Бакунин, михаил александрович (русский бунт)

Анархизм и марксизм о государстве

Оба эти течения поднимали похожие проблемы в своих идеях, но относились они к ним по-разному. Так, сущность государства для анархистов заключалась в том, что оно выступает в качестве аппарата насилия и орудием угнетения народа. В свою очередь в марксизме, государство – это аппарат насилия, орудие господствующих классов для угнетения эксплуатируемых.

В анархизме принято считать, что государство существует не вечно, поскольку, по мнению приверженцев течения, оно появляется на конкретной стадии развития общества. Последователи марксизма также считали, что государство не вечно, но придерживались мнения, что оно появляется в момент возникновения классов и антагонистических формаций, имеется в виду рабовладельческой, феодальной и капиталистической.

Исчезновение государства в идеях анархистов должно было произойти на высшей стадии развития, на которой государство уже не нужно, потому что на этом этапе люди заинтересованы во взаимопомощи. В свою очередь марксисты, считали, что государство исчезнет на низшей стадии коммунистической формации – при социализме – государство остаётся, но в другой форме, а вот коммунизм позволит ему исчезнуть.

Относительно способа ликвидации государства анархисты высказывались в сторону насильственного уничтожения, а марксисты говорили о том, что государство само ликвидируется по мере того, его функции будут делегированы органам самоуправления.

В качестве предпосылок для исчезновения государства анархисты рассматривают понимание исторически преходящего характера государства, а также его негативной сущности. Марксисты, напротив, говорили о том, что достижение высокого уровня производительных сил и установление коммунистических производственных отношений станут приметой того, что государство скоро исчезнет.

Личная жизнь[править | править код]

В 1862 году А. К. Бакунина при помощи родственников мужа и друга семьи И. С. Тургенева выехала из России. Имела долголетнюю связь с неаполитанским адвокатом К. Гамбуцци, который был настоящим отцом её троих детей, а после смерти Бакунина женился на ней. Однако имеющая широкое хождение в литературе с лёгкой руки М. Н. Каткова версия о неспособности Бакунина иметь детей неправдоподобна. Сгоряча брошенное Катковым в его ссоре с Бакуниным слово «скопец» было на самом деле его традиционным ругательством. Несостоятельны и основанные на подобных фактах фрейдистские версии биографии Бакунина, как, например, вышедшая в 1934 году в Белграде («Комплекс Эдипа и судьба Михаила Бакунина»). В сибирский период жизни у Бакунина родился внебрачный сын, который затем воспитывался в Премухине.

На Острове[]

Михаил был за главного у Других на станции связи «Пламя». Он описал себя как того, кто хочет работать совершенно один, словно хранитель маяка, и работа на этой станции предоставляла ему такую возможность. На станции он носил униформу Проекта Дхарма и был вооружён.

День 1

Когда Бен подошёл к станции «Пламя» в день авиакатастрофы, он был очень осторожен. Кажется он беспокоился, что Михаил может ненароком кого-нибудь пристрелить или ранить без предупреждения.Во время аварии рейса 815 Бен послал к станции Джульет, где Михаил уже включил новости об исчезновении самолета и начал собирать информацию обо всех на борту. По запросу Бена, он открыл видео с Ричардом Алпертом в Майами вне Острова, показав Джульет, что её сестра Рейчел и племянник живы и здоровы, а затем обрубил передачу, когда его попросил Бен. («Одна из нас»)

День 72-91 (3 сезон)

Михаил Бакунин в мониторе на станции Жемчужина

Когда Локк, Саид, Десмонд, Никки и Пауло посетил станцию Жемчужина, Саид смог отремонтировать камеру видеонаблюдения. Появился Михаил, одетый в униформу DHARMA Initiative и с глазной повязкой. Он посмотрел прямо в камеру, положил руку на объектив камеры, после чего сигнал был потерян. Локк прокомментировал это: «Я думаю, теперь он знает про нас». («Цена жизни»)

Михаил сдаётся

Двигаясь по координатам, которые были обнаружены на посохе мистера Эко; Кейт, Локк, Саид и Даниэль наткнулись на станцию «Пламя». Даниэль утверждает, что она никогда не была там раньше, а затем извинилась перед группой, сказав, что ей удалось выжить так долго именно потому, что избегала контакта с другими людьми на острове. Группа наблюдала, как Михаил занимался делами вне станции. Оказалось, что он был единственным обитателем станции. Саид решил идти без оружия, подняв руки вверх и двинулся в направлении станции, но Михаил выстрелил ему в плечо из винтовки. Локк и Кейт ворвались на станцию и захватили Михаила. Во время допроса Михаил представился как «последний выживший член Дхарма», рассказал, что Другие «враждебные». Бакунин также поведал о том, что пережил войну между членами проекта ДХАРМА и Другими, более известную как «Чистка». Михаил утверждал, что уже очень долго живёт на острове. (Примечание: Позже, Михаил показал, что он никогда не был членом Дхарма, но был одним из Других.) Также на станции была пишущая машина на русском языке и документы.Текст содержит русское имя «Андрей» и рукописную заметку красным на полях: «Меня зовут Андрей». («Введите 77»)

Выжившие смогли раскусить легенду Михаила. Они догадались, что Бакунин является одним из Других. Саид и Кейт связали его, и пошли в подвал станции, оставив Михаила под присмотром Локка. Но Бакунин смог освободиться, после чего взял Локка в заложники.

Бакунин удерживает Локка, требуя отпустить Беа Клю

Михаил требует отпустить беа Клю но выжившие не отдают ее после чего он убивает Клю.после чего его берут в плен и он просит Саида убить его но тот оставляет его в живых.на утро он вступает в спор с выжившими где он доказывает что знает их имена и не только. У забора Локк хватает его и бросает за ограждение и Михаил чуть не погибает от излучения но остается в живых благодаря тому что
Излучение оказывается не на смертельном уровне после этого он встречает в джунглях Дезмонда и его друзей после чего его берут в плен и он помогает Наоми после чего пытается украсть рацию но его останавливает чжин

«Революционный катехизис» М. Бакунина

Основные положения этого произведения:

  • Отрицание Бога.
  • Человеческий разум признается единствен­ным критерием истины.  Почитание человечества должно заменить культ божества.
  • Свобода индивида может быть осуществлена лишь в равенстве всех. Осуществление свободы в равенстве есть справедливость.
  • Вся политическая и эко­номическая организация в целом не должна, как в наши дни, исходить сверху вниз, от центра к периферии по прин­ципу единства, а снизу вверх, от периферии к центру, по принципу свободного объединения и федерации.
  • Упразднение всякой офи­циальной — охраняемой и оплачиваемой государством — церкви. Абсолютная свобода совести и культуры с неог­раниченным правом для каждого строить храмы своим богам и оплачивать свое духовенство.
  • Абсолютная свобода каждого индиви­да, признание политических прав лишь за теми, кто жи­вет собственным трудом, при условии, что они уважают свободу других.
  • Всеобщее право голоса, безграничная сво­бода печати, пропаганды, слова и собраний (как для част­ных, так и для общественных собраний).
  • Нация должна представлять лишь федерацию провинций, жела­ющих добровольно к ней принадлежать.
  • Отмена права наследова­ния. Фонд общественного воспитания один будет иметь право наследовать, ибо на нем будет лежать обязанность содержания, надзора, воспитания и обучения детей, от их рождения до совершеннолетия.
  • Равенство мужчины и женщины во всех политических и социальных правах.
  • Упразднение легаль­ной семьи, основанной на гражданском праве и имущест­ве.
  • Свободный брак. Дети не принадлежат ни родителям, ни обществу. Верховная опека над детьми, их воспитание и обучение принадлежат обществу.
  • Школа заменит цер­ковь. Ее задача — создать свободного человека.
  • Уничто­жение института тюрем и палача. Уважение к старикам, неспособным к труду, и больным и забота о них.
  • Основное убеж­дение заключается в том, что так как свобода всех наро­дов солидарна, то и отдельные революции в отдельных странах должны тоже быть солидарны; что отныне в Ев­ропе и во всем цивилизованном мире нет больше рево­люции, а существует лишь одна всеобщая революция, точ­но так же как существует лишь единая европейская и мировая реакция.

Для реализации идеи свободы и разрушения всех авторитетов Бакунин предлагал создать строго централизованную, дисциплинированную авторитетную революционную организацию, чья деятельность покрыта тайной. Этой работой Бакунин занимается в течение 1865-1867 гг., и вот осенью 1868 г. создается  «Альянс социалистической демократии» под руководством Бакунина —  малочисленная, но энергичная полутайная организация, имевшая свои секции в Швейцарии, Испании, Италии и Франции. В 1869 г. эта организация вливается в состав Интернационала.

В это время в поле его зрения появляется фигура С. Нечаева, который убедил Бакунина в том, что в России существует мощная революционная организация.

Бакунин безоглядно сделал ставку на Нечаева, которого мысленно уже представлял руководителем русской ветви своей организации. От Бакунина Нечаев получил авторитетный в глазах русской радикальной молодежи документ о его принадлежности к «Европейскому революционному союзу» за подписью М. Бакунина, деньги, поддержку и программное обеспечение. Бакуниным, Огаревым и Нечаевым были опубликованы  листовки, брошюры, статьи, призывавшие к немедленной революции, к движению в народ, к организации бунтов и т. д. И только после процесса над нечаевцами Бакунин поймет, с кем он связался, но будет уже поздно. Его изгоняют из Интернационала, а его имя навсегда связывается с именем Нечаева. Ф. Энгельс пишет: «…бакунисты дали нам в Испании неподражаемый образчик того, как НЕ следует делать революцию».

В своих работах «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871 г.) и «Государственность и анархия» (1873 г.)  М. А. Бакунин критикует теорию марксизма: «Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие ради пользы науки делают теперь над кроликами, кошками и собаками». В этом он был прав. Его же идеей было: «Свобода может быть создана только свободою, т. е. всенародным бунтом и вольною организациею рабочих масс снизу вверх».

Увлечение идеями классической философии

Здесь он увлекся  идеями немецкой классической философии, но, будучи романтиком, идеи Шеллинга, Гегеля и Фихте интерпретировал в романтическом духе. Он сблизился с Герценом и Белинским, которые, как и он, входили в кружок Станкевича.

Николай Владимирович Станкевич – русский философ, выпускник Московского университета. Он одним из первых организовал в России кружок, где обсуждались философские проблемы, в частности, немецкий  идеализм, поскольку Станкевич был увлечен учением этого немецкого философа, хотя до конца так и не стал истинным гегельянцем, в то же время был сторонником гегелевской философии истории.

В этот период времени его друзьями становятся также В. Боткин, М. Катков, Т. Грановский, но со многими у Бакунина складываются непростые отношения. Во многом это было связано с особенностями его характера, о котором Белинский писал так: «Всегда признавал и теперь признаю я в тебе благородную львиную природу, дух могучий и глубокий, необыкновенное движение духа, превосходные дарования, бесконечные чувства, огромный ум, но в то же время признавал и признаю чудовищное самолюбие, мелкость в отношении к друзьям, ребячество, леность, недостаток задушевности и нежности, высокое мнение о себе насчет других, желание покорять, властвовать, охоту говорить другим правду и отвращение слушать ее от других».

Бакунин решает уехать в Германию, чтобы глубже изучить немецкую философию и жизнь, но как-то незаметно для себя переходит с философской позиции к политике. У него постепенно меняется круг друзей, в который уже входят лидер левых гегельянцев А. Руге, поэт-демократ Г. Гервег,  композитор Р. Вагнер, проповедник утопического коммунизма В. Вейтлинг, французские социалисты П. Леру, Л. Блан, П. Ж. Прудон, коммунист Э. Кабе, деятели польского освободительного движения, А. Мицкевич, Карл Маркс — будущий идейный и политический противник, а пока уважаемый им человек. Его взгляды постепенно приобретают революционно-демократический характер, появляются первые политические статьи.

Он отвергал коммунистическое общество, но в то же время утверждал, что в основе «истинного коммунизма» лежат «священные права и гуманнейшие требования», что «коммунизм исходит не из теории, а из практического инстинкта, из народного инстинкта, а последний никогда не ошибается». Он уверял, что Европа находится «накануне великого всемирно-исторического переворота», что бедные и угнетенные массы свергнут существующий социально-политический строй и реализуют лозунги французской революции — «свобода, равенство и братство».

С 1843 г. он начинает менять места жительства в связи с тем, что на него начинаются гонения со стороны официальных властей, которые подстрекают царские дипломаты. В России его заочно приговаривают к каторжным работам в Сибири, таким образом Бакунин окончательно становится политическим эмигрантом и политическим борцом.

Когда в феврале 1848 г. во Франции началась революция, Бакунин спешит туда, и для него начинается, по его словам, «месяц духовного пьянства». Префект Парижа отзывается о Бакунине той поры так: «Что за человек! Что за человек! В первый день революции это просто клад, а на другой день надобно расстрелять». Для Бакунина наступает период метания по Европе: он то на границе России, где ищет поддержку среди польской демократии в «бунте» против императора Николая, то на славянском конгрессе в Праге, то волонтером в Пражском восстании (июнь 1848 г.), закончившемся поражением, то одним  из руководителей восстания в Дрездене, после поражения которого арестован. Сначала его приговаривают к смертной казни, которую заменяют через полгода пожизненным заключением. Затем его передают в руки австрийского правосудия, которое также приговаривает его к смертной казни через повешение, но снова изменяет приговор в сторону пожизненного заключения, но тут же передает русским властям. В России его заключают сначала в Петропавловскую крепость, а затем переводят в Шлиссельбургскую, где он находится до 1857 г.

Камера Бакунина в Петропавловской крепости

Находясь в заточении, Бакунин пишет в 1851 г. Николаю I покаянную «Исповедь».

До прибытия на Остров[]

Михаил Бакунин вырос в Киеве и вступил в Советскую Армию, участвовал в Афганской войне где потерял свой правый глаз. Там он научился обращаться с медикаментами и медицинским оборудованием. В конечном счёте его перевели на пост для прослушивания радиосигналов во Владивостоке. В начале 90-х годов его подразделение расформировали и он ушёл из армии. В двадцать четыре года Михаил наткнулся на объявление в газете с заголовком — «Хотите ли вы спасти мир?» Таким образом и был завербован Джейкобом. Где-то к 1993-му году он прибыл на Остров. До того, как присоединиться к группе Других, он работал как член Проекта Дхарма, но позже признал, что это было неправдой. («Введите 77»)

«Государственность и анархия» М. Бакунина

«Государственность и анархия» М. Бакунина

Анализируя историю рабочего движения, Бакунин считает, что его главным врагом является государство, которое «порабощает народные массы». Он различает в Европе отжившие «римско-католические» государства и «новейшие государства» («жидовское царство», «банкократия»), основанные на эксплуатации народного труда капиталом. Главными орудиями государства Бакунин называет фискальную бюрократию и полицейскую власть.

Государству Бакунин противопоставляет «социальную революцию», которая вдохновляется идеалами свободы, равенства и братства.

Первым необходимым условием революции он называет банкротство,  вторым — веру в «общенародный идеал».

Будучи русским, Бакунин призывал к уничтожению «поганой Всероссийской империи», которую характеризует как «петербургский кабинет» или как «немецко-татарскую империю». Он отвергает и квасной патриотизм, и славянофильство, хотя положительно отзывается о славянах как о народе мирном и земледельческом.

Революция для Бакунина оказывается не национальной, но интернациональной, нацеленной на формирование общечеловеческого братства в форме федерации вольных общин, частью которой будет «общеславянская федерация».

Пролетариат Бакунин разделял на «нищенский» (истинно революционный) и «привилегированный» (буржуазный). Нищенский пролетариат больше характерен для Италии, привилегированный — для Германии.

Главной движущей силой своих идей и главным способом пропаганды среди этих масс он считал систему постоянных мелких восстаний и бунтов, аграрных волнений и т. п., называя это пропагандою фактами.

Известные носители фамилии[править | править код]

  • Бакунин, Александр Александрович (1821—1908) — защитник Севастополя, участник сражений за свободу Италии, общественный деятель, брат революционера-анархиста М. А. Бакунина.
  • Бакунин, Александр Васильевич (1924—1999) — советский и российский историк, профессор УГТУ-УПИ, заслуженный деятель науки РСФСР (1984).
  • Бакунин, Александр Михайлович (1768—1854) — русский поэт и публицист, тверской помещик, отец революционера-анархиста М. А. Бакунина.
  • Бакунин, Александр Павлович (1799—1862) — лицейский товарищ А. С. Пушкина; тверской гражданский губернатор, сенатор.

Бакунин, Алексей:

  • Бакунин, Алексей Александрович (1823—1882) — деятель крестьянской реформы, ботаник, брат революционера-анархиста М. А. Бакунина.
  • Бакунин, Алексей Владимирович (род. 1970) — российский футболист.
  • Бакунин, Алексей Ильич (1874—1945) — врач, депутат Государственной думы II созыва от Тверской губернии.
  • Бакунин, Афанасий Васильевич (1909—1965) — Герой Социалистического Труда (1948).
  • Бакунин, Валерий Николаевич (род. 1948) — российский политик.
  • Бакунин, Василий:
  • Бакунин, Василий Михайлович (1700—1766) — русский дипломат, этнограф-калмыковед.
  • Бакунин, Василий Михайлович (1795—1863) — генерал-майор в отставке, член «Союза благоденствия».
  • Бакунин, Илья Модестович (1801—1841) — генерал-майор, участник русско-турецкой войны 1828—1829 годов и Кавказских походов.
  • Бакунин, Михаил:
  • Бакунин, Михаил Александрович (1814—1876) — русский революционер, панславист, анархист, идеолог народничества.
  • Бакунин, Михаил Михайлович (1764—1837) — генерал-майор, Могилевский и Санкт-Петербургский губернатор.
  • Бакунин, Николай Александрович (1828—1903) — сын А. П. Бакунина.
  • Бакунин, Модест Модестович (1848—1913) — русский дипломат, генеральный консул в Сараево и Копенгагене.
  • Бакунин, Павел:
  • Бакунин, Павел Александрович (1820—1900) — русский философ-публицист, общественный деятель, брат революционера-анархиста М. А. Бакунина.
  • Бакунин, Павел Петрович (1766—1805/1806) — директор Императорской Академии наук и художеств.
  • Бакунин, Пётр Васильевич (меньшой) (1732—1786) — член коллегии Министерства иностранных дел Российской империи, сотрудник Н. И. Панина.
  • Бакунин, Фёдор Алексеевич (1898—1984) — советский военачальник, генерал-майор.
Женщины
  • Бакунина, Екатерина:
  • Бакунина, Екатерина Васильевна (1889—1976) — писатель, поэт, критик первой волны эмиграции.
  • Бакунина, Екатерина Михайловна (1810—1894) — знаменитая сестра милосердия, героиня двух войн XIX века.
  • Бакунина, Екатерина Павловна (в замужестве — Полторацкая; 1795—1869) — фрейлина русского двора, возлюбленная А. С. Пушкина.
  • Бакунина, Мария Михайловна — итальянский учёный, дочь революционера М. Бакунина.
  • Бакунина, Татьяна:
  • Бакунина, Татьяна Александровна (1815—1871) — сестра М. А. Бакунина, близкая знакомая И. С. Тургенева.
  • Бакунина, Татьяна Алексеевна (по мужу Осоргина, 1904—1995) — профессор Парижского университета, историк масонства.