификации подобные катастрофе «Челленжера» или взрыва нью-йоркских небоскребов нас ожидают в будущем, когда для этого будет гораздо больше технических возможностей…источник

Рекомендуем посмотреть х\ф «Козерог -1» в котором была показана похожая мистификация.

https://vk.com/video_ext.php

По теме:

RICHARD «DICK» SCOBEE

Тоже не стал возиться с документами, и живет под своим именем. Работает шефом одной серьезной компании. Кстати, его сын отвечал за перехват якобы самолетов террористов, которые протаранили торговые центры в Нью-Йорке.

Двое других живых астронавтов, не такие смелые, как их вышеупомянутые коллеги, выдают себя за братьев близнецов. Довольно неожиданно, что у двоих астронавтов оказались братья близнецы. У меня лично, за всю жизнь, никогда не встречалось такого, что бы в одной небольшой группе людей, встретилось 2 человека с близнецами братьями. Документы НАСА подделать не сложно. Подделали ли же Обаме свидетельство о рождении, подтверждающее, что он американец. А вот этим двум проблем тем более не составило.

Холод + резиновые кольца = взрыв

Подсказкой стали разговоры с инженерами и другими свидетелями — Фейнман играл роль наивного и добродушного собеседника, и инженеры сами рассказывали ему о неполадках шаттла. «Инженеры рассказали мне, насколько изменяется давление в твердотопливных ракетах-носителях во время полета, — писал Фейнман. — У двигателей было немало проблем, особенно трещины, возникающие на лопатках турбины. Инженеры рассказали мне, что люди, работающие над двигателями, во время каждого полета скрещивали пальцы и в момент взрыва шаттла они были убеждены, что взорвались именно двигатели».

Но главной проблемой «Челленджера» стал не двигатель, а уплотнительные кольца, сделанные из резины. Они находились в местах соединения сегментов ускорителя и должны были быть герметичны при старте.

«В случае с шаттлом зазор расширяется по мере нарастания давления в ракете. И чтобы не нарушилось уплотнение, резина должна расширяться достаточно быстро, чтобы закрыть зазор, так что при запуске ракеты зазор долю секунды остается открытым. Таким образом, эластичность резины становится совершенно необходимым условием для данной конструкции», — поясняет Фейнман.

Главную подсказку физик-теоретик Фейнман получил от генерала Кутина. Это был вопрос: «Каким образом холод влияет на кольца?» Тот тут же ответил: «Из-за холода кольца становятся жесткими». Это стало началом эксперимента, который впоследствии тиражировала пресса. Ученый купил резину, раздобыл зажим, плоскогубцы, стакан воды со льдом и провел опыт прямо на пресс-конференции, спросив у собравшихся: «Если бы кольцо утратило свою эластичность на одну или на две секунды, этого было бы достаточно для возникновения очень опасной ситуации?» Он достал резину, поместил в зажим и на некоторое время опустил в воду со льдом. Затем достал зажим из стакана, поднял вверх и разжал со словами: «Я обнаружил, что при раскрытии зажима резина не принимает прежнюю форму. Другими словами, в течение более чем нескольких секунд этот материал не обладает эластичностью, когда находится при температуре в 32 °F. Я полагаю, что это имеет некоторое значение для нашей проблемы».

Последний полет шаттла

Проблемы у «Колумбии» начались уже на взлете — 16 января 2003 года. Примерно на 82 секунде после старта от левого обтекателя крепления шаттла к внешнему баку отделился кусок изоляции, который с силой ударил по углепластиковой панели левого крыла «Колумбии». Позже было рассчитано, что подобный удар мог оставить после себя пробоину диаметром 15−25 см.

Вот как могла выглядеть пробитая панель из укрепленного углепластика на крыле «Колумбии». Результат получен в результате натурных испытаний, прошедших после трагедии.

1 февраля 2003 года в 08:15:30 (Североамериканское восточное время) «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок вошел в плотные слои атмосферы, именно тогда передняя кромка левого крыла стала нагреваться значительно сильнее, чем это было в прошлые полеты шаттла.

В 08:50:53 начался 10-минутный период, во время которого корпус корабля подвергается наиболее тяжелым тепловым нагрузкам, а уже в 08:53:46 от крыла начали отваливаться обломки.

В 08:59:32 с борта было отправлено последнее, оборванное сообщение командира корабля: «Roger, uh, bu…». Это была последняя связь с «Колумбией».

К 09:00:18, по данным любительской видеосъемки, челнок уже разваливался на множество обломков. Тогда же кадры разрушения шаттла в прямом эфире показал один из телеканалов в Хьюстоне (Техас). И они тотчас же разлетелись по миру. Вот как выглядел сюжет о трагедии на российском телеканале:

Кадры разрушения челнока были также сняты камерой вертолета AH-64 Apache:

Это был последний из 28 полетов «Колумбии», которые шаттл сделал с 12 апреля 1981 года. Но не единственный трагический инцидент в космосе.

[править] Расследование

Поисковая операция

Поисковая операция началась через 7 дней после аварии. 7 марта сообщено об обнаружении кабины с телами членов экипажа, однако никаких фото-видеоматериалов с останками не было опубликовано. Поэтому существует (не признанная официально) версия о том, что экипаж не погиб.

Официальное расследование

Для расследования инцидента была собрана Комиссия под руководством бывшего госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса, которая пришла к выводу, что

В момент катастрофы экипажа в шаттле не было

Поскольку у НАСА в настоящее время нет своего достаточно мощного двигателя для запуска людей в космос, оно закупает двигатели в России.

В 1986 году НАСА двигатели в России не покупало, и сторонники версии о том, что экипаж шаттла не погиб, утверждают, что НАСА вынуждено было запускать на орбиту облегчённые ракеты без экипажа.

Немецкие журналисты с Klagemauer TV утверждают, что им удалось разыскать шесть из семи астронавтов с погибшего шаттла (16.08.2016).

Как это было

С этого запуска должна была начаться история космического туризма: впервые на борту оказался гражданский человек — школьная учительница Криста Маколифф, победившая в конкурсном отборе. Пять месяцев она готовилась к полету наравне с астронавтами и собиралась провести первый в истории «урок в космосе». Благодаря пиару она стала чуть ли не национальным героем еще до старта, и потому для американцев это был самый ожидаемый космический полет со времен «Аполлона». Прощание с астронавтами, взволнованные лица родственников на старте, их минутное ликование, а затем шок, ужас, отчаяние, горе и страх — все это подробно транслировалось по телевидению.

Всего 73 секунды продлился полет шаттла, после чего последовал взрыв внешнего топливного бака и из облака дыма и пламени посыпались обломки — они падали прямо в Атлантический океан. Кабина экипажа не разрушилась, но рухнула с высоты 19 км и ударилась о воду со скоростью 320 км/ч, что не оставило никаких шансов на выживание астронавтам. Как будет установлено позже, трое из семерых членов команды оставались в сознании после взрыва — они успели активировать аварийную подачу кислорода. Зрители видели, как медленно приземляется парашют, и надеялись на чудо, но он служил не для спасения людей, а был прикреплен к носовой части одного из ускорителей. Тела астронавтов нашли в океане лишь неделю спустя. Как показал опрос, крушение «Челленджера» вызвало небывалый общественный резонанс, сравнимый разве что с убийством Джона Кеннеди и смертью Франклина Рузвельта. Президент США Рональд Рейган выступил с соболезнованиями и обращением к нации.

Стоимость челнока оценивалась в $1,2 млрд, еще $100 млн были потрачены на поиски его обломков, которые продолжались семь месяцев. Для расследования причин аварии была создана комиссия под руководством бывшего госсекретаря США Уильяма Пирса Роджерса. В нее вошли первый человек на Луне Нил Армстронг, первая женщина-астронавт Салли Райд, ведущие инженеры и ученые, но главную роль в расследовании сыграл нобелевский лауреат по физике Ричард Фейнман — он подробно описал процесс сбора информации в книге «Какое тебе дело до того, что думают другие?».

Жертвы и роковое 24 октября

Спасатели за считанные минуты прибыли на аварийную площадку Байконура. Людей, охваченных пламенем, они тушили песком — под руками больше ничего не было. Непосредственно после выгорания ракетного топлива пожар продолжался еще около двух часов. Выгорело практически все оборудование — агрегаты, кабельные коммуникации. В течение ночи на космодроме были развернуты госпитальные лагеря.

Согласно официальной версии в катастрофе на космодроме Байконур 24 октября 1960 года погибло 78 человек. Неофициальные источники располагают данными о 126 погибших. Таково уточненное количество жертв с учетом погибших от осложнений, полученных от пожара и отравления азотной кислотой.

В катастрофе погибли те, кто непосредственно осуществлял, отвечал или курировал испытание ракеты Р-16.

Невосполнимой утратой была гибель Главнокомандующего РВСН, главного маршала артиллерии М.И.Неделина. Его обгоревшие останки опознали только благодаря оплавленной звезде Героя Советского Союза. На Байконуре в братской могиле похоронены 54 человека — технический персонал, военнослужащие, находящиеся в эпицентре катастрофы. Оцинкованные гробы с останками погибших из руководящего состава РВСН СССР были отправлены на их Родину. Урна с прахом М.И. Неделина была размещена в Кремлевской стене.

Спустя несколько месяцев, учтя все ошибки неудачного первого старта, был проведен успешный пуск второй ракеты Р-16. 2 февраля 1961-го на Байконуре праздновали первую победу — осенью того же года МБР Р-16 приняли на вооружение. Ракетчики были воодушевлены новыми планами, и казалось, что авария 24 октября 1960-го стала  немного забываться. Однако спустя три года, день в день, после очередного испытания Р-9А, в пусковой установке произошёл пожар. Снова не обошлось без человеческих жертв — восемь военнослужащих сгорели заживо.

С тех пор 24 октября на Байконуре не проводятся никакие работы, связанные с ракетно-космической техникой. Ни одно даже самое безобидное испытание не планируется на эту зловещую дату. Этот день навсегда остался днем памяти. Его ракетчики проводят у братской могилы тех, кто сгорел во время первой катастрофы на Байконуре.

«Союз-11»

Спустя четыре года и несколько удачных миссий аппаратов серии «Союз» произошла еще одна авария, в которой погиб весь экипаж — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

«Союз-11» стартовал в 1971 году. Корабль должен был состыковаться со станцией «Салют-1» и провести научные эксперименты. Добравшись до станции, космонавты увидели сильное задымление воздуха. Экипаж провел сутки в летательном аппарате, ожидая, пока отремонтированная ими система вентиляции очистит воздух.

Далее работа проходила в штатном режиме, пока на одиннадцатом дне миссии не начался пожар. Миссию было решено свернуть досрочно. После закрытия люка на «Союзе-11» продолжала гореть лампочка, предупреждающая о незакрытом люке. В центре управления полетами сказали, что неисправен сам датчик. Космонавты начали готовиться к спуску на Землю.

Вскоре пропала связь с экипажем. Посадка «Союза-11» проходила в автоматическом режиме: парашют раскрылся, приземление прошло успешно, однако космонавты на связь не выходили. Встречающая группа спасателей открыла люк и поняла, что спасать некого — экипаж погиб.

Было установлено, что нарушенная герметичность кабины из-за неисправного клапана вентиляции привела к резкому снижению давления. Экипаж заметил угрозу, но не хватило времени на устранение проблемы, к тому же им мешал попавший в кабину туман. Космонавты погибли от декомпрессии.

Выводы

Консервативные критерии сертификации позволяют гарантировать высокую безопасность полётов, но в то же время негативно влияют на график запусков и программы в целом. Вследствие этого с помощью, на первый взгляд, логичных аргументов эти критерии плавно изменяются так, чтобы полеты все еще могли быть сертифицированы в срок, но в результате полеты совершаются в относительно небезопасной конфигурации, с вероятностью отказа порядка 1 процента (трудно сказать точнее).

Официальное руководство, с другой стороны, утверждает, что вероятность катастрофы в тысячу раз меньше. Возможно, за этим стоит желание заверить правительство в успехе NASA, чтобы гарантировать дальнейшее финансирование; либо руководство искренне верит в эти цифры, демонстрируя почти невероятное отсутствие коммуникаций между менеджерами и инженерами.

В любом случае, было огромной ошибкой побудить непрофессионалов (имеется в виду прежде всего победительница конкурса «Учитель в космосе» и член экипажа «Челленджера» Криста МакОлифф — прим. перев.) лететь на такой опасной машине, как если бы она достигла уровня безопасности обычного авиалайнера. Астронавты, как и летчики-испытатели, трезво оценивают свой риск, и мы чтим их мужество. Похоже, Криста МакОлифф была также человеком большого мужества, и она была гораздо ближе к пониманию истинной степени риска, чем руководство НАСА хотело бы заставить нас поверить.

Нужно убедиться, что официальные лица НАСА не оторваны от реальности, достаточно хорошо понимают технологические недостатки и активно пытаются их устранить. Они должны трезво сравнивать стоимость и полезность «Шаттла» с другими способами выхода в космос, и максимально реалистично подходить к заключению контрактов, оценке затрат и сложности проектов. Следует рассматривать только реалистичные расписания полетов, которые имеют разумные шансы быть выполненными без компромиссов с безопасностью. Если в такой ситуации правительство их не поддержит — пусть. НАСА обязано быть откровенным, честным и информативным перед гражданами, у которых оно просит поддержки, чтобы эти граждане могли принимать мудрые решения по использованию своих ограниченных ресурсов.

Для успеха технологии реальность намного важнее пиара, ведь природу не обманешь.